Матери из группы социального риска
Существуют данные, свидетельствующие о том, что негативные черты взаимодействия матери и ребенка чаще возникают в семьях вследствие социального и (или) экономического неблагополучия. Показано, что матери, проживающие в неблагоприятных социально-экономических условиях, менее отзывчивы, меньше стимулируют своих младенцев, больше ограничивают и контролируют их поведение по сравнению с матерями среднего класса. Еще одним фактором, ведущим к отставанию познавательного развития детей, является низкий уровень интеллекта у матерей. Исследования показывают, что IQ матери наиболее всего предсказывает IQ ребенка. Среди других факторов выделяют ближайшее социальное окружение ребенка. Показано, что качество раннего поведения взаимодействия матери из группы социального риска в значительной степени определяет познавательное и речевое развитие ребенка в 3 и 5 лет (Kelly et al., 1996).
Матери-подростки
Плохие экономические условия, низкий уровень образования и нестабильные отношения с родителями являются причинами рождения ребенка в подростковом возрасте и отставания развития детей матерей-подростков (Hannetal., 1996). Материнство в подростковом возрасте может быть стрессом, отрицательно влияющим как на мать, так и на ребенка. В большом числе случаев молодые матери не ходят в школу, безработны, чувствуют социальную изоляцию. У них возникают неадекватные представления о развитии ребенка. По сравнению с поведением взаимодействия взрослых матерей матери-подростки вербально менее экспрессивны по отношению к своим младенцам, проявляют меньше положительных и больше отрицательных эмоций, менее чувствительны, меньше стимулируют, чаще наказывают детей. Все эти факторы являются факторами риска отставания в развитии младенцев матерей-подростков (Osofsky, Eberhart-Wright, 1992). Таким образом, развитие детей матерей-подростков подвержено влиянию двух факторов риска: неблагоприятных демографических условий и неблагополучного взаимодействия матери и младенца. Показано, что положительные эмоции матери подросткового возраста, подстраивание, взаимность матери и младенца вместе с обобщенным фактором демографического риска в той или иной сте-
пени связаны с познавательным и речевым развитием детей (Hann et al., 1996).
Качество родительского поведения матерей-подростков в значительной мере связано с поддержкой со стороны их собственных матерей и бабушек, однако в последнем случае отрицательно влияет на восприятие молодыми женщинами себя как родителя. Хотя многие молодые женщины полагаются на поддержку партнеров, данных, свидетельствующих о связи между степенью поддержки со стороны партнера и поведением матери-подростка по отношению к младенцу, не обнаружено. Большое количество друзей способствует родительскому поведению, однако если в социальном окружении много братьев и сестер, то это может привести к усилению психологических симптомов и ослаблению материнских функций (Voight et al., 1996). Считается, что социальные программы должны способствовать установлению молодыми матерями недидактических, доверительных отношений со взрослыми и не ограничивать дружеского общения со сверстниками. И в том и в другом случае удовольствие от общения и приобретаемые матерями-подростками социальные навыки могут привести к улучшению их отношений с младенцами.
Дурное обращение матери
Плохое обращение матери представляет собой нарушение основной родительской функции — защиты ребенка. Оно выделяется в каждой культуре и может включать в себя множество различных форм поведения, в том числе физическое насилие (избиение), пренебрежение (необеспечение адекватной пищей, медицинским уходом, присмотром со стороны взрослого). В некоторых случаях сюда включают использование матерью незаконных лекарств, наркотиков в течение беременности (Beckwith, 1990). Несмотря на справедливость предположения, что различные виды плохого обращения по-разному влияют на развитие ребенка, трудно очерчивать виды плохого обращения, поскольку часто физическое насилие, пренебрежение и дурное эмоциональное обращение происходят одновременно. У подвергавшихся плохому обращению детей наблюдается недостаток иммунизации, из-за неадекватного питания и пренебрежения родителей физическим уходом у них может быть слабое здоровье, анемия, лечение их болезней беспорядочно. Хотя реальное плохо обращающееся лицо является, вероятно, значимым для ребенка с точки зре-
ния отношений привязанности, в большинстве исследований ему внимание не уделяется и фокусируются на отношениях матери и ребенка.
Очевидно, что такие жизненные ситуации, как бедность, недостаток социальной поддержки, другие источники хронического стресса, могут настолько истощить психологические ресурсы родителя, что в этом случае возможны пренебрежение заботой о детях, насилие (Parke, Tinsley, 1987). Однако большинство родителей, испытывающих высокий уровень стресса, не обращаются плохо со своими детьми. Сравнение переживающих сильный стресс родителей, которые проявляли или не проявляли плохое обращение по отношению к своим детям, показало, что такое нарушение родительского поведения более вероятно, если родители переживали насилие в своем собственном детстве или со стороны супруга и (или) если они имели неудовлетворительную социальную поддержку (Straus, 1980).
Исследование социальных связей матерей, сообщивших о дурном обращении с детьми и плохой заботе, показало, что адекватно ведущие себя матери имели намного больше поддержки и долгие, более удовлетворяющие социальные отношения, чем матери с плохим обращением к детям (Crittenden, 1985). Однако не все семьи с дурным обращением были изолированы, некоторые из них имели широкие социальные контакты, но не формировали взаимных, долговременных отношений. Пренебрегавшие детьми матери имели главным образом кратковременные дружеские отношения, нечастые контакты с друзьями, очень частые контакты с родственниками и были неудовлетворены зависимостьюотихподдержки.
Многие плохо обращающиеся с детьми родители сообщали о собственном опыте подобного обращения в их детстве. Исследователи данного вопроса приходят к заключению, что серьезные изменения родительского поведения редко возникают без неблагоприятного детства (Rutter, Quinton, 1984). Описывается, что поведение взаимодействия плохо обращающихся с детьми родителей предсказуемо и определяется тем, какой уход был за ними в раннем детстве. Вопрос о том, почему в одних семьях из поколения в поколение наблюдается плохое обращение с детьми, а в других нет, почему некоторые дети, выросшие в условиях плохого обращения со стороны родителей, ведут себя таким же образом, тогда как их братья и сестры так себя не ведут, требует дополнительного объяснения.
Анализ исследований личности плохо обращающихся с детьми родителей показал сложность выделения стойкого набора черт. Более того, обнаружено, что существует лишь ограниченная связь между чертами личности и актуальным поведением родителя. В одной из работ рассматривались характеристики родителей до рождения детей, испытавших впоследствии плохое обращение. Оценка этой группы плохо обращавшихся с детьми матерей в пренатальный период развития ребенка и в три месяца выявила более высокую агрессию, оборонительность, тревожность, меньшую социальную желательность, меньшее поощрение взаимности и меньший уровень интеллекта по сравнению с матерями, которые обеспечивали заботу и уход за детьми, несмотря на бедность и стресс. Матери с дурным поведением отрицательно реагировали на опыт беременности и при описании себя с большей вероятностью пользовались выражениями пренебрежения (Brunquelletal., 1981). Обзор исследований плохо обращавшихся с детьми отцов показывает сходство их профилей личности с профилями проявлявших такое же поведение матерей. Важными детерминантами нарушения родительского поведения были социальная изоляция, бедное взаимное приспособление супругов, неуправляемый стресс, низкая самооценка, история плохого обращения в собственном детстве.
Попытки ранней идентификации родителей, у которых потенциально возможно плохое обращение с детьми, были построены на результатах обсуждавшихся выше исследований и с точки зрения статистики были успешны. Однако необходимо отметить высокую вероятность обманчивости полученных данных (Beckwith, 1990). Указывается, что фактически плохое обращение с ребенком является относительно редким, детерминированным множеством факторов случае м, а по характеристи кам л ичности и оп ыту детства дурно обращающиеся с детьми родители частично совпадаютс не проявляющими такого поведения родителями.
Существуют данные отом, что плохо обращающиеся с детьми родители демонстрируют отклоняющееся родительское поведение и аффект во многих других обстоятельствах. По сравнению с воздерживающимися от такого поведения родителями эти матери проявляют больше гнева и раздражения, меньшую эмпатию при просмотре видеофильмов с плачущими младенцами (Frodi, Lamb, 1980). Более вероятно, что они неправильно идентифицируют различные эмоциональные выражения лиц младенцев на слайдах.
Показано, что плохо обращающиеся сдетьми матери крайне нечувствительны к ним в раннем возрасте, чаще препятствуют целенаправленному поведению младенцев и проявляют больше скрытой враждебности (Lyons-Ruth et al., 1987). У них наблюдается уменьшение взаимодействия, включая большее физическое расстояние от ребенка, отсутствие аффективного выражения, долгие паузы между инициациями разговора и уменьшение контакта глаз. По сравнению с ними матери с нормальным родительским поведением более отзывчивы, показывают более любящее поведение, проявляют удовольствие и чуткость к целям младенцев (Crittenden, Bonvillian, 1984). Дурно обращающиеся со своими детьми матери отличаются от группы родителей с нормальным поведением методами контроля над детьми в дошкольном возрасте: используют больше команд, утверждая власть',и меньше проявляют позитивно ориентированные стратегии контроля. Было показано, что при использовании различных способов вза^одействия их поведение более навязчиво и непостоянно, аффективные проявления уплощены, попытки получить согласие ребенка менее гибки (Oldershawetal., 1986).
Некоторые исследователи предполагают, что особенности мла-енца, такие как недоношенность и «трудный» темперамент (и наблюдаемые в этом случае раздражительность, неясность сигналов), могут способствовать проявлению у родителя плохого обращения (Beckwith, 1990). Было выдвинуто предположение, что недоношенный ребенок и связанные с ним проблемы ухода могут сильно истощать ограниченные ресурсы некоторых матерей, что нарушение отношения находящихся в стрессовом состоянии родителей к детям может быть обусловлено ранним, длительным отделением недоно-шенныхдетей от матерей. Несмотря на то, что данные о влиянии отделения на последующее родительское поведение по отношению к недоношенным детям недостаточно убедительны, существуют некоторые факты, свидетельствующиеотом, что короткий интервал между рождением и первоначальным контактом вовремя родившегося ребенка и матери уменьшает последующие родительские стрессы (Vietze etal., 1980).
В одной из работ были выявлены родители с высоким риском плохого обращения, а их новорожденные младенцы в случайном порядке определены либо в группу детей, остающихся с матерями, либо в контрольную группу детей, которых сразу после рождения отделяли от матерей на период времени до 12 часов (Ibid.). Впоследствии
было обнаружено, что если в первой группе матерей плохое обращение наблюдалось только в 1 случае из 143, то во второй группе — в9 случаях из 158, что представляет значительное различие. Авторы пришли к заключению, что ранний контакте новорожденным ребенком влияет на предрасположенных к плохому обращению родителей. Вероятно, для матерей с более значительными ресурсами родительского поведения не составляет больших трудностей адаптироваться к раннему отделению младенцев.
Обнаружено, что плохо обращающиеся с детьми родители описывают их как более раздражительных и трудноуправляемых (Maccoby, Martin, 1983). Возможно, дети, с которыми плохо обращались, посылают неясные социальные сигналы и имеют низкую отзывчивость. По сравнению с контрольной группой детей их описывают как значительно более агрессивных, фрустрированных, неуступчивых, с меньшим проявлением положительных аффектов (Egeland, Sroufe, 1981).
Поданным на 1975 год число исследований дальнейшего развития испытавших плохое обращение младенцев было невелико (Sameroff, Chandler, 1975). Впоследствии число систематических наблюдений растет и включает в себя исследования качества привязанности, взаимодействия родителя и ребенка в лабораторных условиях или дома, исследования поведения в дошкольных учреждениях (Burgess, Conger, 1978; George, Main, 1979; Egeland, Sroufe, 1981; Crittenden, 1985; Lambetal., 1985). В преобладающем числе исследований показано, что плохое обращение не связано с небезопасной привязанностью к матери, если источником плохого обращения была не биологическая мать, а другое лицо. Одни исследователи обнаружили увеличение числа небезопасной привязанности избегающего типа, тогда как другие выявили больше случаев небезопасной привязанности тревожно-сопротивляющегося типа или определили для описания младенцев, испытавших плохое обращение, необходимость новой, нетипичной классификации как избегания, так и сопротивления (Crittenden, 1985). Таким образом, поведение привязанности у этой группы младенцев по сравнению с поведением привязанности у детей в условиях менее нарушенных отношений может быть организовано настолько по-другому, что обычная классификация не подходит. Некоторые испытавшие дурное обращение младенцы способны формировать с родителями отношения безопасной привязанности, хотя со временем эти отношения могут быть нестабильными.
Неясно, что значит иметь безопасную привязанность при таких условиях, насколько условия плохого обращения изменяют чувство безопасности (Beckwith, 1990).
Обнаружено, что маленькие дети, испытавшие плохое обращение со стороны родителей, с большей вероятностью отвечают на фрустрацию агрессией, более физически агрессивны со сверстниками. Они набрасываются или угрожают напасть на близких и ухаживающих за ними людей, что не наблюдалось ни у одного из детей контрольной группы. Дети, с которыми дурно обращались, избегают других детей и близких, ухаживающих за ними взрослых намного чаще детей контрольной группы (George, Main, 1979). В одном из исследований взаимодействия детей в дошкольном учреждении было выделено пять пар, в которых один из детей эксплуатировал другого или делал его жертвой (например, наносил удар, когда партнер показывал болезненную зону; демонстрировал сарказм, унижение и враждебность по отношению к другому; ложился поверх партнера и не позволял ему встать) (Sroufe, Fleeson, 1986). Было определено, что в каждом из случаев насилующий другого ребенок имел опыт плохого обращения со стороны своего родителя.
Наблюдение в детских садах показало, что не испытавшие дурного обращения дети второго года жизни из неблагоприятных, находящихся в условиях стресса семей отвечали на страдание ровесников с интересом и беспокойством, эмпатией или печалью, что соответствует данным исследований не переживших плохого обращения детей среднего класса. Однако ни один из детей того же возраста, имевших опыт отрицательного родительского поведения, не проявлял беспокойства при страдании другого ребенка. В таких случаях более вероятным поведением для них было физическое нападение, страх или гнев, чего не наблюдалось в первой группе. Значительно меньшее число испытавших плохое обращение детей попеременно то нападали, то пытались утешить переживающих горе сверстников (Main, George, 1985).
Все увеличивается число данных о том, что у детей второго года жизни, которые имели опыт плохого родительского обращения, развивается измененная система понимания самихсебя: увидев себя в зеркале с румянами на носу, они проявляли нейтральный или отрицательный аффект, тогда как большинство детей реагировало положительно (Cicchetti, Schneider-Rosen, 1984). Дальнейшие исследова-
ния показали, что эта группа детей меньше говорила о своих чувствах или о чувствах других.
На протяжении последних лет многие исследователи заняты изучением вопроса взаимодействия матери и младенца в случаях риска отставания в развитии. Накоплено значительное число экспериментальных данных, свидетельствующих о влиянии на взаимодействие и социально-эмоциональное развитие ребенка таких факторов, как недоношенность, генетическое нарушение (синдром Дауна), «трудный» темперамент. Показано отрицательное влияние на отношение матери и младенца психического заболевания матери, прежде всего депрессии, плохого обращения к ребенку, материнства в подростковом возрасте, социально-экономического неблагополучия.
Несмотря на то, что в каждом конкретном случае причины и качественные особенности изменения взаимодействия и развития ребенка разные, в результате обзора экспериментальных исследований можно выделить наиболее частые для пар «мать—младенец» проблемы. В их число входят наблюдающиеся со стороны младенцев меньшее количество и слабость реплик (снижение числа контактов глаза в глаза, имитаций, вокализаций, улыбок), меньшая отзывчивость на инициации и поведение матери, ослабление инициирования взаимодействия. Поведение матерей в первые месяцы жизни ребенка характеризуется нарушением подстраивания, избеганием или, наоборот, чрезмерной вовлеченностью во взаимодействие. Они менее чувствительны к потребностям младенца, выглядят более доминирующими и контролирующими, проявляют дефицит поддержки независимой или инициированной младенцем игры. Перестимулирующее, переконтролирующее и передоминирующее поведение матери ведет к неуловимым или сильным сигналам отрицания взаимодействия со стороны младенца, проявлению им защитных механизмов. Нарушается процесс приобретения оптимального первичного опыта, необходимого для психического здоровья и развития младенца. Нередкие негативные аффекты у младенцев групп риска свидетельствуют о переживании стресса в процессе взаимодействия. Их защитное поведение часто сходно с поведением детей вусловиях депривации, отделения от матери.
Нарушение поведения взаимодействия у младенцев с высоким риском может быть связано с изменением сенсорной чувствительности, неразвитой способностью приема и обработки стимульной информации и с нарушением поддержания уровня возбуждения. Вследствие этих осложнений матери младенцев группы риска испытывают затруднения в определении уровня возбуждения ребенка и предъявлении оптимального уровня стимуляции: низкие уровни стимуляции не вызывают ответов, а высокие могут вести к отводу взгляда и беспокойству. Поведение матери не соответствует режиму оптимального, безопасного сенсорно-перцептивного функционирования ребенка, мать перестаетбытьфигурой, обеспечивающей безопасность уже на уровне организации сенсорной стимуляции. Поведение родителя и ребенка проходит по замкнутому циклу: мать становится более активной, в то время как младенец остается неактивным и неотзывчивым. В этом случае активность родителя контрпродуктивна, так как ведет к меньшему, а не большему ответу со стороны младенца. Сходные модели наблюдаются во взаимодействии матерей и преждевременно родившихся младенцев, младенцев с синдромом Дауна, органическими и сенсорными нарушениями.
В целом процесс взаимодействия матери и младенца групп риска может быть охарактеризован как асинхронный, с дефицитом взаимной регуляции уровня возбуждения и стимуляции, с нарушением «танца» взаимодействия. Если мать не приспосабливается к особенностям младенца, неспособна установить сенситивный, взаимонаправленный стиль, удовлетворить основные социально-эмоциональные потребности ребенка, то существует высокая вероятность нарушения взаимодействия и формирования небезопасной привязанности.
Младенцы группы риска не являются гомогенной группой, однако из обзора литературы можно сделать вывод, что риск изменения линии развития, связанный с особыми потребностями младенца, может усугубляться дефицитом первичных объектных отношений, нарушением системных отношений с матерью. Картина становится еще более трагичной, если учитывать связанное с рождением ребенка из групп генетического или медицинского риска изменение состояния и депрессию матери, что само по себе является сильным фактором нарушения взаимодействия.
В соответствии с предлагаемой моделью организации взаимодействия в системе «мать — младенец» дезорганизация, асинхрон-
ность взаимного поведения и ритма матери и младенца, нарушение модулирования стимуляции и подстраивания подуровень возбуждения наблюдаются и в тех случаях, когда мать эмоционально недоступна и неотзывчива, например, при депрессии, шизофрении или других ведущих к отдаленности от ребенка расстройствах и заболеваниях. Предпочитаемый матерью или другим близким и ухаживающим за младенцем человеком уровень возбуждения и стимуляции может значительно отличаться от необходимого для ребенка. У взрослых из групп риска резервы для изменения предпочитаемого уровня стимуляции могут быть весьма ограничены, что ведет к трудностям подстраивания под потребности ребенка. Лишаясь в лице несовпадающей по уровню возбуждения и предпочитаемой стимуляции, неотзывчивой матери важного внешнего источника регуляции стимуляции, депривированный младенец оказывается не в состоянии развивать или поддерживать необходимый для него уровень возбуждения и ритм поведения. Может наблюдаться рассогласование между потребностями самого ребенка и удовлетворением этих потребностей со стороны первичного окружения — матери, нарушение процесса приобретения ребенком отвечающего его индивидуальным особенностям оптимального сенсорно-перцептивного опыта. В этом случае система «мать - младенец» основана не на партнерстве и приоритетах ребенка, а на приоритетах матери. Мать перестает быть фигурой, создающей условия оптимального, безопасного функционирования младенца.
Данные исследований свидетельствуют о том, что природа и качество взаимодействия значительно различаются от одной диады к другой и зависят как от способностей младенцев, так и от индивидуальных особенностей родителей. Каждую пару необходимо рассматривать отдельно как сложную и открытую систему со множеством влияющих факторов, механизмов регуляции, потенциальных возможностей самовосстановления и изменения. Несмотря на особые потребности, младенцы и матери групп риска могут устанавливать оптимальное взаимодействие и формировать отношения безопасной привязанности. Положительным изменениям социально-эмоционального взаимодействия в паре и развитию младенца способствуют программы раннего междисциплинарного семейно-центрированного обслуживания матерей и младенцев групп риска.
ПРОГРАММЫ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА
В настоящей главе рассматривается новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп социального, медицинского и генетического риска отставания в развитии и их родителей — область раннего вмешательства («early intervention»). Анализируются современные модели ранней психотерапии диады «мать — младенец» и основные положения социально-педагогически ориентированных программ раннего вмешательства. Описывается первая в России программа ранней междисциплинарной семейно-центрированной помощи вдо-школьном учреждении системы образования.