Схема психологического анализа урока № 3
«Анализ организации урока и организованности учеников»
(по Н.Ю. Скороходовой)
Схема психологического анализа урока имеет форму опросника. От студента требуется отметить высказывания, которые соответствуют наблюдаемым на уроке действиям и вербальным реакциям.
Общие сведения об уроке: дата, школа, класс, предмет, тема урока, цель и тип урока, количество учащихся в классе, из них присутствовало на уроке.
Урок вел студент-практикант (ФИО).
Наблюдение за уроком вел студент-практикант (ФИО).
I. Создание общих условий эффективного обучения
1. Создание учителем условий для достижения учебного эффекта на уроке:
А) указания по плану и целям урока ясные и полные;
Б) сведения о новом материале, который вызывает интерес у учащегося;
В) технические средства и учебные пособия, способствующие быстрому включению в работу;
Г) учитель передает учащимся часть функций учителя, что повышает эффективность урока;
2. Эффективное использование времени урока:
А) урок начинается со звонка;
Б) нет задержек и затягивания времени урока;
В) нет нежелательных отступлений во время урока;
Г) урок заканчивается вовремя;
3. Приспособленность обучения к особенностям учащихся:
А) обучение соответствует возрастным особенностям;
Б) все учащиеся имеют одинаковую возможность участвовать в работе;
В) необходимое время для достижения учебных целей;
Г) обучение строится на взаимодействии учителя и учащихся.
II. Владение предметом и средством обучения
4. Достаточное владение учебным предметом:
А) информация и демонстрация точны и своевременны;
Б) комментарии и ответы на вопросы учащихся точны и интересны;
В) информация предъявляется в логической последовательности;
Г) предоставляется возможность усвоения материала разной степени сложности.
5. Организация урока в логической последовательности:
А) урок начинается со стимулирующего введения;
Б) устанавливается связь с пройденным материалом;
В) учебный результат достигается и закрепляется на уроке;
Г) урок заканчивается подведением итогов.
III. Техника объяснений, письма и речи
6. Объяснения, связанные с содержанием урока:
А) объяснения ясны и доступны, используются подходящие слова и термины;
Б) используются примеры;
В) выделяются ключевые моменты в содержании урока;
Г) в материале выделяются и прорабатываются трудные места.
7. Адекватное использование письменных объяснений:
А) записи аккуратны и разборчивы;
Б) прочтение и объяснение текста ясное;
В) графические изображения четкие;
Г) используются правильные, ясные обозначения.
8. Использование устных объяснений:
А) дикция способствует пониманию;
Б) скорость, величина высказываний удобны для восприятия;
В) речь грамматически правильна;
Г) произношение слов правильное.
9. Разъяснения при непонимании материала:
А) определение областей непонимания и повторение объяснений;
Б) проявляется стремление к устранению непонимания и его причин;
В) проводятся индивидуальные разъяснения и для небольших групп;
Г) на уроке нет неясностей.
IV. Организация учебного взаимодействия
10. Оценка степени продвижения учеников на уроке:
А) контролируются отдельные (сильные и слабые) учащиеся;
Б) требуются ответы от многих учащихся;
В) учитель побуждает учеников оценивать свою работу;
Г) учитель побуждает учеников оценивать работу друг друга.
11. Сообщение учащимся о результатах продвижения:
А) учитель сразу же сообщает об ожидаемых результатах урока;
Б) указывает на правильное выполнение задания;
В) указывает на ошибки в выполнении задания;
Г) предлагает учащимся внести предложения по улучшению работы на уроке.
12. Помощь учащимся в выполнении учебных занятий:
А) учащиеся выполняют задание вместе с учителем;
Б) учитель дает подсказку (направляет действия);
В) учитель оценивает поиски способов выполнения учащимися;
Г) учитель побуждает действовать совместно, помогать друг другу.
13. Использование предложений и вопросов, поступивших от учащихся по содержанию урока:
А) поясняющие вопросы и примеры запрашиваются у учащихся;
Б) выявляются ученики, желающие дать пояснения;
В) вопросы и пояснения принимаются с благодарностью;
Г) идеи учащихся разрабатываются и используются.