Семинар 13. Психология зрелости. (Тема 13) – 4 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Развитие в период взрослости.

2. Физические изменения.

3. Преемственность и изменения в познании.

4. Исследование периодов и задач взрослого развития.

6. Возрастной и биографический подходы к изучению личности в различные периоды взрослости: их достоинства и недостатки.

7. Возраст и проблема смысла жизни.

9. Проблемы акмеологии.

Доклады:

· Середина жизни: стресс, привычки и болезни.

· А.Маслоу и гуманистическая психология.

Литература:

Обязательная: 1,2,3,4,5.

Дополнительная: 19,34,35,38,43,45.

Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2010. (*), (**).

2. Крайг Г. Психология развития. – С-Пб, 2010. (**).

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998. (**).

4. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. (**).

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов.
- М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.. - 460 с. (**).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., 2000. (**).

2. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии.: Учеб. пособие для студентов студ. вузов. М.: Академия, 1999. (**).

3. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет: Учеб. пособие. М., 1998. (**).

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет исследования. – СПб., 2001(**).

5. Анцыферова Л.И.. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии Добавить комментарийИздание 2-е, исправленное и дополненное. М., издательство "Институт психологии РАН", 2006 (**).

6. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 2008. (**).

7. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: Академия педагогических и социальных наук, 1997. (**).

8. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М., Москва-Воронеж, Академия педагогических и социальных наук, 1995. (**).

9. Валлон А. Психическое развитие ребенка. (Пер. с фр.) — М.: Просвещение, 1967. (**).

10. Венгер Л.А., Венгер А.Л., Марцинковская Т.Д. Готов ли ваш ребенок к школе? М., Знание, 1994.

11. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студентов вузов / Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А. Карабанова и др. М.: Изд. центр "Академия", 2002. (*), (**).

12. Волков Б.С. Психология ранней юности: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Сфера, 2001.

13. Выготский Л. С. История развития высших психических функций// Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983, с. 6-328. (**).

14. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Методологическое исследование // из книги Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. (**).

15. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // из книги Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. (**).

16. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991. (**).

17. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. (**).

18. Гальперин П.Я. и др. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1978. (**).

19. Годфруа, Ж. Что такое психология / Les chemins de la psychologie. - В 2-х томах. - Москва: Мир, 2005. - 772 с. (**).

20. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. С-Пб., 2000. (**).

21. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2002. (**).

22. Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2-х тт. Т.2. Развитие произвольных движений. - М.: Педагогика, 1986. С. 5 - 233(**).

23. Захаров А.И. Ребенок до рождения. С-Пб, Союз, 1998.

24. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997.

25. Козырева Л.М. Развитие речи: дети до 5 лет. – Ярославль. 2000.

26. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1998. (**).

27. Косякова О. О. Психология развития в пренатальности и младенчестве – М.: Издательство: Феникс, 2007 г. (**).

28. Кулагина И. Ю. Личность школьника: От задержки психич. развития до одаренности: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Творч. центр "Сфера", 1999. (**).

29. Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е.Покровского. М.: 1989.

30. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984

31. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. (**).

32. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Изд-во "Речь", 2001.

33. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., Линка-пресс, 1997.

34. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. С-Пб.: Европа, 1997.

35. Массен П. и др. Развитие личности в среднем возрасте. Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1997.

36. Мещерякова С.Ю. Психологический анализ комплекса оживления у младенцев//Вопр. психол. 1975. № 5.

37. Миллер С. Психология развития: методы исследования / Пер.с англ. В.Белоусов. СПб., 2002. (**).

38. Петровская Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого. // Мир психологии, 1999. №2. С. 29 – 32.

39. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-пресс, 2008. (**).

40. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. (*), (**).

41. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании/Под ред. С. В. Березина, К.С.Лисецкого. М., 2001.

42. Проблемы постнатального сомато-психиического развития / Под ред. Г.К. Ушакова, Г. Гельнитца, Г. Эггерса. - М., 1974

43. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., Воронеж. 1996.

44. Психология развития: Хрестоматия. Сост. и общ. редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологи СПбГУ. – СПб, 2001. (**).

45. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). - СПб.: Речь, 2006 - 320 с.

46. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 2006.

47. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.–Воронеж, 1996. (**).

48. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1996.

49. Уайт Б. Первые три года жизни. - М., 1982. (**).

50. Фельдштейн Д. Н. Трудный подросток. 2-е изд. Издательство: МПСИ, 2009г, 208 с. (**).

51. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.: МПА, 1995. (**).

52. Франус Э. Развитие младенца. - Варшава, 1961

53. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. М., Прогресс, 1993. (**).

54. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – С-Пб., 2006. (**).

55. Чистович л., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца. - СПб., 1996

56. Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб.пособие для студ.вузов/Б.Д.Эльконин. М.: Академия, 2008. (**).

57. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. (**).

58. Эриксон Э. Детство и общество. С-Пб.: Ленато, 1996. (**).

59. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 2006. (*), (**).

Приложение 1

Тематический план и расчет часов по видам занятий

№№   Наименование тем   Всего часов Аудиторные занятия Самостоятельная работа
  Лекции Семинарские занятия
1. Общее представление о развитии.
2. Эволюция представлений о механизмах и детерминантах психического развития 2.1. Зарубежные исследования
3. Эволюция представлений о механизмах и детерминантах психического развития 2.2. Культурно-деятельностный подход в исследовании психического развития.
4. Закономерности и показатели психического развития
5. Принципы и методы научных исследований в психологии развития
6. Проблемы возрастной периодизации
7. Современные представления о пренатальном развитии человека -
8. Новорожденность и младенчество -
9. Психическое развитие в раннем детстве
10. Дошкольный период психического развития
11. Младший школьный возраст
12. Подростковый возраст
13. Юношеский возраст  
14. Психология зрелости
15. Психологические характеристики поздней взрослости -
16. Долгожители и завершение жизненного цикла -
  Итого:

Наши рекомендации