Места прохождения научно-исследовательской практики

По выбору магистранта, в зависимости от его профессионального интереса, практика может проходить на базе различных предприятий, учреждений системы народного хозяйства, отделов внутренних дел, здравоохранения, социальной защиты населения, организаций с различными формами собственности, образования (в том числе и непосредственно в ПГНИУ), на психологических факультетах других вузов, в школах, учебно-производственных комбинатах, средних специальных учебных заведениях.

Содержание практики

Основным содержанием научно-исследовательской практики магистрантов является приобретение опыта исследовательской деятельности, включающее в себя:

· планирование эмпирического исследования: разработка программы исследования, определение (выбор и/или разработка) подходящих методов исследования и методик для получения эмпирического материала;

· реализацию эмпирического исследования: сбор эмпирических данных;

· анализ и обобщение результатов проведенного исследования, представляемых затем в виде отчета о научно-исследовательской практике: предварительная характеристика эмпирических данных, их количественная обработка, оценка и интерпретация (качественный анализ) полученных результатов.

Содержание научно-исследовательской практики включает в себя следующие виды деятельности магистранта:

1. Участие в работе установочной конференции – ознакомление с программой практики и необходимыми учебно-методическими материалами.

2. Разработка программы психологического исследования. Она начинается с того, что уточняются рабочие понятия исследования и конкретизируются последующие этапы работы: сбор материала, его анализ и обработка, оценка и интерпретация результатов, оформление научного отчёта.

3. Сбор необходимой информации – эмпирического материала.

4. Предварительное качественное описание собранного материала по актуальным основаниям: его общая содержательная характеристика, его формальный анализ и группировка, - в плане подготовки к количественному описанию.

5. Обработка эмпирического материала. Она проводится в соответствии с исходными рабочими определениями, в соответствии с природой самого материала и в соответствии с принятой парадигмой подхода к объекту исследования (аналитической, синтетической или целостной, в том числе - интегративной) в разных масштабах характеристики материала: «изнутри», типологически, ситуационно.

6. Оценка и интерпретация полученных результатов по актуальным основаниям. В частности, делаются выводы из проведённой работы, формулируются рекомендации, предполагающие внедрение полученных результатов в практику.

7. Оформление проведённого исследования в виде научного отчёта. При оформлении отчёта по каждому этапу работы (при решении каждой из поставленных задач), наряду с речевым его описанием, используются наглядные формы представления материала: схемы, таблицы, диаграммы, графики, рисунки.

8. Подготовка отчёта по научно-исследовательской практике, который включает в себя научный отчёт в качестве основной части. В отчёте по практике предусматривается заключение-текст 10-минутного выступления на итоговой конференции. К выступлению прилагаются демонстрационные материалы.

9. Подготовка научных тезисов по результатам исследования.

10. Выступление на итоговой конференции по результатам практики и участие в обсуждении выступлений и материалов других магистрантов.

Организационно выделяются следующие этапы практики:

Первый этап практики – подготовительный. Проводится установочная конференция, на которой руководитель практики раскрывает её особенности по содержанию и по форме. В частности, раскрываются такие объективные моменты практики, как её цель, задачи, результаты, в том числе и формы отчётности.

Второй этап практики – это разработка программы психологического исследования (в рамках магистерской диссертации), в которой центральным звеном становится определение его рабочих понятий. В их числе таких понятий, как проблема исследования, его цель (и общая гипотеза), объект, предмет, задачи (и частные гипотезы), методы, средства и вероятные результаты (общая форма их представления).

Третий этап практики – это сбор необходимой информации - эмпирического материала.

Четвертый этап практики – это обработка эмпирического материала в соответствии с исходными рабочими определениями и в соответствии с природой эмпирического материала (она диктует использование шкал измерения).

Пятый этап практики – это оценка и интерпретация полученных результатов обобщающего количественного описания. Оценка проводится с использованием актуальных оснований: содержательных (в частности, психологических), формальных (в частности, статистических), прагматических (в частности, с учётом перспективы практического внедрения результатов).

Шестой этап практики – это оформление проведённого исследования в виде отчёта. При оформлении отчёта по каждому этапу работы (при решении каждой из поставленных задач), помимо краткой речевой характеристики того, что и как сделано и что при этом получено, используются наглядные формы представления материала, такие как схемы, таблицы, диаграммы, графики, рисунки.

Седьмой этап практики – это подготовка тезисов по результатам исследования.

Восьмой этап практики – это выступление на итоговой конференции по результатам практики и участие в обсуждении выступлений и материалов других магистрантов.

Наши рекомендации