Методы психолого-педагогической

ДИАГНОСТИКИ

И ТРЕБОВАНИЯ К НИМ

■\ : >

К общим характеристикам любого исследования от­носятся:

• 'г* необходимость четкого формулирования его цели и за­дач, т. е. чего мы хотим достигнуть в результате его про­ведения и какие вопросы для этого придется ставить и

решать;

• выбор адекватных методов решения этих задач;

• план проведения исследования;
способы фиксации данных;
методы анализа;

1^_представление его результатов (в виде таблиц, графиков.

текста).

Современные исследования обычно имеют стандартизиро-ванную^юрму, предполагают получение качественных и коли­чественных характеристик объекта и применение статистичес-

ГЛАВА 4

методы психолого-педагогической - student2.ru ких методов их обработки. Последние позволяют устанавли­
вать меру достоверности получаемых результатов (т. е. насколь­
ко им можно доверять) и вероятность тех или иных событий.
Вместе с тем в литературе можно встретить замечание о том,
что тот или иной метод, применяемый для решения фундамен­
тальных теоретических вопросов психологии, не имеет приме­
нения в качестве диагностического метода. С чем это связано?
Можно назвать два основных обстоятельства, мешаюищх_не-_
посредственному переносу научно-экспериментальных методов
в практическую деятельность психолога. Прежде всего следует
назватыт>азную направленность задач теоретика и практика.
Ученый стремится из хаоса разнообразных, случайных, част­
ных фактов извлечь сведения о^универсальных законах псиг
хической деятельности, поэтому онГстремится отбросить, по
возможности исключить все, что мешает выявлению этих об­
щих законов. Например, можно наблюдать разное отношение
заикающихся к своему дефекту: от очень сильного пережива­
ния до полного равнодушия. Специальные исследования позво­
лили установить, что эти различия подчинены определенным
закономерностям, заключающимся, в частности, в том, что пе­
реживания более выражены у лиц женского пола, но также уве­
личиваются с возрастом заикающихся. Для определения зако­
номерностей изменения отношения к своему дефекту понадо­
билось обследовать большое количество детей и взрослых
мужского и женского пола, страдающих заиканием, и подверг­
нуть полученные результаты математической обработке, кото­
рая позволила, несмотря на их индивидуальные различия, ус­
тановить достоверность указанных выше различий. В_практи-
ч ее к ом исследовании психолог отталкивается_.рт_общих
заюз1щмерностей, чтобы с их помощью описать_конкретного
испытуемого, т. е. движется от общего к частному. Практичес­
кого психолога в наибольшей степени как раз интересуют осо­
бенности данного ребенка с целью оптимизации оказываемой
ему помощи. /" ^ ,

Другим существенным^отличием является отношение к про­цедур обследования. Ученый сплошь и рядом меняет условия

Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним

методы психолого-педагогической - student2.ru эксперимента,, чтобы лучше понять изучаемое явление, посколь­ку ему предстоит найти еще неизвестное. Отсюда распростра­ненное выражение, что в науке и отрицательные результаты полезны. Например, И.П.Павлов при изучении работы пищева­рительной системы столкнулся с непредсказуемым поведением слюнной железы. Прежние методы исследования оказались бес­полезными для ее изучения. В результате было создано специ­альное здание лаборатории, так называемая башня молчания, которая позволила строго дозировать поступающие животно­му внешние раздражители и обнаружить закономерности рабо­ты этой «плевой железки», как называл ее ученый. Мало того, -на основе этих исследований И.П. Павлов создал новую на­уку — физиологию высшей нервной деятельности. Практик^ должен, как уже отмечалось, на основе открытых учеными за­кономерностей осуществлять свое исследование, строго при­держиваясь определенного алгоритма. Иначе объект его иссле­дования станет таким же «капризным», как слюнная железа в первоначальных исследованиях И.П. Павлова. Кроме того, стан­дартность проведения исследования обеспечивает возможность сравнения результатов измерения. Чаще всего сравниваются ре­зультаты обследования данного человека с показателями-воз­растной нормы, с результатами какой-то другой группы испы­туемых (например, дети с общим недоразвитием речи сравни­ваются с детьми, имеющими задержку психического развития) или с его собственными, но на протяжении какого-то времени (до и после курса коррекции).

Задачи психолого-педагогического исследования включают те, которые позволяют оценить эффективность педагогическо­го процесса, распознать трудности ребенка в образовательном пространстве и помочь ему преодолеть их. Целью педагогиче­ского исследования становятся психические закономерности специального обучения и воспитания, изучение психических новообразований школьника. Практический педагог-психолог ставит перед собой задачу изучить конкретного ребенка, испы­тывающего трудности в обучении, и оказать ему помощь, обес­печив индивидуальный подход.

II

методы психолого-педагогической - student2.ru методы психолого-педагогической - student2.ru методы психолого-педагогической - student2.ru методы психолого-педагогической - student2.ru ГЛАВА 4

КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ

Наши рекомендации