Психология дошкольного возраста
(для модульно-рейтинговой системы)
Направление: Психолого-педагогическое образование
Профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»
Форма обучения: заочная
Составитель:
Пикулева Л.К., к.п.н., доцент
Челябинск 2013
Оглавление
1. Пояснительная записка | |
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | |
3. Образовательные технологии | |
4. Материально-техническое обеспечение дисциплины | |
5. Содержание курса | |
6. Рабочая программа | |
6.1. Тематическое планирование дисциплины | |
6.2. Содержание (модульной) рабочей программы | |
6.2.1. Модуль 1. | |
6.2.2. Модуль 2. | |
6.2.3. Модуль 3. | |
6.2.4. Модуль 4. 6.2.5. Модуль 5 6.2.6. Модуль 6 | |
7. Методические материалы 7.1. Терминологический минимум 7.2. Примерное соотношение баллов текущего рейтинга 7.3 Примерные темы курсовых работ 7.4 Примерные темы квалификационных работ 7.5 Вопросы к экзамену 7.6 Критерии оценивания знаний студента на экзамене |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика дисциплины «Психология дошкольного возраста»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология дошкольного возраста» разработан в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование.
Одним из важнейших условий готовности выпускника педагогического университета к психологической и педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения является его подготовка в области психологии дошкольного возраста.
Основной целью является формирование у студентов системы базовых понятий в области детской психологии, обеспечивающих научный подход к педагогической деятельности, выражающийся в умении изучать психические особенности детей дошкольного возраста, строить образовательный процесс на психологической основе, производить грамотный анализ педагогических воздействий на ребенка.
В учебном курсе рассматриваются теоретические вопросы закономерностей психического развития, их связи с воспитанием и обучением, дается понимание важнейших этапов психического развития ребенка с рождения и до семи лет, возрастных и индивидуальных психологических особенностей, их проявления в деятельности и обучении.
Модуль 1 «Введение в психологию дошкольного возраста» основывается на материале детской психологии как науке. Важной проблемой данного раздела является проблема метода изучения психики ребенка, которая, по словам Л.С.Выготского, есть начало и основа всей истории культурного развития ребенка. Любая концепция психического развития ребенка отражает связь психического развития и методов его исследования. В контексте системного подхода к изучению проблемы развития рассматриваются вопросы хода, условий, источников, движущих сил психического развития, структуры и динамики возраста, характеристики социальной ситуации, ведущего вида деятельности, основных психологических новообразований возраста, что позволяет студентам усвоить логику рассмотрения всех возрастных периодов с рождения до семи лет.
Модуль 2 «Развитие в младенчестве и раннем возрасте» В программе данный возраст рассматривается как определяющий весь дальнейший ход психического развития человека, в котором закладываются предпосылки личностного и интеллектуального развития. Главным для студентов, в процессе усвоения этого раздела, является подготовка к педагогической практике по раннему возрасту, осознание ответственности взрослого за судьбу, вверенного ему ребенка и расширение представлений о детях раннего возраста их возможностях.
Модуль 3 «Деятельность дошкольника» основывается на принципиальном положении психологии о связи деятельности и личности. Личность ребенка полноценно развивается только в свободной детской деятельности, причем центральное место в развитии ребенка занимает игра. Игра является средством удовлетворения важнейшей социальной потребности ребенка в приобщении к миру взрослых, а также средством самоактуализации ребенка, стимулирования его сущностных сил. Из игры исходят другие виды детской деятельности: учебная, трудовая, продуктивная. Они способствуют интеллектуальному и волевому развитию детей, готовят их к обучению в школе. Студенты должны понять, что обучение в дошкольном учреждении строится не на предметном, а на деятельностном подходе, который обозначен в качестве приоритетного в Федеральных государственных требованиях в сфере дошкольного образования. Обеспечивая детям разнообразную, насыщенную деятельность можно добиться полноценного развития детских способностей, сообразно их природным возможностям.
Модуль 4 «Познавательное развитие дошкольника» содержит знания о развитии познавательных процессов дошкольника, которые очень важны в понимании механизмов развития психики. Содержание раздела отражает логику развития всех познавательных процессов, которая заключается в переходе от непроизвольных форм к произвольным, от внешних к внутренним (по закону интериоризации). Психические процессы понимаются как специфические внутренние виды деятельности, условиями развития которых являются: другие виды детской деятельности, специальное обучение, речь.
В модулях 5 и 6 «Развитие личности дошкольника» и «Социализация дошкольника» рассматриваются актуальные проблемы развития личности ребенка. Самосознание и мотивация ребенка являются основой личности, показателями ее развития. Построение ребенком образа собственного «Я» зависит не только от целенаправленной работы с ребенком по познанию собственного «Я», но и от эмоционального благополучия ребенка в семье и в группе детского сада, его эмоциональных переживаний и взаимоотношений с окружающими. Полноценная личность может развиться только в условиях самореализации, удовлетворении притязания на признание, в условиях, способствующих развитию детской целенаправленности и волевых устремлений, проявлению индивидуальности. Студенты должны усвоить, что реализация в образовательном процессе дошкольного учреждения гуманистических подходов и личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми создает возможность становления личности, обладающей самодостаточностью, высоким самосознанием, умением строить свои взаимоотношения с окружающими, легко адаптироваться к условиям социума.
Дисциплина ориентирует, в соответствии с ФГОС ВПО на такие виды профессиональной деятельности, как психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования, педагогическая деятельность в дошкольном образовании и способствуют решению следующих профессиональных задач:
– создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;
– участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении;
– участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;
– проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;
– участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей;
– создание благоприятной и психологически комфортной социальной среды с привлечением родителей и членов семьи здоровых детей и детей с ОВЗ.
– выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов;
– осуществление процесса обучения и воспитания в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования с использованием психологически обоснованных методов обучения и воспитания, ориентированных на развитие игровой деятельности;
– создание оптимальных условий адаптации детей к дошкольным образовательным учреждениям;
– работа по обеспечению совместно с другими специалистами и семьей готовности ребенка к обучению в общеобразовательном учреждении;
– взаимодействие с педагогами, администрацией образовательного учреждения и родителями в целях развития обучающихся с учетом возрастных норм.
Дисциплина «Психология дошкольного возраста» включена в вариативную часть профессионального цикла дисциплин учебного плана основной образовательной программы подготовки бакалавра. Изучение дисциплины осуществляется в 3 семестре.
Для освоения дисциплины «Психология дошкольного возраста» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Возрастная анатомия и физиология», «Физиология ВНД и сенсорных систем», «Психология», «Психология развития», «Психология воспитания и обучения», «Психолого-педагогическая диагностика». Кроме того, курс предполагает взаимосвязь с философией, дошкольной педагогикой, частными методиками дошкольного образования. Освоение дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла и прохождения учебной и всех видов педагогической практики.
Соответствие целей освоения дисциплины и формируемых компетенций
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) | ЗУН, обеспечивающие формирование компетенции (в соотв. с ФГОС ВПО и ООП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции |
Способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1) Готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2); Готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3); Готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4); Готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5); Способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6); Способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3); Готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении (ПКД-4); Способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5) | знать: - особенности строения психики и закономерности ее развития в фило и онтогенгезе; - развивающие функции обучения и воспитания; - структурные и динамические характеристики малой группы; уметь: - взаимодействовать с детьми и подростками; - применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников; владеть: методами исследований в области педагогики и психологии | знать: - закономерности развития психики в онтогенгезе; - развивающие функции обучения и воспитания; - структурные и динамические характеристики детской группы; - способы психологического и педагогического изучения детей; - способы построения межличностных отношений в группах; - стили педагогического взаимодействия; - психологическое содержание каждого возрастного периода ребёнка; - особенности и закономерности познавательного и личностного развития детей, развития их деятельности; уметь: - взаимодействовать с детьми; - применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей детей; - использовать исследовательские и диагностические методы изучения психики ребенка; - разработать программу психологического исследования психики ребенка; владеть: - навыками проведения психодиагностического исследования, - организацией психологического обследования ребенка в детском саду; - составлением психологической характеристики ребенка; - изучением и методами психологической коррекции негативных личностных образований (ложь, жалобы, зависть, недоброжелательство, эгоизм, стремление быть лучше других и др.); - навыками формирующей и развивающей работы с детьми дошкольного возраста |
Матрица соответствия компетенций разделам (модулям) дисциплины
Компетенции | Разделы (модули) дисциплины | |||||
ОПК-1 | + | + | + | + | + | + |
ОПК-2 | + | - | - | - | - | - |
ОПК-3 | + | + | + | + | + | + |
ОПК-4 | - | + | + | + | + | + |
ОПК-5 | - | + | + | - | - | - |
ПКД-3 | - | + | + | - | - | - |
ПКД-4 | - | + | + | + | + | + |
ПКД-5 | + | - | - | - | - | + |
При изучении дисциплины используются различные формы учебной работы: лекции, практические и лабораторные занятия. Изучение каждой темы включает самостоятельную работу. Для этого каждая тема сопровождается перечнем вопросов для самоконтроля и конкретных заданий, выполнение которых обеспечивает закрепление усвоенных знаний, а также их применение и расширение.
Трудоемкость учебной дисциплины –3 зачетные единицы. Общий объем времени изучения курса составляет 99 часов, из них 8 часов – аудиторные занятия (4 часа – лекции, 4 часа – практические) и 91 часов – самостоятельная работа. Отчетность проводится в форме экзамена (9 часов).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Список основной литературы
1. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию: Курс лекций. Учеб. пособие. – СПб.,2006
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М.: Пед. общество России, 2011.
3. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М.: Владос, 2011.
4. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999. *
5. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М. 2008.
6. Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. – М., 2003.
7. Психология развития / Под ред.Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2009.
8. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав. – СПб.: Питер 2011.
9. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Г.А. Урунтаева. – М., 2010.
10. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника. – М.: Академия, 2009.
11. Широкова Г.А. Детская психология. Словарь – справочник. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.