Программа изучения личности учащегося

Методические материалы

В помощь студентам 4 курса, проходящим педагогическую практику

Программа изучения личности учащегося

(первый вариант)

Общие сведения об ученике

Фамилия, имя. Где живет ребенок. Где и кем работают его родители. Состав семьи, ее культурный уровень. Взаимоотношения в семье. Режим и досуг ребенка. Участие ребенка в домашнем труде. Друзья и знакомые ребенка вне школы. Состояние здоровья ученика (по данным школьного врача).

Общий уровень развития ребенка

1. Общее развитие. Культура речи, начитанность, регулярность чтения, устойчивость читательских интересов, посещение кино, театров и т.д.

2. Отношение ребенка к учебному труду. Как ученик относится к своим занятиям в школе. Регулярность посещения учебных занятий. Внимателен ли на уроке. Систематически ли готовит домашнее Задание. Умеет ли самостоятельно организовать свой учебный труд. Заботится ли об усвоении пропущенного материала. Как относится к своим успехам и неудачам в учебном труде.

3. Успеваемость ученика. Как успевает по различным предметам. Какие предметы ученик любит. Какие предметы даются ему легко, а по каким он встречает затруднения.

4. Отношение к физическому труду. Как ученик относится к работе по самообслуживанию. Любит ли ученик работать в школьных мастерских и на пришкольном участке. Охотно ли участвует в производительном труде в условиях арендного подряда, школьного кооператива. Деловые и нравственные качества ребенка.

5. Уровень дисциплины ученика. Привиты ли ученику навыки и привычки культурного поведения. Организованность па уроке. Вежливость в обращении со взрослыми, товарищами. Опрятность.

6. Интересы и склонности ученика. Учебные интересы. Интересы в области литературы, искусства, науки, техники, спорта. Широта и устойчивость интересов. В каких кружках ученик работает. Какой профессией интересуется. Связаны ли его интересы с выбором будущей профессии.

Основные черты личности ученика

1. Общественное сознание. Мировоззрение. Гражданская позиция. Основная направленность идеалов и стремлений ученика, умение воплотить в конкретных делах – в учении, общественной работе, в труде. Мотивы учебной и общественной деятельности.

2. Моральные качества ученика. Чувство любви к Отечеству. Интерес к событиям в стране. Готовность оказать помощь своим трудом школе и обществу.

3. Чувство коллективизма, чувство долга, ответственности, правдивость и честность, принципиальность, скромность. Отношение к родителям и членам семьи, отношение к учителям и старшим товарищам. Проявляет ли учащийся чуткость, внимание к своим товарищам, оказывает ли им помощь.

4. Волевые черты характера. Целеустремленность. Активность: решительность, смелость, самостоятельность, инициативность. Организованность: выдержка, самоконтроль, уверенность в себе, дисциплинированность. Стойкость, настойчивость, упорство, мужество, самокритичность, скромность.

5. Особенности темперамента школьника и его психических процессов. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Быстро или медленно ребенок реагирует на вопросы, говорит, делает. Преобладают процессы возбуждения или тормозные процессы. Легко ли ученик переключается с одного дела на другое. Каковы особенности интеллектуальных и эмоциональных процессов: речи, внимания, памяти, эмоций. Как ученик выражает свои чувства.

Характер социализации ребенка

1. Участие в общественной жизни класса: Интерес к жизни класса и степень активности в общественной работе. Работа в детских (юношеских) организациях.

2. Характер выполнения общественной работы. Добросовестность.

3. Умение довести начатое дело до конца. Умение вовлечь в работу других учеников. Имеет ли ученик организационные навыки.

4. Место ученика в классном коллективе. Связан ли ученик с коллективом или оторван от него. Отношение к нему учащихся класса. Пользуется ли уважением и авторитетом в классе.

Программа изучения личности учащегося

(второй вариант)

1. Общие сведения о ребенке:

- фамилия, имя, отчество;

- дата рождения;

- домашний адрес.

2. Сведения о семье:

- члены семьи: отец, мать и другие члены семьи, проживающие вместе с учеником. Год рождения каждого, образование, профессия, место работы, занимаемая должность;

- социально-демографические условия семьи: многодетная, неполная, больные родители или инвалиды;

- материальные или жилищно-бытовые условия: низкооплачиваемые, малообеспеченные, проживающие в плохих жилищно-бытовых и санитарно-гигиенических условиях; условия проживания ученика: наличие отдельной комнаты или угла, отдельного стола или отсутствие постоянного места для занятий, и т.д.;

- характер взаимоотношений родителей и других членов семьи с учеником: «слепок» обожания, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т.д.;

- социально-психологические условия: неблагоприятный психологический климат семьи, педагогически несостоятельные родители, эмоционально конфликтные отношения в семье;

- криминогенные условия: аморальный образ жизни родителей, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, социальный паразитизм, жестокое обращение с детьми.

Выводы: выявление и учет детей и подростков:

- оказавшихся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию;

- оставшихся без попечения родителей;

- нуждающихся в материальной помощи;

- временно нуждающихся в проживании отдельно от родителей;

- проживающих в группах социального риска.

3. Здоровье школьника:

- физическое развитие;

- духовное развитие;

- отклонения в развитии;

- хронические заболевания.

4. Особенности личности школьника:

- вступает ли в конфликтные отношения (если да, то редко или часто) с родителями, учениками, учителями;

- характер общительности (отсутствует, избирательный, большой);

- проявление положительных качеств личности и форм поведения: уважение к старшим;

- внимательность, чуткость, доброта; скромность; трудолюбие, добросовестность; самоорганизованность; самостоятельность; дисциплинированность; другие качества.

- Проявление отрицательных форм поведения: грубость; индивидуализм, эгоизм; зазнайство, высокомерие; легкомыслие, беспечность; лживость; упрямство; жестокость; вредные привычки (курение, сквернословие); другие отрицательные качества.

- Способность к выбору самостоятельного занятия. Длительность проявления интереса к выбранному занятию.

Выводы: выявление и учет детей с асоциальным поведением:

- уклонение от учебы;

- бродяжничество, попрошайничество;

- деяния, содержащие признаки преступления;

- правонарушения;

- употребление спиртных напитков, наркотиков или психотропных веществ;

- азартные игры и иные антиобщественные проявления.

5. Личность ученика в коллективе:

- уровень притязаний (лидер, принятый, отверженный);

- отношение к мнению коллектива, его требованиям и критическим замечаниям (серьезное, равнодушное, враждебное);

- отношение к общественным поручениям (с удовольствием, равнодушно, не выполняет);

- наличие друзей (их статус, интересы);

- отношения с товарищами (равные, высокомерные, надменные, воспитывающие и др.).

6. Отношение к учению:

- отношение к учебным предметам (увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное);

- наличие особых способностей к изучаемым предметам;

- уровень внимания (высокий, средний, низкий); способность удерживать внимание;

- уровень развития мышления (низкий, средний, высокий);

- выполнение учебных обязанностей (обязательность, аккуратность, исполнительность, регулярность, небрежность, не обязательность);

- проявление активности на уроке (высокая, средняя, низкая, отсутствует);

- отношение к требованиям учителей (положительное, пассивно положительное, безразличное, агрессивное).

Наши рекомендации