Методика для изучения социализированности личности учащегося

(разработана профессором М.И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ходпроведения. Учащимся предлагается прочитать (про­слушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — всегда;

3 — почти всегда;

2 — иногда;

1 — очень редко;

0 — никогда.

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружа­ющие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

         
         
         
         

Обработка полученных данных. Среднюю оценку соци­альной адаптированности учащихся получают при сложе­нии всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе анало­гичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нрав­ственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый ко­эффициент больше Трех, то можно констатировать высо­кую степень социализированности ребенка; если же он боль­ше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

ИГРА «МАГАЗИН»

(подготовлена О-В. Соловьевым)

Цель: изучение уровня нравственного развития личности учащихся и духовно-нравственной атмосферы в классном

сообществе.

Ход проведения. Эту игру целесообразно проводить с уча­щимися младшего и среднего школьного возраста.

Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде «купли-продажи». Школьникам предлагается сформи­ровать несколько небольших групп (по 5—6 человек в од­ной группе). Все учащиеся играют роль покупателей нрав­ственных ценностей. «Купля-продажа» осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества (веж­ливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (гру­бость, неряшливость, недисциплинированность, жадность и т.д.) или же на свои положительные, которые у них име­ются в избытке.

После проведенной «купли-продажи» классный руково­дитель вместе с учащимися подводит итоги осуществленной сделки. Они обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы «приобретенные», «купленные» положительные качества зак­репить в деятельности классного коллектива.

Результаты первого этапа игры можно зафиксировать с помощью следующей таблицы:

Фамилия и имя учащегося   «Приобретенные» положительные качества   «Проданные» отрицательные качества  
1. Алферова Ира 2. Баранов Саша 3. ...   Аккуратность Вежливость   Неряшливость Грубость  

Затем в течение всего учебного года классный руководи­тель ведет наблюдение за детьми, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмо­сферы в классе, стимулирует работу учащихся по формиро­ванию положительных качеств.

В конце учебного года проходит второй этап игры. Детям предлагается «приобрести» те нравственные качества, кото­рые, по их мнению, удалось сформировать в своем характе­ре в течение этого учебного года, а на аукцион выставить «ненужные вещи», т.е. те отрицательные качества, которые еще у них сохранились.

При завершении игры классный руководитель подводит итоги «торгов», помогает детям проанализировать результа­ты работы коллектива класса за прошедший учебный год.

Педагог заполняет следующую таблицу:

Фамилия и имя учащегося   Закрепленные положительные качества   Оставшиеся отрицательные качества  
           

Педагогический анализ результатов игры. Целесообразно осуществить поэтапный анализ игры.

На основе результатов первого этапа игры классный ру­ководитель может зафиксировать исходный уровень этиче­ского развития личности учащихся и определить духовно-нравственные ценности классного сообщества. Педагог выяв­ляет также наиболее существенные проблемы в воспитанности

детей, которые определяются не только по тому, сколько и какие качества школьники «покупают-продают», но и по степени критического отношения к себе и своим товарищам.

После второго этапа игры можно сделать выводы об уровне духовного роста учащихся и изменениях в нравственно-пси­хологическом климате классного коллектива.

Данная игровая методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива своего класса.

Чтобы удобнее было фиксировать результаты «купли-про­дажи», можно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, и чистые листочки бумаги для заметок, где учащиеся запишут отрицательные свойства.

МЕТОДИКА «РЕПКА»

(разработана преподавателями кафедры общей педагогики РГПУ им. А. И. Герцена)

Цель: определить изменения, происшедшие в личности школьника в течение учебного года.

Ход проведения. Учащимся предлагаются следующие вопросы:

1. Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше (поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак «-»):

а) физическая сила и выносливость;

б) умственная работоспособность;

в) сила воли;

г) выдержка, терпение, упорство;

д) ум, сообразительность;

е) память;

ж) объем знаний;

з) внимание и наблюдательность;

и) критичность и доказательность мышления;

к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целе­устремленность) ;

л) умение планировать работу;

м) умение организовать свой труд (организованность);

н) умение контролировать и анализировать свою работу

и свои поступки;

о) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

п) чуткость и отзывчивость к людям;

р) умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;

с) умение подчинять свои желания интересам дела и кол­лектива;

т) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в че­ловеке, в искусстве;

у) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.

2. Над какими из названных качеств ты собираешься ра­ботать в ближайшее время (перечисли буквы из предыду­щего вопроса)?

3. Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д.)?

4. Над какими из них ты сейчас работаешь?

5. Что бы ты хотел себе пожелать на будущее?

Обработка полученных данных. Полученные результаты можно систематизировать с помощью следующей таблицы:

Фамилия, имя учащегося   Качества личности  
Физическая сила и вынос­ливость   Умственная работоспособ­ность   Сила воли      
1. Андреев Миша   +   +   +      
2. Баранов Саша           +      
3. Белоусова Надя   -   +          

Анализ ответов учащихся на вопросы методики позволя­ет получить информацию о личностном росте каждого ре­бенка, о самооценке школьников, об изменениях в их ин­теллектуальном, нравственном и физическом развитии. Со­поставление полученных данных с целями, содержанием и способами организации процесса воспитания помогает оп­ределить эффективность воспитательной деятельности. Ре­зультаты анкетирования целесообразно использовать при перспективном и текущем планировании жизнедеятельно­сти и воспитания учащихся.

Наши рекомендации