Тема семинарского занятия: Профессиональные склонности и интересы учащихся вспомогательной школы

1. Личность и профессия.

2. Выявление склонностей и интересов учащихся вспомогательных школ в процессе их изучения.

3. Профессиональное самоопределение учащихся вспомогательных школ.

4. Доступные для умственно отсталых профессии.

5. Профориентация и профотбор на разных уровнях подготовки учащихся во вспомогательных школах.

6. Перспективы и пути совершенствования профориентации и профотбора умственно отсталых, формирование их профессиональных интересов и склонностей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М., 1969.

2. Левитов Н. Д. Психология труда. - М., 1963.

3. Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательной школе. \\ Дефектология. – 1975. - № 1.

4. Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. - М., 1966.

5. Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.

6. Платонов К. К. О сущности и задачах профессиологии. \\ Вопросы психологии. - 1973. - № 2.

7. Платонов К. К. Проблемы способностей. - М., 1972.

8. Титова И. П. Об изучении и классификации профессий в целях профессиональной ориентации. \\ Школа и выбор профессии. - М., 1970.

9. Турчинская К. М. Профориентация во вспомогательной школе. - Киев, 1976.

Тема лабораторного занятия: Изучение склонностей и профессиональной направленности учащихся вспомогательной школы

На занятии студенты знакомятся с медицинскими и психолого-педагогическими сведениями об учащихся определенного класса. Затем проводят наблюдения за учениками, беседуют с учителем. В процессе изучения учащихся студенты обращают внимание на сохранные стороны психофизического развития учащихся, которые необходимы для овладения определенной профессией.

Программа изучения учащегося

1. Общее физическое состояние ученика.

2. Состояние нервной системы.

3. Особенности психической деятельности: внимание, восприятие, наблюдательность, память, мышление.

4. Успеваемость.

5. К каким видам деятельности ученик проявляет склонности и каким он отдает предпочтение.

6. Интересы учащегося (профессиональные, учебные, игровые) и мотивы.

7. Наиболее выраженные черты поведения.

8. Коммуникабельность и общительность.

9. Особенности работоспособности.

10. Выносливость ребенка при выполнении длительных и трудных учебных и трудовых заданий.

Программа беседы с учеником

1. Какую профессию ты изучаешь в школе?

2. Кем ты хочешь стать?

3. Почему тебя интересует эта профессия?

4. Откуда ты узнал об этой профессии?

5. Что ты делаешь, чтобы овладеть этой профессией?

6. В результате студенту необходимо представить заключение о профессиональных знаниях, качествах и возможностях ученика и наметить пути целенаправленной работы по развитию его профессиональных склонностей.

Тема лабораторного занятия: Интерес к профессии и его мотивы у учащихся 4—8-го классов вспомогательной школы

Следует предложить учащимся каждого из классов (с 4-го по 8-й) ответить на вопросы анкеты (по методике К. М. Турчинской).

Образец анкеты

1. Фамилия, имя, отчество

2. Школа, класс

3. Возраст, пол

4. Какой профессией овладеваешь в школе?

5. Кем работает твой отец?

6. Кем работает твоя мать?

7. О какой профессии ты бы хотел почитать, узнать?

8. Кем ты хочешь стать?

9. Почему тебя интересует эта профессия?

10. Как ты узнал об этой профессии?

11. Что ты делаешь, чтобы овладеть профессией?

После этого надо проверить правильность ответов ученика в ходе беседы с классным руководителем и другими учителями.

Затем следует встретиться с родителями и поговорить с ними по тем же вопросам.

Далее надо обработать полученный материал (см. методику в книге: Турчинская К. М. Профориентация во вспомогательной школе. - Киев, 1976. - С. 43).

Надо сравнить ответы учащихся с данными учителей и родителей.

Наконец, нужно сделать выводы о развитии профессиональных интересов в процессе обучения и об уровнях их осознанности и устойчивости.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Голомшток А. Е., Черник О. А., Ботякова Л. В. Содержание и методика профориентационной работы в школе. - М., 1972.

2. Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. - М., 1961.

3. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М., 1969.

4. Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательной школе. \\ Дефектология. – 1975. - № 1.

5. Турчинская К. М. Профориентация во вспомогательной школе. - Киев, 1976.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ИЛИ ДОКЛАДОВ.ЛИТЕРАТУРА

Профориентация во вспомогательной школе как важная психолого-педагогическая и социальная проблема.

Трудоустройство и профессиональная устойчивость выпускников вспомогательных школ.

Содержание и формы профориентационной работы во вспомогательных школах.

Голомшток А. Е., Черник О. А., Ботякова Л. В. Содержание и методика профориентационной работы в школе. - М., 1972.

Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. - М., 1961.

Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М., 1969.

Лосе В. Г. Психологическая классификация профессий для целей профессиональной ориентации школьников. \\ Вопросы психологии. – 1974. - № 5.

Мелехов Д. Е. Вопросы систематики олигофрении в свете задач социально-трудовой адаптации больных. \\ Проблемы олигофрении /Под ред. Н. Н. Ляшко и Д. Д. Федотова. - М., 1970.

Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательной школе. \\ Дефектология. – 1975. - № I.

Назимов И. Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. - М., 1972.

Пути улучшения трудовой подготовки и трудоустройства учащихся вспомогательной школы. \\ Тезисы докладов к Всесоюзной конференции. - М., 1972.

Скородумов Н. М., Чугунова Э. С. Профессиональная устойчивость молодых рабочих. - М., 1969.

Турчинская К. М. Профориентация во вспомогательной школе. - Киев, 1976.

Чугунова Э. С. О некоторых социально-психологических условиях профессиональной устойчивости молодых рабочих. \\ Человек и общество. - Л., 1969.


Наши рекомендации