Составления психологической характеристики группы (класса)

I.Общие сведения о классе

1. Структура класса и история его формирования:

а) количество учащихся (мальчиков, девочек), возрастной состав;

б) наличие второгодников, одаренных детей, конфликтных, агрессивных детей, мигрантов, сирот, детей с отклонениями в развитии, количество учащихся из полных и неполных семей;

в) слияние класса с другими группами, смена классного руководителя и т.д.

2. Психофизическое здоровье учащихся:

а) анализ результатов медицинского обследования учащихся класса (медицинские группы);

б) фамилии учащихся, здоровье которых нуждается в пристальном внимании учителей – предметников;

в) отношение больного ребёнка и его семьи к его здоровью и отношение самого ученика к своей болезни;

г) соотношение здоровья и учебных результатов.

3. Характеристика семей учащихся:

а) возраст родителей, образовательный уровень, условия жизни в семьях;

б) отношение родителей к школе и учебным успехам ученика;

в) характеристика взаимоотношений детей и родителей;

г) ценностные ориентации семей учащихся.

Методы: наблюдение, беседа, контент-анализ.

II. Организация класса, руководство им

1. Организующее звено класса. Его официальный актив, характеристика его активности (инициатива, самостоятельность, настойчивость, требовательность к себе и другим, наличие-отсутствие авторитета, организаторские способности, забота о товарищах, отношение к общественному мнению и т.д.). Общественные поручения учащихся класса. Стадия развития группы.

2. Распределение ролей в группе. Наличие в группе формальных (официальных) и неформальных лидеров и анти-лидеров, их степень влияния на класс, отношение к лидерам. Наличие аутсайдеров («отверженных»), причины отвержения и возможные пути изменения отношения к ним одноклассников.

Взаимоотношения внутри группы.

- Общение между учащимися, дружба, взаимопомощь, эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных учащихся класса.

- Степень заинтересованности в общих делах, проявления взаимной требовательности, взаимопомощи и уважения, критика в группе, проявления товарищества и дружбы.

- Особенности отношений между мальчиками и девочками.

- Отношение к успевающим и слабоуспевающим учащимся.

- «Трудные» учащиеся, их влияние на одноклассников. Открытость, закрытость, тревожность учащихся. Наличие детей с признаками астенизации, геймеровского мышления, тенденции к леворукости, анорексии, национализму. Наличие детей «группы риска» (склонность к алкогольной, наркотической зависимости, интернет-зависимости).

- Степень конфликтности учащихся, её причины. Конфликты в группе и способы их разрешения.

- Наличие или отсутствие умения взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и одноклассниками. Влияние учителей на формирование межличностных отношений в классе.

- Наличие микрогрупп в классе: мотивы их объединения (по интересам, месту жительства, по способностям, по личным качествам и т.д.), отношения между микрогруппами.

- Степень организованности, сплочённости класса.

4. Уровень группового сознания, моральные нормы. Отношения учащихся с классным руководителем, с отдельными учителями. Традиции в классе, проведение массовых мероприятий, праздников, вечеров; участие в них учеников. Ритуалы, символика, сленг класса.

5. Эмоциональный фон, психологический климат в классе. Настроения в учебе, труде, обществен­ных мероприятиях, развлечениях и во время отдыха.

Влияние классного руководителя на психологический климат в классе.

6. Место и роль класса в жизни школы. Особенности его взаимоотношений с другими классами. Участие класса в общественной жизни, а также жизни школы.

7. Руководство учебной группой (классом). Личность классного руководителя и его влияние на группу (образование, стаж, длительность работы с данным классом, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.); отношение к нему класса, наличие авторитета среди учащихся. Подход классного руководителя к решению проблем в классе. Конфликты с учащимися. Методы управления классным коллективом, используемые классным руководителем. Эффективность данных методов.

Методы: социометрия, опрос, наблюдение, тесты, контент-анализ, анализ кейсов.

III. Содержание и характер совместной деятельности

1. Учебная деятельность (общая характеристика успеваемости (отличники, неуспевающие), виды контроля за успеваемостью, требования классного руководителя, актива и всего класса, взаимопомощь, ее виды и организация).

Мотивация учебной деятельности в классе. Отношение к различным учебным предметам, активность на уроках, подготовленность к урокам. Сформированность или несформированность познавательной и учебной мотивации учащихся. Формирование мотивации учения классным руководителем и другими педагогами.

Дисциплина в классе,отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалка, подсказка, списывание). Проблемы поведения на уроках. Случаи конфликтного поведения. Причины нарушений дисциплины.

Наши рекомендации