Методы психолого-педагогической
ДИАГНОСТИКИ
И ТРЕБОВАНИЯ К НИМ
■\ : >
К общим характеристикам любого исследования относятся:
• 'г* необходимость четкого формулирования его цели и задач, т. е. чего мы хотим достигнуть в результате его проведения и какие вопросы для этого придется ставить и
решать;
• выбор адекватных методов решения этих задач;
• план проведения исследования;
способы фиксации данных;
методы анализа;
1^_представление его результатов (в виде таблиц, графиков.
текста).
Современные исследования обычно имеют стандартизиро-ванную^юрму, предполагают получение качественных и количественных характеристик объекта и применение статистичес-
ГЛАВА 4
ких методов их обработки. Последние позволяют устанавли
вать меру достоверности получаемых результатов (т. е. насколь
ко им можно доверять) и вероятность тех или иных событий.
Вместе с тем в литературе можно встретить замечание о том,
что тот или иной метод, применяемый для решения фундамен
тальных теоретических вопросов психологии, не имеет приме
нения в качестве диагностического метода. С чем это связано?
Можно назвать два основных обстоятельства, мешаюищх_не-_
посредственному переносу научно-экспериментальных методов
в практическую деятельность психолога. Прежде всего следует
назватыт>азную направленность задач теоретика и практика.
Ученый стремится из хаоса разнообразных, случайных, част
ных фактов извлечь сведения о^универсальных законах псиг
хической деятельности, поэтому онГстремится отбросить, по
возможности исключить все, что мешает выявлению этих об
щих законов. Например, можно наблюдать разное отношение
заикающихся к своему дефекту: от очень сильного пережива
ния до полного равнодушия. Специальные исследования позво
лили установить, что эти различия подчинены определенным
закономерностям, заключающимся, в частности, в том, что пе
реживания более выражены у лиц женского пола, но также уве
личиваются с возрастом заикающихся. Для определения зако
номерностей изменения отношения к своему дефекту понадо
билось обследовать большое количество детей и взрослых
мужского и женского пола, страдающих заиканием, и подверг
нуть полученные результаты математической обработке, кото
рая позволила, несмотря на их индивидуальные различия, ус
тановить достоверность указанных выше различий. В_практи-
ч ее к ом исследовании психолог отталкивается_.рт_общих
заюз1щмерностей, чтобы с их помощью описать_конкретного
испытуемого, т. е. движется от общего к частному. Практичес
кого психолога в наибольшей степени как раз интересуют осо
бенности данного ребенка с целью оптимизации оказываемой
ему помощи. /" ^ ,
Другим существенным^отличием является отношение к процедур обследования. Ученый сплошь и рядом меняет условия
Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним
эксперимента,, чтобы лучше понять изучаемое явление, поскольку ему предстоит найти еще неизвестное. Отсюда распространенное выражение, что в науке и отрицательные результаты полезны. Например, И.П.Павлов при изучении работы пищеварительной системы столкнулся с непредсказуемым поведением слюнной железы. Прежние методы исследования оказались бесполезными для ее изучения. В результате было создано специальное здание лаборатории, так называемая башня молчания, которая позволила строго дозировать поступающие животному внешние раздражители и обнаружить закономерности работы этой «плевой железки», как называл ее ученый. Мало того, -на основе этих исследований И.П. Павлов создал новую науку — физиологию высшей нервной деятельности. Практик^ должен, как уже отмечалось, на основе открытых учеными закономерностей осуществлять свое исследование, строго придерживаясь определенного алгоритма. Иначе объект его исследования станет таким же «капризным», как слюнная железа в первоначальных исследованиях И.П. Павлова. Кроме того, стандартность проведения исследования обеспечивает возможность сравнения результатов измерения. Чаще всего сравниваются результаты обследования данного человека с показателями-возрастной нормы, с результатами какой-то другой группы испытуемых (например, дети с общим недоразвитием речи сравниваются с детьми, имеющими задержку психического развития) или с его собственными, но на протяжении какого-то времени (до и после курса коррекции).
Задачи психолого-педагогического исследования включают те, которые позволяют оценить эффективность педагогического процесса, распознать трудности ребенка в образовательном пространстве и помочь ему преодолеть их. Целью педагогического исследования становятся психические закономерности специального обучения и воспитания, изучение психических новообразований школьника. Практический педагог-психолог ставит перед собой задачу изучить конкретного ребенка, испытывающего трудности в обучении, и оказать ему помощь, обеспечив индивидуальный подход.
II
ГЛАВА 4
КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ