Основные этапы изучения личности учащегося
На первом этапе студент знакомится со школьником без непосредственного с ним контакта, изучая документы (личное дело, классный журнал, читательский формуляр в библиотеке), а также беседует с классным руководителем, учителями, библиотекарем. На это уходит 1-2 дня.
Второй этап - общение с учащимся и изучение его при помощи различных методов и методик. Практикант наблюдает за учеником на уроках, во время внеклассных дел, анализирует выполненные им поручения, беседует на различные темы, в том числе об учебе, поведении, дружбе с одноклассниками, интересах, увлечениях, о прочитанных книгах, просмотренных кинофильмах, телепередачах и др., беседует с родителями в школе и дома. Всячески следует приветствовать попытки практиканта применить экспериментальные (диагностические) методики, которые он найдет в практикумах по психологии.
Третий этап - написание характеристики. Из накопленного материала о школьнике необходимо вычленить факты, разные по своей конкретности. Общее в них - психологическая закономерность, присущая данному школьнику. Студент за фактами должен получить разъяснение, как делать вывод, как включать фактический материал в текст характеристики.
Собираемый практикантами материал для характеристики целесообразно заносить в дневник, который ведется по следующей форме:
Дата получения материала | Содержание (факты наблюдения, бесед с учителями, данные экспериментов) | Краткий анализ фактов |
Требования к оформлению исследований по психологии и их анализу
1. Цель исследования.
2. Метод исследования.
3. Результат (прилагаются материалы анкет, эксперимента, протоколы бесед, наблюдений).
4. Констатирующие выводы.
5. Качественный анализ, возможное объяснение полученных результатов, их оценка.
6. Психолого-педагогические рекомендации (описание необходимых условий формирования исследуемого психологического качества).
Схема психолого-педагогической характеристики личности школьника
1. Общие сведения об ученике.Ф (записываем только первую букву фамилии) .И.О., дата рождения, класс, школа, физическое развитие, состояние здоровья.
2. Характеристика семенной среды. Где проживает ребенок (без указания домашнего адреса). Кем работают его родители (не указывая точное место работы – только профессию или социальное положение). Состав семьи, взаимоотношения в семье, особенности психологического климата, отношение взрослых к ребенку. Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося.
3. Общение и взаимоотношения ученика со сверстниками. Друзья ученика в школе и вне школы. Их влияние и характер взаимодействия со школьником (кого считает другом и почему; с кем конфликтует и по каким причинам, какие моральные и нравственные качества проявляются во взаимоотношениях с одноклассниками); совпадает ли отношение к школьнику товарищей с отношением к нему учителя; особенности общения вне школы.
4. Особенности личностного развития: развитие самооценки и уровня притязании личности, осознание мотивов поведения, нравственных норм.
Мотивационная сфера: ведущие мотивы учения.
5. Особенности познавательной сферы учащегося.
Общее умственное развитие: осведомленность, словарный запас, умение выразить мысль.
Особенности внимания: уровень развития концентрации, переключения и устойчивости внимания, способность к распределению внимания.
Особенности развития мышления: умение сравнивать, анализировать, обобщать и классифицировать; проявление пластичности (ригидности) при решении задач; быстрота осмысления изучаемого материала.
Преобладающий вид воображения (воссоздающее, творческое).
Характеристика памяти: объем кратковременной памяти, владение приемами активного запоминания, быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения учебного материала.
6. Особенности развития учебной деятельности. Сформированность компонентов учебной деятельности (целеполагание, контрольно-оценочные действия). Успеваемость (преобладающие отметки, успеваемость по отдельным предметам), уровень знаний. Отношение ученика к учению: желание учиться лучше; отношение к успехам и неудачам в учении. Внимателен ли на уроках? Как готовит домашнее задание? Умеет ли организовать учебный труд? Проявление самостоятельности в учебной работе.
7. Ведущие интересы и склонности: увлеченность учащегося каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности. Указать, как реализуются интересы и склонности ребенка: на занятиях, кружках и факультативах, олимпиадах и конкурсах, на занятиях в учреждениях дополнительного образования; указать имеющиеся у школьника награды за успехи в урочной и внеурочной учебной
8. Культурный кругозор: начитанность школьника; широта его культурных интересов; художественные способности школьника, их реализация.
9. Общественная и трудовая активность ученика: инициативность, желание участвовать в школьных и классных делах, отношение к труду, добросовестность в выполнении общественных поручений, заинтересованность в делах класса.
10. Выводы и рекомендации.
· Провести анализ возможных причин трудностей учащегося; сделать выводы о педагогических условиях, способствующих или препятствующих развитию познавательных процессов, формированию учебной деятельности учащегося.
· Указать, какие стороны личности обеспечат перспективу дальнейшего развития, а какие будут ему препятствовать; каковы причины недостатков, пути их преодоления: задачи дальнейшего развития личности.
· Осуществить анализ собственной работы по изучению познавательной сферы личности учащегося и опыта общения с ним во время практики.
Схема психолого-педагогической характеристики школьного класса
1. Общие сведения о классе (время создания класса, его численность: мальчики, девочки; возрастные характеристики, социальный статус родителей - особенности семейного воспитания, трудные дети, наличие и классе детей из неполных семей и семей, нуждающихся в повышенном внимании педагогов; распределение учащихся по успеваемости и т.д.).
2. Ценности, принятые в классе (традиции, обычаи, ритуалы класса); общественное мнение о классе, коллективные переживания. Описать и проанализировать примеры влияния класса на отдельную личность и личности на класс.
3. Характеристика деловой (формальной) структуры школьного класса:
§ сплоченность и организованность учащихся класса (отношение школьников к педагогическим требованиям; наличие общественного мнения, проявление взаимной требовательности и взаимопомощи)
§ способность класса к согласованным действиям в выполнении групповых задании;
§ степень самостоятельности класса в принятии решений, при организации совместной деятельности;
§ распределение обязанностей между учащимися; лидеры, успешность.
§ Актив класса (инициативность и ответственность активистов). Сотрудничество. Наличие взаимной ответственности.
4. Характеристика неформальной (социометрической) структуры класса. Наличие в классе неформальных лидеров, их влияние на класс и отдельных учащихся. Степень сходства официальной и неофициальной структур класса.
Взаимность социометрических выборок и удовлетворенность школьников их взаимоотношениями (дифференциация в зависимости от пола сверстников). Степень сходства деловой и эмоциональной структур межличностных отношений.
Наличие группировок, основания их образования, характер влияния на класс, направленность и степень заинтересованности в делах класса.
Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками.
Характеристика социометрических «звезд» и аутсайдеров. Характеристика «отверженных» и «изолированных» детей, причины их неблагоприятного положения. Возможные пути изменения социометрического статуса отдельных учащихся.
5. Психологический климат в классе.
Преобладающий эмоциональный тон в классе (жизнерадостный, напряженный и т.п.). Эмоциональное благополучие, неблагополучие отдельных членов класса. Факторы, определяющие психологический климат. Пути устранения отрицательных факторов (источников напряженности в классе).
Уровень воспитанности школьного класса. Организация взаимопомощи в учебной деятельности, дисциплина на уроках.
6. Внеучебная деятельность учащихся. Виды совместной деятельности и участие в ней школьников; проявление учащимися активности и самостоятельности во внеучебной деятельности; участие школьников в кружках и спортивных секциях, творческих группах; посещение учащимися класса учреждений дополнительного образования и т.д.
7. Специфические черты класса, которые Вы можете выделить на основе анализа и обобщения всего изученного материала (диагностического исследования и наблюдений).
8. Ваши предложения по содержанию и организации воспитательной работы с данным классом (со стороны учителей, родителей и самого класса).
Метод наблюдения