Поведенческие проявления типов темперамента

Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик
Подвижен, находчив, легко привыкает к новой обстановке, остроумен в общении со сверстниками, легко устанавливает дружеские отношения, поэтому пластичен в поведении. Трудно переключается с одной работы на другую и приспосабливается к меняющимся обстоятельствам. В установлении отношений с новыми людьми затрудняется. Нередко вспыльчив, несдержан, поэтому бывает недостаточно пластичен во взаимоотношениях с товарищами. Легко теряется при изменении обстоятельств, подвержен стрессовым состояниям. Так, спрошенный на уроке в присутствии завуча, начал говорить слабым голосом, но осекся и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал.
Активен на уроках в тех случаях, когда работа представляется интересной. Если это не так, то легко отвлекается. Экспрессивность низкая, по внешнему виду трудно судить о настроении и отношении; может показаться, что на уроке он равнодушен к изучаемому материалу. Его трудно рассмешить или вывести из себя. Может просидеть над трудной задачей долго, раздражаясь при попытках его отвлечь. Очень чувствителен. Это касается и малейших неприятностей. Долго переживает замечания учителя, неудачи легко вызывают слезы.
Экспрессивен, по внешнему виду легко угадать отношение к событию и настроение, которое, кстати сказать чаще бывает приподнятым. Высокая работоспособность, надолго сосредоточивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, терпелив, на уроках внимателен. Нетерпелив, плохо переносит кропотливую работу и ожидания. Задумчив, мечтателен, к подвижным и шумным играм не тяготеет, в себе не уверен, в коллективе класса пассивен, от выступлений перед товарищами уклоняется.
Расстраивается редко и ненадолго. Спокоен. В отношениях с товарищами слишком прямолинеен. Настроение чаще пасмурное.

в) Провести с учеником тестирование по методике Айзенка для определения типа темперамента (вариант методики выбирается с учетом возраста испытуемого). Подтвердились ли выводы, сделанные на основе наблюдения и беседы с учеником, результатами теста?

6. Описать основные черты характера подростка, проявляющиеся в отношении: а) к труду; б) к учению; в) к сверстникам и взрослым; г) к самому себе.

7. Охарактеризовать отношения ученика с учителями, его участие в общественной жизни школы.

8. Описать положение ученика в коллективе: отношения с одноклассниками, типичные конфликты, друзья (привести примеры из наблюдения).

9. На основании проведенного исследования сделать окончательный вывод об особенностях личности данного школьника:

- степень адаптации ученика к школе и классу;

- состояние общего личностного развития, в чем успешность становления личности;

- какие имеются проблемы личностного характера;

- каковы перспективы дальнейшего развития.

10. Разработать психологически грамотные педагогические рекомендации (школьнику, учителям, родителям): определить пути индивидуального подхода к данному ученику в процессе обучения и воспитания с учетом полученных результатов, на какие сильные стороны личностного развития, следует опираться, какие особенности затрудняют жизнедеятельность подростка (или таковых нет) и т.д.

11. Анализ собственной деятельности: описать чувства, эмоции, которые возникли как при выполнении задания по психологии, так и практики в целом, проанализировать возникшие затруднения и возможные способы их преодоления.

В конце отчета обязательно прилагаются исследовательские и диагностические материалы.

Критерии оценки качества выполнения задания:

1. Подтверждение характеристики фактическими материалами (фактами, событиями школьной жизни, признаками поведения ученика, опыта общения с ним и т.д.).

2. Логичность, доказательность рассуждений о личности ученика.

3. Психологическая аргументация выводов.

4. Полнота раскрытия своеобразия личности подростка.

5. Психологическая содержательность педагогических рекомендаций (усмотрение проблемы в личности учащегося, развертывание ее решения).

6. Грамотность в оформлении отчета.

7. Своевременное предоставление отчета.

Литература для теоретического обзора при подготовке к исследованию и его выполнению:

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.- М., 1992.

2. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн. 1: Общие основы психологии.- М.: 2001.

3. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Психология человека.- М., 1995.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов н/Д, 2003.

Литература для методической подготовки к исследованию и его выполнению:

5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2006.

6. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн. 3:Психодиагностика.- М., 2001.

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. – Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста - М., 2003.

Наши рекомендации