VII. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Контрольные вопросы:

1. Структура семьи и системы ее поддержания.

2. Работа психолога-консультанта с родительско-юношескими конфликтами.

3. Работа психолога-консультанта с проблемами воспитания детей в семье.

4. Работа психолога-консультанта с супружескими конфликтами.

5. Психологическое консультирование семьи в опоре на теорию семейных систем М. Боуэна (психодинамическая модель).

6. Внутрисемейные границы. Виды внутрисемейных границ.

7. Семейные треугольники и их разновидности.

8. Представления о семье в концепции К. Роджерса. Роль семейного терапевта.

9. Коммуникационная модель психологического консультирования семьи (В. Сатир, Дж. Гриндер, Р. Бендлер, П. Вацлавик).

10. Методика детриангуляции К. Джонсона.

11. Особенности семейной субкультуры и межличностных контактов в неблагополучных семьях.

12. Цели и этапы оказания психологической помощи семье в рамках структурной модели консультирования семьи.

13. Стратегическая модель работы с семьей.

14. Особенности личности членов неблагополучных семей.

15. Особенности воспитания детей в неблагополучных семьях.

16. Работа психолога по преобразованию коммуникативной системы неблагополучных семей.

17. Вмешательства, которые меняют структуру неблагополучных семей.

18. Работа с доминирующими аффектами в неблагополучных семьях.

19. Техника "Семейная скульптура" и ее использование в работе с семейными проблемами.

20. Методика "Генограмма" и ее использование в работе с семейными проблемами.

21. Техника "Семейная хореография" и ее использование в работе с семьей.

22. Методика "Ролевая карточная игра" и ее использование в работе с семьями.

23. Методика "Экокарта" и оказание помощи семье с использованием этой методики.

24. Методика "Соломенная башня" и работа с семьей с помощью этой методики.

25. Методика "Семейное пространство" и работа с семьей с помощью этой методики.

26. Методика "Семейная социограмма" и ее использование в практике работы с семьями.

27. Методика "Конструктивная ссора" ("Конструктивный спор") С. Кратохвила.

28. Методика "Супружеский договор" ("Техника списка").

29. Методика "Супружеская конференция".

30. Методика "Семейный совет".

31. Формы выражения супругами любви друг другу как проблема внутрисемейных отношений.

32. Метод расстановок по Б. Хеллингеру в работе с семьями.

33. Психологическое консультирование по вопросам, связанным с поиском потенциального брачного партнера, углублением и расширением отношений.

34. Техника "Воспоминание" и ее использование в практике семейного психологического консультирования.

35. Техника "Семейные фотографии" и ее использование в практике семейного психологического консультирования.

36. Техника "Семейное кукольное интервью" и ее использование в практике семейного психологического консультирования.

37. Проективная техника "Если бы я был..." и ее использование в практике семейного психологического консультирования.

38. Техника "Завершение предложения" и ее использование в практике семейного психологического консультирования.

39. Психологическое консультирование по проблемам, связанным с повторным браком.

40. Социометрические техники работы с семьей.

41. Структура семьи и системы ее поддержания.

42. Жизненный цикл семьи.

43. Эволюция брака и семьи в истории человеческого сообщества.

44. Нарушения структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.

45. Семья как источник психической травматизации личности.

46. Современная семья и ее особенности.

47. Подготовка молодежи к семейной жизни.

48. Стандартизированные методы исследования супружеских отношений.

49. Маски в детско-родительских отношениях.

50. Любовь. Стили любви. Установки и их влияние на взаимоотношения в диаде.

Типовые задания.

1. Ниже предлагается ситуация, связанная с семьей, характерная для работы психолога-консультанта. Разработайте план психодиагностических и коррекционных мероприятий на основе тех знаний, которые вы получаете в процессе изучения курса.

(Предполагаются проведение групповых дискуссий на практических занятиях относительно каждой из ситуаций с целью выработки наиболее эффективного плана диагностических и коррекционных мероприятий).

«Женщина средних лет, мать-одиночка жалуется на отсутствие психологической близости с дочкой 14 лет, снижение успеваемости у дочери. Дочь требует одежду, которую мать не одобряет, тайком от матери курит. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия».

2. Ниже предлагается ситуация, связанная с семьей, характерная для работы психолога-консультанта. Разработайте план психодиагностических и коррекционных мероприятий на основе тех знаний, которые вы получаете в процессе изучения курса.

(Предполагаются проведение групповых дискуссий на практических занятиях относительно каждой из ситуаций с целью выработки наиболее эффективного плана диагностических и коррекционных мероприятий).

«За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара. Муж жалуется на постоянные мелочные придирки к нему супруги. Например, однажды она его спрашивает: "Что ты делаешь в транспорте по дороге на работу?" Муж: "Газету читаю". Супруга: "А, вот если бы ты не газеты читал, а научные статьи по специальности, ты бы уже давно кандидатскую защитил". Муж на это реагирует вспышками гнева, бранью, угрозами развода. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия».

3. Ниже предлагается ситуация, связанная с семьей, характерная для работы психолога-консультанта. Разработайте план психодиагностических и коррекционных мероприятий на основе тех знаний, которые вы получаете в процессе изучения курса.

(Предполагаются проведение групповых дискуссий на практических занятиях относительно каждой из ситуаций с целью выработки наиболее эффективного плана диагностических и коррекционных мероприятий).

«На "Телефон доверия" звонит девушка 16 лет. Жалуется на то, что родители не одобряют ее выбор молодого человека, не пускают на дискотеки. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.»

4. Ниже предлагается ситуация, связанная с семьей, характерная для работы психолога-консультанта. Разработайте план психодиагностических и коррекционных мероприятий на основе тех знаний, которые вы получаете в процессе изучения курса.

(Предполагаются проведение групповых дискуссий на практических занятиях относительно каждой из ситуаций с целью выработки наиболее эффективного плана диагностических и коррекционных мероприятий).

«За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара. Супруга жалуется на то, что муж не хочет ей помогать по хозяйству, а она очень устает, поскольку целый день вынуждена находиться в квартире одна с маленьким ребенком. Реакция мужа: "Я ей помогаю по мере возможности, но порой мне кажется, что супруга просто хочет меня эксплуатировать". Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия»

5. «Анализ проблемной ситуации клиента»

Цель работы: применить на практике знания, полученные в рамках курса.

Задание:Опишите в форме эссе проблемную семейную ситуацию, с которой человек обратился за психологической помощью к психологу консультанту или психотерапевту (формулируемая проблема). Проведите анализ ситуации, личностных характеристик клиента и его социального окружения. Определите уровень психологической проблемы, дайте интерпретацию проблемной ситуации в рамках определенной психотерапевтической теории, охарактеризуйте психологическую проблему как крайне поляризованную, оценочную позицию индивидуума к элементам действительности. Выделите детерминанты, определяющие динамику психологической проблемы личности клиента. Предложите форму и метод целенаправленного психологического или психотерапевтического воздействия, обоснуйте Ваше предложение.

VIII. Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основная литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие / О. А. Карабанова.-М., 2006

2. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия: Хрестоматия / Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В., Спб., 2007

3. Олифиронич Н.И. Психология семейных кризисов/Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич. - Куземкина, Т.Ф. Велента.- СПб., 2008.

Дополнительная:

1. Андреева, Т. В. Психология семьи: Учеб. пособие. / Т.В. Андреева – СПб. , 2010.

2. Андреева, Т. В. Психология современной семьи / Т. В. Андреева. – СПб., 2005. – 436 с.

3. Байярд Р., Байярд Дж. Мой беспокойный подросток.- М., 1991.

4. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. / А. Я. Варга. – СПб., 2001.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком: как? -М., 2011.

6. Дружинин В. Психология семьи. -СПб., 2011.

7. Качюнас Р. Основы психологического консультирования. – М. 1999

8. Ковалев, С. В. Психология семейных отношений / С. В. Ковалев. – М., 1987.

9. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1998.

10. Малкина-Пых, И. Г. Семейная терапия: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М., 2006.

11. Сафонова Т.Я. Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми.- М., 1993.

12. Семейная психотерапия: хрестоматия / сост. Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Александрова, В. Юстицкис. – СПб., 2000.

13. Семья в психологической консультации/ Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1989.

14. Силяева, Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е. Г. Силяева. – М., 2002.

15. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. М., 1989.

16. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. – М., 2006.

17. Черников, А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А.В. Черников – М., 2001.

18. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. / Л.Б. Шнейдер – М., 2000.

19. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. – Екатеринбург, 2007.

20. Эдеймиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эдеймиллер, В. В. Юстицкис. – М., 2001.

Интернет-ссылки:

Наименование портала (издания, курса, документа) Ссылка
 Информация о психологах и психотерапевтах России и стран СНГ  Новости об актуальных событиях в мире психологии  Авторские публикации по психологии и психотерапии  Обзоры новых психологических книг  Анонсы интересных психологических сайтов в Интернет http://flogiston.ru/  
Лицом к лицу с психологией. Книги, статьи, фильмы. http://psy-vis.ru/
3. Сайт «Психологической газеты» http://www.psy.su/guide/
4. Сайт «Мир психологии» http://psychology.net.ru
5. Информационная сеть российской психологии www.psi-net.ru
6. Научная и популярная психология: теория, история, практика www.psychology-online.net
7. Официальный сайт РПО http://рпо.рф/
8. Официальный сайт ППЛ http://www.oppl.ru/

[1] Жирным шрифтом выделены дидактические единицы, составляющие «стратегический базис дисциплины», успешное изучение которого обеспечивает получение оценки «удовлетворительно».

Наши рекомендации