Раздел II. Развитие психики на разных возрастных этапах

Тема 9. Пренатальное развитие

Бондинг – развитие близких избирательных отношений, например, привязанности, связь между матерью и ребенком предполагает наличие тесного физического контакта между матерью и ребенком в первые часы жизни ребенка, способствует укреплению материнской любви к ребенку и развитию потребности заботиться о нем.

Послеродоваядепрессия – психическое состояние, характеризующееся угнетенностью, подавленностью, общей пассивностью поведения.

Тема 10. Психологические особенности развития ребенка в младенческом возрасте

Госпитализм– синдром патологии детского психического и личностного развития, возникающих в следствии отдаления ребенка от матери и ранней институтуализации (помешения ребенка в ДОУ или иные учреждения).

Депривация– лишение, утрата человека чего-то значимого для него.

Комплекс «оживления» - эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка на близкого для него человека, выражающаяся в проявлении радости (улыбка), общей двигательной активности и звуковой активности.

Младенчество - период в развитии человека от момента возникновения комплекса «оживления» до конца 1 года жизни.

Новорожденность – период в развитии человека от момента рождения до возникновения комплекса «оживления».

Базальнаятревога – интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности и одиночества.

Базовое (базальное) доверие – положительное эмоциональное отношение к окружающему миру, формирующееся у ребенка в раннем детстве при наличии психологической атмосферы любви, тепла и поддержки со стороны взрослых.

Моторика –движения, осуществляемые скелетно-мышечной системой.

Перцептивные действия – действия по восприятию объектов социальной действительности, приводящие к построению образа, адекватного предметному миру.

Манипуляции предметные – проявления двигательной активности ребенка, направленные на предметы с целью их обследования и забавы, совершаются без учета способов культурного употребления предметов.

Рефлекс – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.

Сенсомоторная координация (зрительно-моторная координация) –осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.

Ситуативно-личностное общение– общение ребенка со взрослым, направленное на реализацию потребности ребенка в любви, ласке, внимании и заботе.

Ситуативно-деловое общение – общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью общения является совместное действие.

«Спонтанная» («гастическая») улыбка – улыбка новорожденного, проявляющаяся или спонтанно, или при реализации каких-либо потребностей.

Социальная улыбка – эмоциональная реакция ребенка в ответ на голос матери или ее появление в поле зрения ребенка, знаменует завершение периода новорожденности и наступление периода младенчества.

Эмоциональная депривация – продолжительное более или менее полное лишение человека эмоциональных впечатлений.

Тема 11. Психическое развитие ребенка в раннем детстве

Наглядно-действенное мышление- вид мышления, характеризующийся решением задачи на основе практической преобразовательной деятельности с реальными предметами.

Орудийные действия – 1) активность ребенка с предметами, предполагающая изменение одного предмета при помощи другого предмета (например, забивает гвоздики игрушечные молоточком); 2)вид предметных действий, в ходе их выполнения один предмет (орудие) используется для воздействия на другой.

Соотносящие действия – вид предметных действий, активность ребенка с предметами, направленная на установление взаимнооднозначного соответствия между ними (например, собирает матрешку, пирамидку).

Предметные действия –действия с предметами в соответствии с их назначением.

Предметно-орудийная деятельность – целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества.

Половая идентификация –отождествление человеком себя с представителем своего пола с последующим освоением гендерных моделей поведения, характерных для представителей своего пола.

Предметные действия – это действия, осуществляемые с теми или иными предметами в соответствии с их назначением (функцией)

Привязанность – избирательное отношение ребенка к матери или лицу ее заменяющему, обеспечивающее ребенку надежную безопасность и эмоциональную поддержку.

Символическая функция сознаниявыражается в появлении действий с предметами-заместителями реальных предметов.

Ситуативно-деловое общение – общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью общения является совместное действие.

Негативизм –немотивированное поведение ребенка, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп.

Жизненный сценарий – постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.

Тема 12. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся решением задачи на основе оперирования представлениями (образами) предметов и явлений окружающего мира.

Эгоцентризм мышления – скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий.

Негативное самоопределение – психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и проявляющийся в постоянном намеренном нарушении ребенком правил поведения.

Позитивное самоопределение – психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и проявляющийся в подчеркнутом соблюдении ребенком правил поведения, исполнении им роли «образцового ребенка».

Тема 13. Психологическая готовность к школьному обучению

Школьная зрелость (функциональная готовность) – это уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, интеллектуальные и физические нагрузки не влияют негативно на развитие ребенка.

Психологическаяготовность –комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного обучения в школе, состоит из 1) мотивационной готовности – положительного отношения к школе, желания учиться, желания быть школьником и не быть дошкольником; 2) интеллектуальная готовность – достаточный уровень развития мышления, памяти, и иных познавательных процессов; 3) волевая готовность – наличие произвольности поведения; 4) коммуникативная готовность – способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности с ними, отношение к взрослому как к авторитетной личности, стремление ему подражать, отсутствие обид на его замечания.

Тема 14. Психическое развитие в младшем школьном возрасте

Внутренний план действий – умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата.

Внутренняя позиция школьника – стремление приобщиться к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности через принятие и реализацию новой социальной роли – школьника.

Рефлексия– процесс самоанализа субъектом внутренних психических актов и состояний.

Тема 14. Психическое развитие в подростковом возрасте

Акселерация– процесс ускоренного соматического развития и физиологического созревания организма человека.

Дивергентное мышление (творческое) – вид мышления, характеризующийся нахождением нескольких правильных ответов в ходе решения какой-то задачи или проблемной ситуации.

Конвергентное мышление - вид мышления, характеризующийся нахождением одного верного варианта решения задачи (проблемы).

Маскулинность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

Подростковый кризис – период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями.

Ретардация – процесс противоположный акселерации, характеризуется замедлением темпов соматического развития и физиологического созревания, темпов психического развития человека.

Референтная группа – общность людей, цели, мнения и ценности которой разделяет личность и стремиться им подражать.

Феминность- нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

Чувство взрослости – это потребность подростка быть и считаться взрослым человеком.

Психологическая инкапсуляция – психологический синдром, складывающийся в подростковом возрасте и проявляющийся в сосредоточенности подростка на своих переживаниях и фантазиях в ущерб активной внешней деятельности и общению.

Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от принятых в обществе нравственных или (и) правовых норм.

Делинквентное поведение – разновидность отклоняющегося поведения- противоправное, преступное поведение.

Тема П.6. Психологические особенности в юношеском возрасте

Жизненный путь– история формирования и развития личности в определенном обществе, развитие человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.

Жизненный сценарий – постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.

Мировоззрение– совокупность взглядов человека на мир и себя в этом мире, и обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции человека, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Самовоспитание– сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности.

Самосознание – осознание человеком себя и своих индивидуальных особенностей.

Самоопределение (профессиональное, нравственное) – сознательный акт выявления и утверждения собственных позиций (взглядов, точек зрения) в ходе выбора профессии, нравственных норм, которыми человек в дальнейшем руководствуется в своей жизни.

Я-концепция – целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе.

Тема П. 7. Психология взрослости

Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических, гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости или при достижении им наиболее высокого уровня в развитии. Акмеология изучает объективные и субъективные факторы, психологические закономерности и механизмы достижения человеком вершин в развитии, деятельности.

Зрелость – период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития интеллектуальных и физических особенностей человека.

Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных, интеллектуальных возможностей.

Инфантилизм личностный – сохранение в психике и поведении взрослого человека особенностей, присущих детскому возрасту.

Экзистенциальный мотивационный вакуум – ощущение утраты основного жизненного мотива – смысла жизни.

Тема II.8. Психические особенности старения и старости

Болезнь Альцгеймера – заболевание, при котором происходит прогрессирующее разрушение клеток головного мозга, обуславливающее слабоумие.

Деменция (преобретенное слабоумие) –необратимая дезорганизация личности как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане.

Мультиинфарктная деменция – снижение интеллектуального уровня, наступающее внезапно, в виде ряда неожиданных симптомов, вызываемое инсультом или серией микроинсультов.

Сенильная деменция – органическое заболевание мозга, отражающееся на адекватности мышления человека.

Предстарческий психоз – свойственная старческому возрасту рассогласованность психических процессов, в результате чего человек не может осмыслить происходящее, адекватно проанализировать ситуацию и ее развитие, свойственно также неадекватное реагирование на окружающих людей, безотчетность действий и неспособность им сознательно управлять.

Витаукт -система процессов, направленных на поддержание высокой работоспособности и увеличение жизни в старости.

Геронтопсихология– отрасль психологии, изучающая психологические особенности лиц пожилого возраста и старости.

Инволюция психики– процесс угасания психических процессов и функций.

Инволюция личности –«обратное» развитие личности, связанное с упрощением, свертыванием или утратой основных социально значимых личностных характеристик.

Ипохондрическая фиксация – болезненное состояние, характеризующееся чрезмерным вниманием к своему здоровью, страхом перед неизлечимыми болезнями, склонностью преувеличивать болезненные явления и приписывать себе несуществующие тяжелые недуги.

Эвтаназия – действия врача, целью которых является вызвать смерть безнадежно больного человека.

Наши рекомендации