Протокол для фиксации результатов наблюдения в процессе составления психологической характеристики учащегося

Разделы характеристики Детализация раздела (психические и социально-психологические явления и свойства)   Поведенческие проявления психических и социально-психологических явлений и свойств Примеры наблюдаемых вербальных и невербальных реакций учащегося
       
       
       

На основе заполненного протокола студент составляет целостный текст характеристики учащегося, указывая в нем ее разделы и раскрывая их содержание. В завершении характеристики формулируются общие психолого-педагогические выводы и приводится рефлексивный отчет. Таким образом, протокол наблюдения за учащимся является исходным материалом, на основе которого составляется текст характеристики. Данный протокол входит в отчетную документацию, которую студент должен сдать на кафедру.

Общие психолого-педагогические выводы

по характеристике учащегося

Общие выводы представляют собой обобщение результатов наблюдений, опросов, бесед со всеми участниками образовательного процесса, анализа документации и продуктов деятельности учащегося, результатов применения (по желанию студента) психологических методик. Выводы формулируются на основе зафиксированных в протоколе поведенческих проявлений психических и социально-психологических явлений и свойств.В выводах должны быть отражены:

1) основные личностные качества учащегося;

2) особенности учебной деятельности и общения учащегося;

3) индивидуальные особенности учащегося в соотношении с возрастными, описанными в специальной психологической литературе (со ссылкой на нее);

4) причины (как внешние, так и внутренние, психологические) имеющихся проблем в поведении, учебе, отношениях;

5) возможные особенности дальнейшего развития ученика с указанием условий, являющихся наиболее благоприятными для развития его личности;

6) первоочередные психолого-педагогические задачи развития, стоящие перед учителем-предметником, классным руководителем, родителями и самим школьником.

Рефлексивный отчет по результатам составления

Психологической характеристики учащегося

Рефлексивный отчет представляет собой заключение в свободной форме, в котором необходимо отразить следующие моменты:

1) была ли успешна ваша работа по составлению психологической характеристики учащегося;

2) какие трудности вы испытали в процессе сбора информации и работы над составлением характеристики;

3) что нового вы узнали, какой опыт приобрели в процессе составления психологической характеристики учащегося.

Критерии оценки

Оценка “отлично” ставится, если психолого-педагогическая характеристика учащегося, написанная студентом, удовлетворяет следующим требованиям:

1) отражены знание студентом теоретических основ психологии, и ее психологическая направленность;

2) представлены результаты наблюдения за учащимся во всех сферах его деятельности (учебной, игровой, трудовой) и в общении со сверстниками и взрослыми;

3) имеется заключение, включающее конкретные аргументированные выводы и психолого-педагогические рекомендации;

4) зафиксированы факты, примеры, демонстрирующие психологические особенности личности учащегося;

5) прослеживается работа с психологической литературой, имеются соответствующие ссылки в тексте;

6) работа оформлена аккуратно и сдана в срок.

Оценка “хорошо” ставится при соблюдении всех вышеперечисленных требований, но наряду с этим в характеристике встречаются слабо аргументированные наблюдаемыми фактами заключения, психолого-педагогические рекомендации носят абстрактный характер.

Оценка “удовлетворительно” ставится, если содержание характеристики носит описательный характер, не акцентируется внимание на поведенческом проявлении наблюдаемых свойств, отсутствуют или слабо структурированы выводы, работа оформлена небрежно и не сдана в установленные сроки.

Оценка “неудовлетворительно” ставится, если работа полностью не отвечает требованиям к психологической характеристике учащегося, выполнена на уровне не научной, а житейской психологии. В этом случае характеристика возвращается студенту для доработки.

Библиографический список

1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.

2. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций: хрестоматия. СПб., 2001. 416 с.

3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. 752 с .

4. Лазурский А.Ф. Школьные характеристики. СПб., 1913.

5. Лазурский А.Ф. Очерки науки о характерах. М., 1995. С. 100-102.

6. Кондаков И.М. Мониторинг образования: анализ ситуационно-специфического поведения учащихся // Прикладная психология. 2002. № 3. // Электронный ресурс - http://www.matlab.mgppu.ru/work/0021.htm. Режим свободного доступа.

7. Мерлин B.C. Взаимоотношение иерархических уровней взаимодействия в системе "человек-общество" // Темперамент. Пермь, 1976.

8. Общая психология: словарь / под. ред. А.В. Петровского //Психологический лексикон; Энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко / под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. 251 с.

9. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося: методические указания / сост. Н.В. Ковалева. Калининград, 1997. 24 c.

10. Психологические исследования в школе: в помощь студенту-практиканту. изд. 2-е/ под ред. Е.В. Левченко. Пермь, 2002. 67 с.

11. Практикум по общей психологии /А.И. Допира, Г.В. Дьяконов, Т.И. Пашукова. 2001.

12. Росс Л. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии: пер. с англ. В. В. Румынского / под ред. Е. Н. Емельянова, B. C. Магуна. М.: Аспект Пресс, 1999. 429с.

13. Словарь / под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон; Энциклопедический словарь: в 6 т./ ред.-сост. Л.А. Карпенко / под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006. 176 с.

Дополнительный список литературы для самостоятельного изучения

1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 2006. 365 с.

2. Ахвердова О.А. Практикум по социальной психологии: учеб. пособие. М.: Изд-во СФЕРА, 2006.

3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М., 2001.

5. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М., 2005.

6. Психология личности: хрестоматия: в 2 т. Самара: Бахрах; М, 2006. 544 с.

7. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: учебное пособие. СПб., 2005.

8. Практикум по социальной психологии/под ред. И.С. Клециной. 1-е изд. СПб.: Питер, 2008. 256 с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.

10.Социальная психология: учеб. пособие / под ред. А. Н. Сухова, А.А. Деркача. М., 2001, 2002.

11. Тихомиров О. К. Психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по напр. и спец. психологии. М.: Высшее образование, 2006. 538 с.

12.. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 349 с.

Наши рекомендации