Тема 1. Психологические особенности подросткового возраста
Задание 1: Составить перечень психологических проблем, которые потенциально могут возникать в младшем подростковом возрасте (11-13 лет) и в старшем подростковом возрасте (14-16 лет) и требовать помощи со стороны родителей, педагогов и психологов. Отметить психологически обоснованные пути индивидуального подхода в подростковом возрасте.
Задание 2. Заполнить таблицу 9: (см.выше)
Таблица 9
Краткая психологическая характеристика подросткового возраста
( 10-11 – 14-15лет)
Социальная ситуация развития | Противоречивая:не определен социальный статус подростка и социальные требования к нему; внутренняя позиция не однозначна: подросток ощущает себя то взрослым, то не желает таковым быть и считаться; социальная роль друга или подруги. | |
Генетическая задача | Противоречие между потребностью быть и считаться взрослым и отсутствием возможностей для самопознания, саморазвития, самоутверждения. | |
Ведущая деятельность | ||
Характер общения | ||
Базовая потребность | Потребность в понимании и принятии. Потребность принадлежать к группе. | |
Психологические новообразования | ||
Содержание кризиса | ||
Сензитивность | ||
Возможные психологические проблемы: | ||
в младшем подростковом возрасте (11-13 лет) | в старшем подростковом возрасте (14-16 лет) | |
Список использованной литературы:
Тема 4. Психологические особенности старшеклассника
Задание: Заполнить таблицы 10-11: (см.выше)
Таблица 10
Краткая характеристика ранней юности (15–17 лет)
Социальная ситуация развития | |
Генетическая задача | Осуществление процесса самоопределения – личностного, профессионального, социального, духовного и практического |
Ведущая деятельность | |
Характер общения | |
Базовая потребность | |
Психологические новообразования | |
Содержание кризиса 17 лет | См.Лысенко Е.М. Возрастная психология: краткий курс лекций для вузов/Е.М.Лысенко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 173 с. (с.155-156 табл.13) |
Сензитивность | |
Возможные психологические проблемы: |
Список использованной литературы:
Таблица 11
Краткая характеристика поздней юности (18–21 год)
Социальная ситуация развития | |
Генетическая задача | Поиск способов установления конструктивных отношений с широким кругом людей в новом статусе взрослого человека (в семье и коллективе) |
Ведущая деятельность | |
Характер общения | |
Базовая потребность | |
Психологические новообразования | |
Содержание кризиса 21 года | |
Сензитивность | |
Возможные психологические проблемы: |
Список использованной литературы:
В. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЫХ
Тема 1. Особенности психического развития человека в период молодости (18 - 25-30 лет)
Задание:В ходе изучения данного раздела составить таблицу 12 «Общая характеристика возраста» по учебным пособиям возрастной психологии (с указанием использованных источников)
Таблица 12
Общая характеристика возраста: молодость, взрослость, зрелость, старость
Механизмы психического развития | ||
Социальная ситуация развития | Ведущий вид деятельности | Психологические новообразования |
Г. Психология взрослых | ||
· Молодость (18 – 25-30 лет) [РатановаТ.А., 1998; с.21-24 ] | ||
Кризис молодости (27-33 года) и его психологическая характеристика. | ||
· Взрослость (25-30 – 40-45 лет) | ||
Кризис взрослости (39-45 лет) - подведение промежуточных итогов. | ||
· Зрелость (40-45 – 55-60 лет) | ||
· Старость (55-60 – 80 и далее лет) | ||
Кризис зрелости (55-65 лет). | ||
Психологические факторы долголетия. | ||
Смерть как кризис индивидуальной жизни. |
Список использованной литературы:
1. Першина Л.А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2004. – 254 с.
2. Ратанова Т.А. Возрастная и педагогическая психология: программированный контроль знаний. М., 1998. – 49 с.
3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007.- 349 с.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольная работа по психологии состоит из 2-х частей: первая - теоретическая: реферирование психологической литературы; вторая - практическая: проведение экспериментов, анкетирования, наблюдений и т.д.
1. Теоретическая часть: Цель: общее ознакомление с основной литературой по психологии и современными психологическими исследованиями, а также реферирование отдельных научных трудов, которое предполагает их более углубленное изучение, расширение научного кругозора студента, повышение его теоретической подготовки, формирование самостоятельности мышления, выработка необходимых навыков работы с книгой.
Темы контрольных работ:
1. Роль ведущего типа деятельности в психическом развитии человека от рождения до взрослости.
2. Социальная ситуация развития в младенческом, дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском, зрелом возрастах.
3. Основные психологические новообразования в раннем детстве, дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском, зрелом возрастах.
4. «Кризисы» от рождения до старости: кризис новорожденности, кризис одного года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, подростковый кризис и т.д.
5. Особенности внимания в различные возрастные периоды (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, студент, взрослый).
6. Особенности восприятия в различные возрастные периоды (от рождения до старости).
7. Сравнительная характеристика возрастных проявлений в процессах памяти.
8. Особенности мышления в различные возрастные периоды (с раннего возраста до старости).
9. Особенности воображения в различные возрастные периоды.
10. Учебные интересы школьников разного возраста (младший школьник, подросток, старшеклассник).
11. Особенности самооценки у детей разного возраста (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, студент).
12. Особенности проявления свойств высшей нервной деятельности (ВНД) подростков (старшеклассников) на уроке.
13. Учет особенностей темперамента и характера «трудных» учащихся.
14. Причины нежелания учиться у младших школьников (подростков) и возможные пути их преодоления.
15. Мотивы и цели учения школьников (младший школьник, подросток, старшеклассник).
16. Особенности эмоционально-волевой сферы личности школьника (младший школьник, подросток, старшеклассник).
17. Особенности формирования личности в дошкольном возрасте (возникновение иерархии мотивов, развитие самосознания) и в младшем школьном возрасте (мотивы, интерес, идеал, самооценка и уровень притязаний).
18. Формирование личности в подростковом возрасте: нравственные убеждения и их формирование, начало развития самосознания, потребность в самоутверждении. Особенности личности старшеклассника.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО РАЗДЕЛУ « ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
1. Предмет, задачи, основные разделы возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими науками. Методы возрастной психологии. Принципы развития.
2. Теории развития: история и современное состояние зарубежной психологии развития.
3. Теории развитии: история и современное состояние отечественной возрастной психологии.
4. Понятие о развитии. Типы развития по Л.С. Выготскому. Источники и движущие силы развития.
5. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. теория развития высших психических функций: опосредованность и интериоризация в психическом развитии.
6. Факторы психического развития.
7. Основные закономерности психического развития. Кризисные и сензитивные периоды в психическом развитии.
8. Понятие возраста и принципы периодизации психического развития. Периодизация психического развития в зарубежной и отечественной психологии.
9. Понятие возраста. Структура возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, кризис развития, психологические новообразования.
10. Общая характеристика младенческого возраста: период новорожденности и младенчество.
11. Общая характеристика раннего возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и ее роль в психическом развитии, психологические новообразования и их роль в развитии психики, кризис трех лет.
12. Развитие речи в младенческом и раннем возрасте.
13. Общая характеристика дошкольного возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и ее роль в психическом развитии, психологические новообразования и их роль в развитии психики, кризис.
14. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.
15. Личность дошкольника (возникновение иерархии мотивов, развитие самосознания, самооценки и т.д.).
16. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Основные компоненты.
17. Адаптация к школьному обучению. Основные виды трудностей, испытываемых первоклассниками. Кризис 7 лет.
18. Общая характеристика младшего школьного возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и ее роль в психическом развитии, психологические новообразования и их роль в развитии психики, кризис..
19. Когнитивное развитие в младшем школьном возрасте.
20. Особенности формирования личности младшего школьника: развитие мотивов деятельности, межличностные отношения, проявления индивидуально-психологических особенностей.
21. Общая характеристика подросткового возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и ее роль в психическом развитии, психологические новообразования и их роль в развитии психики, кризис 12-13 лет.
22. Перестройка учебной деятельности и развитие когнитивных (познавательных) процессов у подростков (восприятие, внимание, память, мышление, речь).
23. Учебная деятельность подростка. Учебная мотивация: особенности и ее динамика.
24. Личность подростка. Формирование самосознания подростка. «Я»-концепция».
25. Старший школьный возраст: социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, кризис 17 лет, психологические новообразования.
26. Когнитивное развитие старшеклассника. Развитие научного мировоззрения.
27. Особенности развития личности старшеклассника. Особенности эмоциональной жизни.
28. Психологические проблемы профессионального и личностного самоопределения старшеклассников.
29. Молодость (18 - 25-30 лет): социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, кризис молодости, противоречия, особенности познавательной деятельности.
30. Период взрослости (25-30 - 40-45 лет): социальная ситуация развития, кризис взрослости, ведущий вид деятельности, мотивы и противоречия, особенности познавательной деятельности.
31. Период зрелости (40-45 - 55-60 лет): общая характеристика возраста и социальная ситуация развития, структура зрелой личности, кризис возраста зрелости, особенности познавательной деятельности.
32. Период геронтогенеза (старения) (55-60 - 80 и далее): общая характеристика периода геронтогенеза и процессы старения, особенности познавательной сферы и работоспособности. Долголетие.
Приложение 1 Примерная схема психологической характеристики младшего школьника
Примерная схема социально-психологической характеристики личности школьника (подростка, старшеклассника)
1. Общие сведения (фамилия, имя, возраст, класс, школа, социальное положение семьи и т.п.)
2. Направленность активности:
· состояние ценностных ориентаций: широта, социальная значимость, место ведущих ценностей в общей структуре, что повлияло на формирование и т.д.;
· содержание интересов: направленность, широта, устойчивость, соотношение общих и профессиональных интересов, что повлияло на их формирование и т.д., связь с интересами класса;
· мотивационная сфера: какие мотивы являются ведущими; снижение положительных мотивов в общей иерархической структуре; что повлияло на формирование мотивов.
3. Характер самооценки и уровня притязаний: благоприятная (адекватная) или неблагоприятная (завышенная – заниженная); что повлияло на формирование самооценки и уровня притязаний.
4. Эмоционально-волевое развитие;
· преобладающее самочувствие, состояние активности;
· типичное для школьника настроение;
· факторы, определяющие настроение.
5. Коммуникативные и организаторские склонности:
· сформированность навыков общения;
· лидерские возможности,
· реальное положение в системе межличностных отношений в учебной группе (школе): лидер, предпочитаемый, принятый, аутсайдер и т.д.
6. Интеллектуальное развитие:
· общая осведомленность (образованность);
· состояние основных механизмов мышления; аналогии, классификации, обобщения;
· какие факторы (условия) влияют на развитие мышления.
7. Успешность учебной деятельности, состояние ответственности и дисциплины:
· преобладающий уровень успеваемости (отличный, хороший, удовлетворительный, не успевает);
· склонность к определенным предметам и затруднения к другим;
· состояние дисциплины и ответственности – дисциплинирован или нет, насколько переживает удачи или промахи;
· насколько инициативен в учебной деятельности.
8. Целостная оценка личности:
· степень адаптации к классу и школе;
· состояние общего психического и личностного развития;
· в чем успешность становления личности;
· какие проблемы интеллектуального и личностного развития;
· нуждается в психологической помощи или нет;
· каковы перспективы дальнейшего развития.
Выводы. Заключительная часть должна быть краткой, хорошо аргументированной и показывать динамику развития личности ученика. Она должна «проектировать личность» и указывать, что следует развивать, что сглаживать, а что искоренять в структуре личности школьника.
Психологические советы (школьнику, родителям, учителю):
· на какие сильные стороны личностного и интеллектуального развития следует опираться;
· в состоянии ли сам школьник вместе с родителями и учителем (классным руководителем) решить свои проблемы или следует обратиться за квалифицированной помощью к психологу;
· конкретные рекомендации по развитию умения учиться (как работать с книгой, готовиться к экзамену, отвечать у доски и т.д.).
Примечание: все экспериментальные материалы должны быть приложены к характеристике в приложении.