Семинар 13. Психология зрелости. (Тема 13) – 4 часа
Вопросы для обсуждения:
1. Развитие в период взрослости.
2. Физические изменения.
3. Преемственность и изменения в познании.
4. Исследование периодов и задач взрослого развития.
6. Возрастной и биографический подходы к изучению личности в различные периоды взрослости: их достоинства и недостатки.
7. Возраст и проблема смысла жизни.
9. Проблемы акмеологии.
Доклады:
· Середина жизни: стресс, привычки и болезни.
· А.Маслоу и гуманистическая психология.
Литература:
Обязательная: 1,2,3,4,5.
Дополнительная: 19,34,35,38,43,45.
Рекомендуемая литература
ОСНОВНАЯ:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2010. (*), (**).
2. Крайг Г. Психология развития. – С-Пб, 2010. (**).
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998. (**).
4. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. (**).
5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов.
- М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.. - 460 с. (**).
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., 2000. (**).
2. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии.: Учеб. пособие для студентов студ. вузов. М.: Академия, 1999. (**).
3. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет: Учеб. пособие. М., 1998. (**).
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет исследования. – СПб., 2001(**).
5. Анцыферова Л.И.. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии Добавить комментарийИздание 2-е, исправленное и дополненное. М., издательство "Институт психологии РАН", 2006 (**).
6. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 2008. (**).
7. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: Академия педагогических и социальных наук, 1997. (**).
8. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М., Москва-Воронеж, Академия педагогических и социальных наук, 1995. (**).
9. Валлон А. Психическое развитие ребенка. (Пер. с фр.) — М.: Просвещение, 1967. (**).
10. Венгер Л.А., Венгер А.Л., Марцинковская Т.Д. Готов ли ваш ребенок к школе? М., Знание, 1994.
11. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студентов вузов / Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А. Карабанова и др. М.: Изд. центр "Академия", 2002. (*), (**).
12. Волков Б.С. Психология ранней юности: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Сфера, 2001.
13. Выготский Л. С. История развития высших психических функций// Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983, с. 6-328. (**).
14. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Методологическое исследование // из книги Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. (**).
15. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // из книги Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. (**).
16. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991. (**).
17. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. (**).
18. Гальперин П.Я. и др. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1978. (**).
19. Годфруа, Ж. Что такое психология / Les chemins de la psychologie. - В 2-х томах. - Москва: Мир, 2005. - 772 с. (**).
20. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. С-Пб., 2000. (**).
21. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2002. (**).
22. Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2-х тт. Т.2. Развитие произвольных движений. - М.: Педагогика, 1986. С. 5 - 233(**).
23. Захаров А.И. Ребенок до рождения. С-Пб, Союз, 1998.
24. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997.
25. Козырева Л.М. Развитие речи: дети до 5 лет. – Ярославль. 2000.
26. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1998. (**).
27. Косякова О. О. Психология развития в пренатальности и младенчестве – М.: Издательство: Феникс, 2007 г. (**).
28. Кулагина И. Ю. Личность школьника: От задержки психич. развития до одаренности: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Творч. центр "Сфера", 1999. (**).
29. Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е.Покровского. М.: 1989.
30. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984
31. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. (**).
32. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Изд-во "Речь", 2001.
33. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., Линка-пресс, 1997.
34. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. С-Пб.: Европа, 1997.
35. Массен П. и др. Развитие личности в среднем возрасте. Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1997.
36. Мещерякова С.Ю. Психологический анализ комплекса оживления у младенцев//Вопр. психол. 1975. № 5.
37. Миллер С. Психология развития: методы исследования / Пер.с англ. В.Белоусов. СПб., 2002. (**).
38. Петровская Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого. // Мир психологии, 1999. №2. С. 29 – 32.
39. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-пресс, 2008. (**).
40. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. (*), (**).
41. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании/Под ред. С. В. Березина, К.С.Лисецкого. М., 2001.
42. Проблемы постнатального сомато-психиического развития / Под ред. Г.К. Ушакова, Г. Гельнитца, Г. Эггерса. - М., 1974
43. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., Воронеж. 1996.
44. Психология развития: Хрестоматия. Сост. и общ. редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологи СПбГУ. – СПб, 2001. (**).
45. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). - СПб.: Речь, 2006 - 320 с.
46. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 2006.
47. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.–Воронеж, 1996. (**).
48. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1996.
49. Уайт Б. Первые три года жизни. - М., 1982. (**).
50. Фельдштейн Д. Н. Трудный подросток. 2-е изд. Издательство: МПСИ, 2009г, 208 с. (**).
51. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.: МПА, 1995. (**).
52. Франус Э. Развитие младенца. - Варшава, 1961
53. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. М., Прогресс, 1993. (**).
54. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – С-Пб., 2006. (**).
55. Чистович л., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца. - СПб., 1996
56. Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб.пособие для студ.вузов/Б.Д.Эльконин. М.: Академия, 2008. (**).
57. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. (**).
58. Эриксон Э. Детство и общество. С-Пб.: Ленато, 1996. (**).
59. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 2006. (*), (**).
Приложение 1
Тематический план и расчет часов по видам занятий
№№ | Наименование тем | Всего часов | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |
Лекции | Семинарские занятия | ||||
1. | Общее представление о развитии. | ||||
2. | Эволюция представлений о механизмах и детерминантах психического развития 2.1. Зарубежные исследования | ||||
3. | Эволюция представлений о механизмах и детерминантах психического развития 2.2. Культурно-деятельностный подход в исследовании психического развития. | ||||
4. | Закономерности и показатели психического развития | ||||
5. | Принципы и методы научных исследований в психологии развития | ||||
6. | Проблемы возрастной периодизации | ||||
7. | Современные представления о пренатальном развитии человека | - | |||
8. | Новорожденность и младенчество | - | |||
9. | Психическое развитие в раннем детстве | ||||
10. | Дошкольный период психического развития | ||||
11. | Младший школьный возраст | ||||
12. | Подростковый возраст | ||||
13. | Юношеский возраст | ||||
14. | Психология зрелости | ||||
15. | Психологические характеристики поздней взрослости | - | |||
16. | Долгожители и завершение жизненного цикла | - | |||
Итого: |