Методика 4. Учебные интересы и склонности ученика
[15., С. 60 - 64]
Цель: выявление учебных интересов и склонностей ученика, их широты, устойчивости.
Метод: анкета.
Интересы— эмоционально окрашенное отношение к предметам и явлениям. Наличие интереса облегчает выполнение деятельности и приносит успех.
Инструкция: «Заполните, подчеркнув или дописав нужные варианты ответов»
1. Что больше всего тебя привлекает в школе? (общение с товарищами, получение отметок, узнавание нового, сам процесс учения, самостоятельная работа, другое). (Подчеркните, что именно.)
2. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее трудным и почему?
3. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее интересным и почему?
4. Какой из учебных предметов ты считаешь самым полезным для своей подготовки к жизни после окончания школы и почему?
5. Какие учебные предметы надо было бы включить в обучение и почему?
6. Твои занятия на досуге, чтение, трудовые занятия, участие в художественной самодеятельности, занятия каким-либо видом искусства (музыка, живопись, скульптура и т.п.).
7. Какая работа тебе больше нравится: работа с людьми, с предметами, работа в коллективе, работа в одиночку, сидячая работа, работа подвижная, мало ответственная или очень ответственная работа, работа в природных условиях, в помещении, работа, требующая физической силы, не требующая физической силы?
Обработка
Обработка данных осуществляется на основе качественного и количественного анализа с целью выявления учебных и внеучебных мотивов, интересов, склонностей учащихся.
Количественная оценка — определение частоты (или процента) называния каждой позиции по итогам ответов всех учащихся класса и на этом фоне рассмотрение показателей по данному ученику для его понимания индивидуальности.
Качественная оценка
1. Анализ ответов с точки зрения основных характеристик интереса:
· содержания (духовно богатые или примитивные),
· широты или узости,
· действенности или созерцательности интересов.
2. Установление соотношения (совпадение, противоречие, независимость) общих и профессиональных интересов.
Возможная интерпретация
· Выявились (указать) источники формирования интересов учащихся.
· Среди факторов, сдерживающих развитие интересов, выделяются следующие: определилась (указать) тенденция в становлении интересов учащихся; наиболее оптимальной для развития личности является (указать) структура интересов.
Методика 5. Исследования особенностей мотивов учения
(Маркова А.К. Мотивация учения старшеклассников. //Вопросы психологии. 1978 №2)
Цель: выяснить ведущие мотивы учения.
Метод: рейтинг, ранжирование.
Процедура проведения: Инструкция испытуемому: «Укажи, какие из ниженазванных причин побуждают тебя учиться. Побуждающую роль каждой причины оцени соответствующим баллом (будь при этом искренним)»:
Ø если причина имеет очень большое значение в твоем учении – поставь балл «5»;
Ø если имеет значение – «4»;
Ø если имеет небольшое значение – «3»;
Ø если почти не имеет значения – «2»;
Ø если совсем не имеет значения – «1».
Список мотивов
1. Хочу хорошо подготовиться к избранной профессии.
2. Хочу получать хорошие отметки.
3. Хочу занять достойное место среди товарищей.
4. Не хочу иметь плохие отметки.
5. Нравится узнавать новое.
6. Люблю мыслить, думать, рассуждать.
7. Понимаю свою ответственность перед обществом.
8. Приятно получать одобрение.
9. Хочу быть лучшим учащимся.
10. Хочу избежать неприятностей.
11. Люблю теоретические знания.
12. Люблю выполнять сложные работы.
Анализ данных
1. Провести классификацию мотивов:
№ | Мотивация | Номера суждений | Балл | Средний балл |
1. | Широкая социальная | |||
2. | Мотивация благополучия | |||
3. | Мотивация престижа | |||
4. | Мотивация избегания | |||
5. | Мотивация содержанием | |||
6. | Мотивация процессом |
2. Сделать констатирующие выводы о ведущих мотивах ученика; определить являются ведущие мотивы внутренними, адекватными учебной деятельности мотивами (мотивация содержанием, мотивация процессом), либо внешними, неадекватными учебной деятельности (все остальные).
3. Провести анализ полученных данных, дать им возможное объяснение.
4. Дать психолого-педагогические рекомендации, т.е. выделить необходимые условия формирования адекватных мотивов учение.
Методика 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКА ГРУППЫ ОДНОКЛАССНИКОВ [15., 97 – 101.]
Цель:изучить субъективную привлекательность характера взаимоотношений в школьном классе для его членов.
Метод: анкета. Исследование проводится на основе индекса групповой сплоченности Сишора.
Инструкция:Психолог обращается к испытуемым со словами: «Внимательно прочитайте каждый вопрос и подчеркните один из ответов, наиболее верно отражающий ваше мнение».
Вопросы анкеты:
I. Как вы оцениваете свою принадлежность классу?
1. Считаю себя активным, полноправным членом коллектива. (5)
2. Участвую в большинстве дел класса, но часть одноклассников делают это активнее меня. (4)
3. Участвую примерно в половине дел класса. (3)
4. Не чувствую привязанности к классу и в его делах участвую редко.(2)
5. Делами класса не интересуюсь, и участвовать в них не желаю. (1)
II. Хотели бы вы перейти в другой класс, если бы представилась такая возможность?
1. Очень хотел бы. (1)
2. Скорее всего перешел бы, чем остался. (2)
3. Не вижу никакой разницы. (3)
4. Скорее всего остался бы в своем классе. (4)
5. Очень хотел бы остаться в своем классе. (5)
III. Взаимоотношения учащихся в вашем классе.
1. Лучше, чем в других классах. (3)
2. Такие же, как в других классах. (2)
3. Хуже, чем в других классах. (1)
IV. Взаимоотношения учеников вашего класса с учителями.
1. Лучше, чем в других классах. (3)
2. Такие же, как в других классах. (2)
3. Хуже, чем в других классах. (1)
V. Отношение одноклассников к учебе.
1. Лучше, чем в других классах. (3)
2. Такое же, как в других классах. (2)
3. Хуже, чем в других классах. (1)
В скобках даны балльные оценки ответов.
Анализ материала:
1. Ответы учащихся сводятся в общую таблицу, где указываются фамилии опрашиваемых и порядковые номера вопросов, а также количество баллов по каждому из вопросов.
2. Подсчитать сумму баллов по всем вопросам. Она колеблется от 5 - самая неблагоприятная - до 18 баллов - самая высокая оценка привлекательности класса.
3. Проанализировать школьников с крайними оценками.
4. Рассмотреть распределение ответов по отдельным вопросам. Низкие оценки по какому-либо вопросу позволяют выявить источники напряженности в классе.
Таблица
№ | Вопросы Фамилия, имя. | I. | II. | III. | IV | V | Сумма |
* | |||||||
n | |||||||
Всего |
МЕТОДИКА 7. ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ (СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА)[15., 90 – 94.]
Цель:
· Выявление личных отношений учащихся на данный момент исследования в различных видах деятельности;
· Определение социометрической структуры класса («звезды», «предпочитаемые», аутсайдеры);
· Наличие группировок, определение взаимности социометрических выборов.
Материал: социометрические критерии, определяющие область (сферу деятельности и общения), к которой должны относиться приводимые выборы.
Процедура проведения: Классу сообщается инструкция примерно следующего содержания: «Представьте себе, что ваш класс предстоит переформировать (создать заново). Вы уже достаточно хорошо знаете, друг друга, ваши личные взаимоотношения сложились. Мы бы хотели воспользоваться вашим опытом, чтобы с учетом ваших пожеланий создать новый класс. Вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо дать искренние, доверительные ответы. Никому, кроме вас и меня, они известны, не будут, (необходимо сделать по 3 выбора)».
Далее предлагается социометрический критерий, на основании которого делаются выборы. Например:
· С кем бы ты (не) хотел подготовиться к предстоящим экзаменам, зачетам, контрольной работе? (учебная деятельность).
· Кого бы ты (не) взял себе в помощники для организации и проведения вечера, К.Т.Д? (организационная деятельность)»
Учащимся дается 10-15 минут, для выбора, затем листочки собираются и анализируются.
Анализ данных:
1. Полученные ответы обрабатываются и представляют в виде социограмм - специальных рисунков, которые наглядно показывают систему сложившихся в классе личных взаимоотношений. Социограммы бывают двух видов: групповые и индивидуальные. Групповые социограммы представляют в целом картину личных взаимоотношений, сложившихся в группе, а индивидуальные социограммы - только систему отношений одного ученика с остальными. Групповые социограммы, в свою очередь, имеют два варианта: масштабную социограмму и социограмму-мишень.
1.1. На масштабной социограмме ребята, входящие в состав класса, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, указывающими на направленность выборов или отклонений. Подобная социограмма строится таким образом, чтобы схематически представить реальные взаимоотношения школьников через соответствующее их пространственное расположение на рисунке. Масштабная социограмма дает наглядную картину структуры личных взаимоотношений в коллективе.
1.2. Социограмма - мишень представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному числу выборов, полученных кем - либо из учеников в данном классе. Все члены данной группы на социограмме - мишени изображаются кружками и треугольниками, расположенными в промежутках между окружностями в соответствии с числом полученных ими выборов. Вертикальными и горизонтальными линиями, проходящими перпендикулярно друг друга через центр, вся социограмма делится на четыре сектора. Каждый из них включает определенную группу членов изучаемого класса, выделенную по интересующим исследователя характеристикам. При помощи социограммы - мишени можно судить не только о том, кто и какое место занимает в группе, но и о том, какие взаимоотношения в ученическом классе сложились между ребятами.
1.3. Для более детального анализа положения отдельных учеников в системе личных отношений, например в классе, обращаются к индивидуальным социограммам. Они отражают положение выбранного по каким- либо признакам ученика в совокупности всех его личных отношений.
1.4. Показатель групповой сплоченности можно вычислить по формуле:КВ= р1 : рх100 %, где р1 - сумма взаимных выборов, р - общее количество выборов(до 45 - 50% - нет взаимности, 50 - 60% - средний уровень, 60 -70% - высокий уровень).
Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I- II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III-IV). УБВ высокий при I+II и III+IV; средний при I+II=III+IV (или незначительном расхождении); низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является также "индекс изолированности", т. е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 15-20%). Его можно вычислить по формуле: КИ=аутсайдеры / всех Х 100%.
На основе определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогруппы в коллективе (KB ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель).
Подводя итоги исследования, студенты должны выяснить
следующее:
1. Что обеспечивает тому или иному ученику определенное место в структуре межличностных отношений в классе?
2. Влияет ли положение отдельных ребят на класс в целом?
3. Является ли "звезда " фактическим лидером данной группы? Чем объясняется ее влияние в данной группе?
4. Чем объясняется положение в классе тех. кого никто не выбрал?
5. Чем вызвано наличие обособленных группировок?
6. Что объединяет в них ребят?
7. Какова роль группировок в жизни класса?
8. В каком отношении находятся официальная и действительная структура класса?
Данные исследования полезно сопоставить с результатами наблюдений учителей и воспитателей за жизнью класса. Могут быть расхождения между реальными отношениями и теми, которые, можно предполагать на основании карты. Это происходит потому, что данные, полученные описанным выше способом, информируют не только о действительных, но и о желаемых отношениях. Длительные наблюдения учителей дают возможность прокорректировать экспериментальные результаты. В ряде случаев эти данные могут оказать значительную помощь и учителю.
Литература
1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностикапознавательной сферы ребёнка. - М., 1994.- б8с.
2. Григоренко Ю.Н., Кострецова О.Ю. Кипарис. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. – М., 1999.
3. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психолого-педагогическая практика в системе образования. – М. – Воронеж, 1998. – 288 с.
4. Ивашкин B.C. Психологическое изучение школьников - Владимир, 1990, с. 85-89.
5. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., 1988.
6. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. /Под ред. М.И. Рожкова. – М., 1999.
7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию. – М. – Ростов-на-Дону, 2000.
8. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: книга для учителей о психологии ученического коллектива. - М., 1988.
9. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996. – 352 с.
10. Педагогическая психология: Методики и тесты. /Авторы-сост.: М.В. Демиденко, А.И. Клюева. - Самара: Бахрах-М, 2004. - 144с.
11. Практикум по возрастной и педагогической психологии./Авт. сост. Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной - М., 1998 - 160 с.
12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. /Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб., 2003
13. Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога //Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик - М., 1988. - с. 110-118.
14. Психологические основы педагогической практики студентов./Под ред. А.С. Чернышева. - М., 2000. - 144 с.
15. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М., 1998. -264 с.
16. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000.
17. Тарабакина Л.В. Практикум по курсу " Психология человека". - М., 1998. - 112с.
18. Чепиков В.Т. Педагогическая практика. Учебно-практическое пособие. – Минск, 2004. – 204 с.