Модуль1. Введение в психологию дошкольного возраста
Тема 1.1 Предмет, структура, задачи
Психология дошкольного возраста как раздел психологии развития, изучающая и интерпретирующая факты и закономерности психического развития ребенка. Детство как социокультурный феномен и как предмет науки. Возраст – единица анализа в детской психологии. Специфика психического развития ребенка.
Основные разделы и связь психологии дошкольного возраста с философией, общей, социальной, педагогической психологией, возрастной физиологией, педагогикой, частными методиками и другими науками.
Значение знаний психологии дошкольного возраста в практической деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. Задачи психологии дошкольного возраста в свете развития образования на современном этапе.
Тема 1.2 История психологических знаний о ребенке
Предпосылки выделения знаний о психологическом развитии детей в самостоятельную область психологической науки: требования педагогической практики, разработка идеи развития в науке, появление экспериментальной психологии. Характеристика этапов развития детской психологии.
Теории психического развития. Психоаналитические теории детского развития (З,Фрейд, А.Валлон, А.Фрейд, Э.Берн, Э.Эриксон). Основные положения концепции социального научения. Динамика и закономерности формирования поведения в бихевиоризме. Теория трех ступеней развития К.Бюлера. Теория конвергенции двух факторов развития В.Штерна. Подход к проблеме психического развития в гештальтпсихологии. Теория когнитивного развития Ж.Пиаже. Проблема развития личности в гуманистической психологии. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского и ее значение для психологии.
Основополагающее значение для развития психологических знаний о ребенке психологической школы Л.С.Выготского и его последователей: Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, А.В.Запорожца, Л.И.Божович, М.И,Лисиной и др.
Основные психологические школы и направления развития психологических знаний о ребенке (Л.А.Венгер, В.С.Мухина, Я.Л.Коломинский, Н.Н.Поддьяков, В.А.Петровский и др.).
Тема 1.3 Стратегии и методы исследования
Методологические принципы изучения психики ребенка. Понятие о психологическом факте. Факты и закономерности. Принципы психологического исследования. Принципы единства сознания и деятельности, генетического подхода, детерминизма, объективности и научности, комплексности, индивидуального и личностного подхода и др. Стратегии исследования: трансверсальная, лонгитюдная, экспериментально-генетическая или формирующая.
Программа психологического исследования психики ребенка. Характеристика исследовательских и диагностических методов изучения психики ребенка. Эмпирические методы. Стратегия наблюдения. Виды наблюдения, дневниковое наблюдение. Стратегия эксперимента, особенности использования при изучении ребенка; ведущее значение формирующего эксперимента. Методы опроса, беседа, условия ее проведения с ребенком. Изучение продуктов детской деятельности. Использование тестов в детской психологии; тесты – задания, тесты – опросники, проективные тесты.
Организация психологического обследования ребенка в детском саду. Роль педагога в изучении ребенка. Составление психологической характеристики ребенка.
Тема 1.4 Основные закономерности психического развития
Понятие о психическом развитии. Неравномерность психического развития, ее причины. Акселерация. Темп психического развития. Проблемы детской одаренности и задержки психического развития.
Предпосылки и условия психического развития. Проблема генотипической и средовой обусловленности психического развития. Наследственные особенности, прирожденные свойства организма и процессы психического развития, как предпосылки психического развития.
Социальные факторы как условия психического развития: социальная среда, обучение, собственная активность ребенка.
Возрастная периодизация психического развития. Критерии выделения возрастных периодов в отечественной психологии. Новообразования, социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности. Противоречия, возникающие в ходе психического развития, их разрешение или обострение. Возникновение возрастных кризисов, их значение в развитии.