Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем.

Воображение – это процесс преобразования реальности, необходимый для решения познавательных, практических и личностных проблем.

Например: воображение дошкольника возникает в ситуациях неопределенности, ког­да дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы. В создании детских фантазий участвует и развивающая защитная функция воображения. Воображение помогает малышу ре­шить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психо­логический комфорт, преодолеть чувство одиночества.

Итак, в дошкольном возрасте воображение приобретает произвольный характер, предпо­лагая создание замысла, его планирование и реализацию. Оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование, ребенок осваивает приемы и средства создания образов. Т.о. выступая основным познавательным процессов дошкольного периода развития, воображение является залогом личностного роста ребенка. От успешного и эффективного развития воображения зависит дальнейшая успешная деятельность ребенка – мыслительная, учебная, игровая.

  1. Развитие воображения.

Онтогенетические предпосылки воображения исходят из ориентировочной деятельности детей младенческого и раннего возраста. Одним из ведущих источников его развития в детстве становится игра дошкольников, благодаря которой вырабатывается способность смотреть на мир как бы глазами др. человека («двойная позиция»).

Ориентировочная деятельность – это поведение, основанное на обследовании окружающих предметов в целью формирования образа того пространства, в котором должно осуществляться предметное действие.

Игра - активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности. Возникновение игры в процессе эволюции животного мира обусловлено усложнением видовой жизнедеятельности и необходимостью усвоения опыта видового сообщества молодыми животными. Впервые немецкий ученый К. Гросс отметил, что игра и животных, и детей имеет упражняющую функцию: игра характерна именно для тех животных, у которых поведение не сводится лишь к автоматической реализации инстинктивных актов и которым требуется вариативное приспособление к изменчивым условиям существования. Игра в этом случае служит для предварительного приспособлении инстинктов к условиям будущей жизни. В той же степени и детская игра, возникающая в процессе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых. В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, именно в связи с ее развитием совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка, и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития.

Л.С.Выготский связывает развитие воображения с игрой и развитием мышления. Развитие ребенка происходит от исходно максимально социальной роли младенца через появление эгоцентрической речи и мышления к внутренней речи и мышлению (как реалистическому, так и аутестическому). На этапе эгоцентрической речи – эта речь и есть некое проявление воображения ребенка. Его примитивные предметно-манипулятивные действия с игрушками сопровождаются простыми комментариями, которые выступают здесь зачатками будущего полноценного мышления следующего этапа развития – а сейчас всё воображение ребенка – опосредовано наглядными манипуляциями и открытой речью (вспомнить пример скажи: «кукла сидит», если кукла стоит). Далее наступает период активной игровой деятельности ребенка, где воображение становится центральной психологической функцией развития. В этот период происходит полномасштабное развитие психики ребенка – развивается речь, воображение, мышление. По завершении (к 7 -8 годам) – ребенок имеет достаточно развитое воображение и его мышление становится качественно другим. Эгоцентрическая речь перерождается во внутреннюю и, тем самым, процесс планирования действий интериоризируется (переходит во внутренний план). Воображение ребенка становится способно «вставать в двойную позицию» - смотреть на предмет и себя со стороны, что является условием появления самокритичности ребенка и дальнейшей уже самостоятельной адекватной его социализации. Психологическая готовность к школе во многом определяется зрелостью именно воображения ребенка, т.к. его развитие является крайне важным для дальнейшего функционирования психики.



  1. Воображение и творчество.

Воображение включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами искусства – в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества.

Творчество без активного участия воображения вообще невозможно. Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам.

Участвуя вместе с мышлением в процессе научного творчества, воображение выполняет в нем специфическую функцию, отличную от той, которую выполняет в нем мышление. Оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению. Изучение роли воображения в процессах научного и технического творчества осуществляется специалистами по психологии научного творчества.

Психологи, изучающие творческое воображение, выделяют две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

  • Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта его элементы способны входить в новые сочетания. Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения.
  • Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции: например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Одной из наиболее очевидных форм проявления деятельности воображения в науке является мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент – это вид познавательной деятельности, строящийся по принципу реального эксперимента и принимающий структуру последнего, но развивающийся целиком в идеальном плане. Мысленный эксперимент, замещая в некотором роде материальный, служит его продолжением и развитием. Он позволяет исследовать ситуации не реализуемые практически, хотя и принципиально возможные.

Наши рекомендации