Игра «Диалог между сторонами моего Я: властная мама и слабохарактерная мама».
в) зарядка «Именно сегодня», пункт №10.
Основная часть
Тематический опросник «Каково мое отношение к моему ребенку?»
Опросник позволяет раскрыть различные стороны взаимоотношений между родительницами и их детьми.
Аутотренинг
Осуществляется по той же схеме.
Музыкальная релаксация
Танцевальные движения под популярные народные (или стилизованные) мелодии.
Подведение итогов занятия
Домашнее задание: выучить (почти наизусть) текст зарядки позитивного мышления «Именно сегодня». Прощание.
Разминка
а) итоговое обсуждение записей в дневнике;
б) упражнения, направленные на снятие психологических зажимов и на повышение самооценки.
Игра «Спасатели «.Проводится по аналогии с игрой «Кораблекрушение».
в) повторение всего текста зарядки позитивного мышления «Именно сегодня».
Основная часть
Обсуждение рассказа-размышления «Соломинка*». Ищу свою соломинку, Ищу...
Вопрос первый:может ли быть счастлива женщина, которая произвела на свет неполноценного ребенка, то есть та, у которой родился ребенок -инвалид?
— Какая я несчастная, — думала хотя бы один раз в жизни каждая из таких женщин.
— Почему это случилось со мной? За что страдаю я и страдает мой ребенок?
Эти « почему?» и « за что?» Сколько их! Очень трудные вопросы. На них никто не ответит. На них нет ответа...
Итак, ответа нет. Но что же дальше? Как же жить с этой червоточиной в душе, в сердце, в сознании?
Как дальше строить свою жизнь?
На чем?
История человечества показывает, что в мире нет ничего более прекрасного и более человеческого, чем материнская, родительская любовь. И боль и страдание меньше любви. Они часть ее, так как страдая и болея за свое чадо, каждая мать познает в этом процессе себя: на сколько она любит его и насколько любима им.
Значит, скажете Вы, счастье в любви. Но... И тут возникает следующий вопрос.
Вопрос второй:но как же любить его ...такого? Как любить его с обезображенным внешним обличьем, без членораздельной речи, иногда обездвиженного полностью; а иногда и передвигающегося на исковерканных конечностях? Как увидит теплоту моих глаз и услышит нежность моего голоса он, лишенный радос-
ти воспринимать всю гамму красок и звуков окружающего мира? Как поймет он, что я люблю его, лишенный возможности понимать смысл происходящего? Как? Нет ответа.
Вопрос третий: как могла я, молодая (а может быть и не очень молодая), но сильная, здоровая и красивая, полная сил и энергии родить ТАКОГО?
Как? Как Я могла?
На этот воп рос также нет ответа.
Подобные мысли глубоко ранят сердце каждой матери больного ребенка.
Что спасает от таких мыслей?
На этот вопрос также трудно дать ответ.
Кто и что может снять страдание?
Кто может из больного, изувеченного сделать здорового?
Нет ответа.
Но ведь нужно как-то жить, жить с ним с этим ребенком, которого родила. И жить с ним нужно долго и прожить всю свою и его жизнь.
Так неужели все время страдать?
Страдать из-за него? Или все-таки ИЗ-ЗА СЕБЯ? Из-за своего собственного неприятия его такого, как он есть?
Неужели ОН не приносит радости?
Или МНЕ нужна только та радость, которая принимается и разрешается всеми?
Конечно, если так думать, то тогда на вопрос о том, может ли приносить радость матери неполноценный ребенок, нужно дать только отрицательный ответ.
Но вся удивительность нашего мира в том и заключается, что и ТАКОЙ ребенок может приносить радость.
Да, да, именно такой и может.
Эта радость заключается в том, что он просто есть, в том, что он существует.
Каждая из таких матерей может сказать себе: «Он мой ребенок. У меня нет другого такого. И никакой другой ребенок не может занять его место».
Наверное, радость испытывается тогда, когда чувствуют материнство. Наверное, это труднее, чем в обычной ситуации, но все равно это радость.
Радость первого взгляда, первого звука и первого движения. Жизнь с таким ребенком не такая, как с другими. Но это не только может быть радостью. Это больше. Это может быть счастьем!
Он любим. Иногда это чувство может быть более ощутимым или проявляться в меньшей степени В минуты особой боли и отчаяния могут приходить мысли о том, что все возникающие проблемы тольков нем. Но потом приходит прозрение, и иногда это случается почти мгновенно:
БЕЗ НЕГО НЕ БЫЛО БЫ И МЕНЯ. ВЕДЬ, ОН — МОЙ РЕБЕНОК И ВСЕГДА БУДЕТ ОСТАВАТЬСЯ МОИМ, даже если ему будет за двадцать.
ОН НАУЧИЛ МЕНЯ ОСОБОЙ ЛЮБВИ, ЛЮБВИ САМООТВЕРЖЕННОЙ, СКВОЗЬ СЛЕЗЫ И НЕПРЕОДОЛИМЫЕ ПРЕГРАДЫ. ОН НАУЧИЛ РАДОВАТЬСЯ ЕГО МАЛЕНЬКИМ УСПЕХАМ И МОИМ ГЛУБОКИМ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯМ. ОН СДЕЛАЛ МЕНЯ ДРУГОЙ.
— Какой?— спросите Вы.
— Наверное, любящей, дарующей свое тепло, СЧАСТЛИВОЙ.
Нет, не страдания принес он в мою душу. Он принес ЛЮБОВЬ! ЛЮБОВЫЛЮБОВЬ!
Аутотренинг
Осуществляется по той же схеме.
Музыкальная релаксация
Тема«Бушующее море». Музыкальное сопровождение: С. Рахманинов. Второй концерт для фортепиано с оркестром.
Белеет парус одинокий В тумане моря голубом! Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном
«Вздохнули глубоко...
Налетела буря. Шквал ветра разрывает Ваш маленький парус. Сильнейший шторм низвергает Вас в пучину моря. Волны бушуют. Они рвут на части Ваш маленький плот. Нет сил держаться. Вот новая волна вновь поднимает Вас, подбрасывает вверх как игрушку... и затем бросает вниз...б самую бездну. Вам кажется, что приходит конец. Но вдруг Вы вспоминаете о белом парусе. Ваш белый парус! Он, как лучик солнца, вселяет в Вас надежду. В Вас просыпаются новые силы, и Вы боретесь со стихией, с этим чудовищным морем и ...побеждаете.
Море покоряется Вам. Оно становится ласковым и нежным. Темные, хмурые волны превращаются в томные, полные неги и ласки прозрачно-голубые. Вам становится легко. ВЫ ПОЛНЫ СИЛ И НАДЕЖД. ВЫ МОЛОДЫ И ЭНЕРГИЧНЫ. ВЫ УВЕРЕНЫ В СЕБЕ. Над Вами высокое голубое небо, яркое солнце и Ваш белый парус. Ваш корабль смело летит над волнами. ВЫ НЕПОБЕДИМЫ!»
Вздохнули глубоко.-.Открывайте глаза.
Подведение итогов занятия
Домашнее задания: дать собственную оценку работе с дневником. Прощание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1