Тема: Общие сведения о воспитании ребенка в семье, его склонности и интересы

Вопросы к ребенку:

1. С кем ты живешь?

2. Есть ли у тебя брат, сестра? Они старше или младше тебя? Есть у тебя дедушка, бабушка? Где они живут?

3. Какие игрушки есть у тебя дома, где они лежат?

4. С кем ты ходишь гулять, с кем играешь? Кто тебе покупает книги, игрушки, гостинцы?

5. Как ты себя ведешь дома – хорошо или плохо? Когда ты плохо себя ведешь, что ты делаешь?

6. Что тебе не разрешает дома делать папа? Если ты плохо делаешь, что скажет папа, за что и как он тебя наказывает? А мама? А другие (бабушка, дедушка)?

7. Кого ты дома больше всех слушаешься, а с кем чаще капризничаешь?

8. Кому больше всех жалуешься, если тебя обидят?

9. Кому больше всех рассказываешь о своих делах?

10. Помогаешь ли дома маме, папе, младшему брату, сестре и т.д.? Чем помогаешь (убираешь свою постель, убираешь за собой игрушки)?

11. Есть ли у вас дома цветы? Кто их поливает?

12. Есть ли у вас дома какие-нибудь животные? Кто за ними ухаживает?

13. Ходишь ли ты в кино, цирк, зоопарк, театр? Как часто и с кем?

14. Есть ли у вас дома телевизор, компьютер? Какие ты смотришь телепередачи? В какие компьютерные игры ты играешь?

15. Какие у тебя дома есть любимые игрушки и книжки?

16. Чем ты любишь заниматься дома: рисовать, петь, танцевать, строить из кубиков, лепить, рассказывать сказки (истории), придумывать интересные игры?

17. Есть ли у тебя друзья во дворе? Как давно ты с ними дружишь? Почему ты с ними дружишь? Что вы вместе делаете, чем занимаетесь?

Схема беседы с родителями

Тема: Общие сведения о воспитании ребенка в семье, его склонности и интересы

Вопросы к родителям:

1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения.

2. Состав семьи. Профессии родителей. Образование отца и матери. Материальное положение и бытовые условия семьи.

3. Какой ребенок по счету в семье?

4. С какого времени ребенок посещает дошкольное учреждение?

5. Как долго находится в данной группе детского сада?

6. Какие болезни перенес ребенок?

7. Какие травмы перенес ребенок?

8. Какие игры, игрушки, материалы для занятий есть у ребенка? Где и как они хранятся (есть ли специальный уголок, комната)?

9. С кем чаще остается ребенок дома? Кто с ним гуляет, играет? Кто приносит ребенку игрушки, книги?

10. Единодушны ли все члены семьи в подходе к ребенку, в том, что ему разрешают, запрещают?

11. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье (поощрения, внушения, выговоры и др.)?

12. Кого в семье ребенок больше всего слушается?

13. С кем чаще капризничает?

14. Кому чаще жалуется на обидчиков?

15. С кем чаще делится своими впечатлениями?

16. Какие навыки самообслуживания имеются у ребенка (самостоятельность в уборке игрушек, постели и др.)?

17. Помогает ли ребенок по дому (участвует в домашней уборе, в накрывании на стол, ухаживании за животными, поливает растения, помогает в уходе за малышами)?

18. Назовите любимые игры и игрушки ребенка, любимые сказки и книжки, занятия.

19. Какие из перечисленных занятий выполняются ребенком успешнее всего: рисование, лепка, пение, танцы, сооружение построек из кубиков, придумывание игр, рассказывание сказок (историй), игра на компьютере?

20. Назовите лучших друзей вашего ребенка (по двору, детскому саду).

21. Какие качества и способности вашего ребенка Вы особенно цените?

22. От каких дурных привычек Вы хотели бы отучить своего ребенка?

Рекомендации для родителей

Советы родителям – делать или не делать?

Делайте!

1. Радуйтесь Вашему малышу.

2. Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.

3. Когда малыш сможет Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.

4. Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).

5. Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

6. Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.

7. Установите четкие и жесткие требования к ребенку.

8. Говорите с малышом короткими фразами.

9. В разговоре с малышом называйте как можно больше предметов.

10. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

11. Говорите медленно

12. Будьте терпеливы.

13. Сначала спрашивайте «что». «Почему» спросите, когда малыш подрастет.

14. Каждый день читайте ребенку.

15. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

16. Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.

17. Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.

18. Поощряйте игры с другими детьми.

19. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.

20. Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите «куличики» из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.

21. Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

22. Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.

23. Если ребенок начал что-то коллекционировать – кораблики, машинки, крышки от бутылок – или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.

24. Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.

25. Регулярно водите ребенка в библиотеку.

26. Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

27. Не теряйте чувство юмора.

28. Играйте с ребенком в разные игры.

29. Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Не делайте!

1. Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.

2. Не задавайте слишком много вопросов.

3. Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

4. Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.

5. Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки, проводить в порядок комнату.

6. Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это».

7. Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше скажите просто: «Она синяя».

8. Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

9. Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.

10. Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д.

11. Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания: всех логических связей; всех Ваших чувств («мама устала»); абстрактных рассуждений и объяснений.

12. Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.

13. Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.

Задание 3: Проанализируйте характеристику основных показателей оптимального психического развития детей в разные возрастные периоды: младенческий, ранний, дошкольный возраст

Ориентировочные показатели развития детей первого года жизни

Воз-раст (в мес.) Сенсорное развитие Эмоции Движения руки Общие движения Подгото-ви­тель-ные этапы активной речи Понима-ние речи Навыки
Фиксация взгляда на лице взрослого и ярких предметах Первая улыбка в ответ на общение со взрос-лым   Попытка удержать голову, лежа на животе          
1. следит взглядом за движу-щимся предметом 2.прислу-шивается к звукам Длитель-но улыба-ется при общении со взрос-лым          
  1.Слуховое со­средото-чение 2.Зритель-ное сосредото-чение комплекс оживле-ния   Случайно наталкива­ется рука­ми на игрушку, висящую над грудью Удерживает голову. Лежит на животе, опираясь на предплечье Начало гуления          
  Находит источник звука   Громко смеется Захватыва-ет подвешен-ную над грудью игрушку Поддержи-ваемый под мышки, хорошо опирается ногами, пытаясь выпрямить их Гуление      
  1.Различает ин­тонации 2.Отличает чу­жих от своих         Четко бе­рет игруш­ку из рук взрослого     1.Перево­- рачивается на живот 2. Устой­чиво стоит при под­держке под мышки Подолгу гулит        
          Свободно берет игрушку из разных положений и долго занимается с ней 1. Перево­рачивается с живота на спину 2. Пытает­ся ползать   Начало лепета       Хорошо ест, снимая пишу губа­- ми с лож­ки  
          Играя с погремуш­кой, стучит, размахива-ет ею 1.Хорошо ползает 2. Ровно стоит при поддержке за обе руки Подолгу лепечет   На вопрос «Где?» находит предмет, располо-женный в одном и том же месте  
          Игрушками занимается долго 1.Сам садится и ложится 2.Сам встает, держась за барьер Громко повторно произно-сит различ-ные слоги   По просьбе взрослого выполняя-ет заученные движения: «Ладуш-ки», «Дай ручку», «До свидания» 1. Пьет из чашки, которую держит взрослый 2.Ест кусочек хлеба, который сам держит в руке
          Занимается по-разному с предмета-ми в зависимос-ти от их свойств: катает, вынимает и вкладывает 1.Пересту-пает вдоль барьера 2.Ходит при поддержке за обе руки   Подражая взросло-му, повторяет за ним разнооб-разные звуки и слоги   На вопрос «Где?» отыскива-ет предметы, находя-щиеся в разных местах      
          Действия с предмета­ми (открыва-ние, закрыва-ние, вкладыва­ние) при­обретают характер устойчи-вых занятий Стоит са­мостоя­тельно. Ходит за каталкой       1.По просьбе взрослого находит и дает игрушку 2.0твечает на заигрыва-ние «Догоню-догоню»      
    Овладевает новыми действия-ми: накладыва-ет один предмет на другой, снимает и надевает кольца пирамидки и т.д. Ходит при незначи-тельной поддержке взрослым Произно-сит первые слова-обозначе-ния: «ав-ав», «кис-кис», «дай, «мама» и др. По просьбе взрослого выполняя-ет знакомые ему действия: «покати мяч», «покачай Лялю» и т.д.  
      Самостоя­тельно хо­дит   Произно-сит 6-10 слов   Самостоя-тельно пьет из чашки

Таблица составлена на основе разработок Н.М.Аксариной и К.Л.Печера.

Наши рекомендации