Рецензент – Лях Константин Федорович, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и социологии МГТУ
Психология
Методические указания и контрольные задания
для студентов всех направлений
заочной формы обучения
Мурманск
Составитель – Брик Лариса Викторовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Истории и социологии»
Методические указания и контрольные задания для студентов по дисциплине «Психология» всех направлений заочной формы обучения рассмотрены и утверждены на заседании кафедры-разработчика «Истории и социологии» 14 сентября
2012 г., протокол № 8.
Рецензент – Лях Константин Федорович, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и социологии МГТУ
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.. 4
2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………………………6
3. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….……….8
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………….……..9
5. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ….…….……………………………………19
6. УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ…………………………..20
7. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.....…………………………..……………………………….21
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ОСНОВНАЯ:
1. Кроль, В.М. Психология и педагогика : учебное пособие для вузов
/ В.М. Кроль. – М. : Высшая школа, 2004. – 325 с.
2. Немов, Р.С. Психология : учебник для вузов / Р. С. Немов.
– М. : Владос, 2000. – 400 с.
3. Психология и педагогика : учеб. пособие для студентов техн. вузов
/ А.И. Волкова [и др.] под общ. ред. В.С. Кукушкина. – Ростов н/Д : МарТ, 2005.
– 620 с.
4. Реан, А.А. Психология и педагогика : учебник для вузов / А.А. Реан,
Н.В. Бордовская, С.И. Розум; под общ. ред. А.А. Реана. – СПб. : Питер, 2007.
– 432 с.
5. Реан, А.А. Психология личности : Социализация, поведение, общение
/ А.А. Реан. – СПб. : Прайм-Еврознак; М. : Сила-пресс, 2009. – 325 с.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : учебник для вузов
/ С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер Коц, 2007. – 720 с.
7. Столяренко, Л.Д. Основы психологии : учеб. пособие для вузов
/ Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 671 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
8. Бреслав, Г.М. Психология эмоций : учеб. пособие для вузов
/ Г.М. Бреслав. – М. : Смысл, 2006. – 511 с.
9. Брушлинский, А.В. Психология субъекта / А В. Брушлинский; отв. ред.
В.В. Знаков. – СПб. : Алетейя, 2003. – 270 с.
10. Лихи, Т. История современной психологии / Т. Лихи; пер. с англ.
Н. Зуева, И. Малкова. – СПб. : Питер, 2003. – 448 с.
11. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу; пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. – СПб. : Питер, 2003. – 352 с.
12. Морозов, А.В. История психологии : учеб. пособие для вузов
/ А.В. Морозов. – М. : Академ. Проект, 2003. – 288 с.
13. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха; науч. ред. пер. А.А. Алексеева. – СПб. : Питер, 2003. – 1096 с.
14. Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии : учебник для вузов
/ Е.Е. Соколова. – М. : Смысл, 2003. – 685 с.
15. Шадриков, В.Д. Введение в психологию : мотивация поведения
/ В.Д. Шадриков. – М. : Логос, 2003. – 134 с.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема № 2. Психика.
Психическое отражение, его проявление в развитии живых организмов. Раздражимость. Чувствительность и ее роль в возникновении психики. Стадии и уровни развития психики в животном мире. Инстинкт и разум. Стадия элементарной сенсорной психики. Стадия перцептивной психики. Стадия интеллекта. Развитие психики человека. Отличительные особенности психики человека и животных. Психика и организм. Психосоматика. Физиологические основы психической деятельности. Мозг и психика. Психофизическая и психофизиологическая проблемы. Локализация функций в коре больших полушарий. Парная работа полушарий головного мозга. Специализация полушарий в отношении различных психологических функций.
Структура психики. Принцип системности в изучении психических явлений. Психические процессы, психические свойства, психические состояния. Первичные и вторичные образы. Образная и символическая форма отражения действительности. Сознание – высший уровень психики. Структура сознания. Самосознание. Бессознательное и его проявление. Соотношение сознания и бессознательного.
Цель –составить представление о структуре психики, структуре сознания, соотношения сознания и бессознательного.
В результате изучения данной темы студент должен:
знать:сущность, функции, основные формы проявления психики,развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза, понятия сознания, самосознания, бессознательного; взаимосвязь психики, поведения и деятельности.
уметь: выявлять эмпирические характеристики сознания, самосознания и бессознательного.
Методические рекомендации к изучению темы:
По данной теме необходимо изучить сущность, функции и формы проявления психики, физиологические основы психики; рассмотреть специфику сознания, самосознания – их функции, свойства, структуру; выявить природу бессознательного.
Необходимо рассмотреть иерархию форм отражения мира, понятия раздражимости и чувствительности и ее роль в возникновении психики. Дайте характеристику инстинкту и разуму, стадии элементарной сенсорной психики, стадии перцептивной психики, стадии интеллекта. Рассмотрите развитие психики человека, определите отличительные особенности психики человека и животных. Рассмотрите физиологические основы психической деятельности; мозг и психика. Исходить необходимо из понимания того, что психическая деятельность – это деятельность мозга, взаимодействующего с внешним миром, отвечающего на его воздействия.
Определите структуру и проанализируйте принцип системности в изучении психических процессов. Дайте характеристику понятиям «психические процессы», «психические свойства», «психические состояния». Рассмотрите уровни психического, отмечая при этом, что сознание – высший уровень психики. Проанализируйте структуру сознания. Самосознание. Бессознательное и его проявление. Соотношение сознания и бессознательного. Необходимо уяснить, что бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.
Литература: [3], [5], [7], [9].
Вопросы для самопроверки:
1. В чем состоит отличие психики от других явлений, существующих в мире?
2. Приведите аргументы, свидетельствующие о биосоциальной природе психики.
3. Охарактеризуйте факторы, обуславливающие процесс развития психики человека.
4. Какова последовательность и специфика стадий и уровней развития психики у животных?
5. Определите сходство и различия между психикой человека и животных.
6. В чем заключается сущность сознания, каковы его проявления в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях?
7. Назовите основные функции самосознания и структурные компоненты.
8. Приведите примеры проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.
Тема № 9. Общение.
Понятие общения в психологии, его функции, средства, виды общения, психологическая структура общения; барьеры общения и способы их преодоления. Функции и структура общения. Виды общения. Вербальное и невербальное общение. Уровни общения. Диалогическая речь и ее роль в процессе общения. Эффекты межличностного восприятия. Атрибутивные процессы в межличностном восприятии. Точность межличностной перцепции. Фундаментальная ошибка атрибуции, эффект ореола, стереотипы и иллюзорные корреляции.
Цель– составить представление об общении в психологии, его функциях, средства, видах общения, психологической структуре общения.
В результате изучения данной темы студент должен:
знать: определение общения, его функции, виды, структуру;
уметь: выделять специфику используемых человеком средств общения и способов преодоления барьеров общения.
Методические рекомендации к изучению темы:
Освоение данной темы предполагает изучение следующих вопросов: понятие общения в психологии, его функции, средства, виды общения, психологическая структура общения; барьеры общения и способы их преодоления.
Приступая к изучению общения, следует исходить из того, что общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие обучающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Таким образом, в едином процессе общения условно можно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие), и перцептивную (взаимовосприятие). Следует остановиться на функциях и структуре общения, видах общения, рассмотреть барьеры общения.
При изучении теоретического материала необходимо проанализировать эффекты межличностного восприятия, атрибутивные процессы в межличностном восприятии, понятие точности межличностной перцепции. Рассмотреть фундаментальную ошибку атрибуции, эффект ореола, стереотипы и иллюзорные корреляции.
Литература:[2], [3], [5], [7], [9], [11], [14].
Вопросы для самопроверки:
- Раскройте содержание понятия «общение» и функций, которые оно выполняет?
- В чем заключаются отличия общения человека от общения животных?
- Какова специфика видов человеческого общения?
- Какую роль играет общение в психическом развитии человека?
- Определите специфические особенности невербальных средств общения.
- Какие функции выполняет речь в процессе общения?
- Охарактеризуйте механизмы межличностного восприятия.
- Сформулируйте правила успешной коммуникации.
Психология
Методические указания и контрольные задания
для студентов всех направлений
заочной формы обучения
Мурманск
Составитель – Брик Лариса Викторовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Истории и социологии»
Методические указания и контрольные задания для студентов по дисциплине «Психология» всех направлений заочной формы обучения рассмотрены и утверждены на заседании кафедры-разработчика «Истории и социологии» 14 сентября
2012 г., протокол № 8.
Рецензент – Лях Константин Федорович, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и социологии МГТУ
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.. 4
2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………………………6
3. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….……….8
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………….……..9
5. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ….…….……………………………………19
6. УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ…………………………..20
7. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.....…………………………..……………………………….21