Кандидат философских наук, доцент Кодис О.С.

Москва – 2017

Оглавление

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА, ДИСЦИПЛИНЫ 3

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 3

3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 3

4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: 3

5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 4

5.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.. 4

5.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии» 6

6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8

6.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.. ..... 8

6.2 Информационное обеспечение обучения. 8

7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 9

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 9

9. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ОГСЭ.1) по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис».

Профиль получаемого профессионально образования – социально-экономический.

10. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности

1. Цели освоения дисциплины

· Формирование у студентов теоретического мировоззрения, основ новой научной философской картины

- в мировоззренческом отношении эта цель реализуется на формировании возможностей у студентов выявлять, систематизировать и критически осмысливать мировоззренческие компоненты, включенные в различные области гуманитарного знания и культуру в целом.

- в теоретико-методологическом отношении мировоззренческая позиция основывается на логико-понятийном инструментарии, раскрывающем сущность мира, человека, места человека в мире, плюрализме мировоззренческих установок, толерантности взглядов, преодолении догматизма мышления, формировании способностей разумного постижения мира.

· В ценностном отношении цель состоит :

- в формировании духовного мира личности, осознающей свое достоинство и место в обществе;

- в осмыслении таких смысловых установок, которые формируют социально-личностную активность, ответственность за свои поступки и способность принимать оптимальные решения;

- учитывать в профессиональной деятельности социальные, экологические и психологические составляющие;

- соотносить специально-научные и социально-экономические задачи с масштабом гуманистических ценностей.

Задачи курса

· Обеспечить усвоение логико-понятийного инструментария философии, ее структуру и функции.

· Ознакомить с основными направлениями, школами, персоналиями и этапами философского развития.

· Раскрыть содержание и связь основных категорий онтологии, гносеологии, социальной философии, философской антропологии, аксиологии.

· Раскрыть структуру и особенности общественного бытия человека.

· Предоставить возможность глубокого и систематического ознакомления с творчеством классиков философской мысли.

· Сформировать построение философских моделей действительности на основе рационального и иррационального, диалектического и метафизического, общего и особенного, а также других методов познания.

· Способствовать овладению эвристическими возможностями перехода в мышлении от философских идей к практической деятельности.

· Сформировать доминанту, связанную с выделением ценностно-духовных, нравственных, эстетических характеристик в процессе личностного самосовершенствования

11. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебная дисциплина (далее - дисциплина) «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» в программе среднего профессионального образования относится к дисциплинам общеобразовательной подготовки общего гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин специальности «Гостиничный сервис» (43.02.11).

Знания, умения и навыки, полученные студентами при изучении данной дисциплины, будут использованы при изучении дисциплин:

4. История

5. Политология

6. Культурология

12. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен освоить следующие компетенции:

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней интерес – ОК 1; Обучающийся должен

знать:

- основные этапы становления философской мысли;

- фундаментальные принципы и понятия, составляющие основу - философских концепций бытия, познания, социальной философии, антропологии, аксиологии;

- основные школы, направления философии, наиболее выдающихся ее представителей;

уметь:

- применять философский понятийно-категориальный аппарат к мировому историческому процессу, анализировать явления, происходящие в обществе, выявлять движущие силы и закономерности общественного развития;

- обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию;

- ориентироваться во множестве теорий общественного современного развития.

- сформировать ценностную позицию относительно понимания человека, его места и роли в обществе.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество – ОК-2;Обучающийся должен

знать:

- композиционные центры взаимосвязанных между собой проблем, тем и идей в логике категорий и понятий философии;

- природу философских категорий как форм познания универсальных связей бытия и научных способов осмысления процессов явлений и процессов действительности;

- о соотношении рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, об особенностях функционирования знания в человеческом обществе;

уметь:

- сформировать на основе философской парадигмы познания научный и профессиональный стили мышления;

- опираться на развитие философской гносеологии и эпистемологии в формировании методологии постижения истины;

- самостоятельно анализировать проблемы общественного развития.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность – ОК-3. Обучающийся должен

знать:

- фундаментальные принципы и понятия, составляющие основу философских концепций бытия, познания, социальной философии, антропологии, аксиологии;

уметь:

- применять философский понятийно-категориальный аппарат к анализу явлений, происходящих в обществе, выявлять движущие силы и закономерности общественного развития;

- обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию.

- использовать полученные знания при решении профессиональных задач.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективно выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития – ОК-4; Обучающийся должен

Знать:

- закономерности и этапы становления философской мысли;

- фундаментальные принципы и понятия, составляющие основу философских концепций бытия, познания, социальной философии, антропологии, аксиологии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картины мира;

- роль философии в жизни человека и общества;

- условия формирования личности;

- соотношение свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

уметь:

- применять философский понятийно-категориальный аппарат к анализу явлений, происходящих в обществе, выявлять движущие силы и закономерности общественного развития;

- обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию.

- использовать полученные знания при решении профессиональных задач.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности – ОК-5. Обучающийся должен

знать:

- и критически осмысливать мировоззренческие компоненты, включенные в различные области гуманитарного знания и культуры в целом;

- содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

- как соотносить специально-научные и социально-экономические задачи с масштабом гуманистических ценностей.

уметь:

- формулировать и отстаивать собственные позиции по различным проблемам философии;

- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;

- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями – ОК-6.Обучающийся должен

знать:

- основной понятийно-категориальный аппарат философского знания;

- основополагающие законы гуманитарных и социальных наук;

- роль философии в жизни человека и общества;

- условия формирования личности;

- соотношение свободы и ответственности в борьбе за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

уметь:

- грамотно применять полученные знания в области гуманитарных и социальных наук на практике;

- ориентироваться в вопросах современного развития общества и потребностях его членов, в проблемах ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий – ОК-7. Обучающийся должен

знать:

- требования, предъявляемые ему обществом в соотнесении с теми знаниями, которые были получены в результате освоения основ философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- условия формирования личности, свободной и ответственной за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

уметь:

- опираться на опыт, накопленный поколениями и изложенный в основных философских учениях, ориентированных на практику;

- ориентироваться в проблемах ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации – ОК-8.Обучающийся должен

знать:

- основные критерии и подходы к проблеме личностного роста в опоре на достижения великих мыслителей прошлого;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы научной, философской и религиозной картины мира;- условия формирования личности, свободной и ответственной за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

уметь:

-работать на реальный результат с привлечением проверенных временем методик и практик;

- ориентироваться в проблемах ценностей, свободы и смысла жизни.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности – ОК-9.Обучающийся должен

знать:

- новейшие направления и достижения в областях, входящих в круг профессиональных интересов;

- социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и современных технологий.

уметь:

- быстро ориентироваться в смене технологий и умело применять последние научные достижения на практике;

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах познания.

Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий – ОК-1О. Обучающийся должен

знать:

- основные положения этики как раздела философского знания, а также понятия логики и социальной философии и антропологии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы научной, философской и религиозной картины мира;

уметь:

- пользоваться знаниями этики, логики и социальной философии и антропологии в межкультурных и межличностных отношениях.

Таким образом, в результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные категории и понятия философии;

-роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

-основы научной, философской и религиозной картин мира;

- условия формирования личности;

- соотношение свободы и ответственности в вопросах решения задач сохранения жизни, культуры, окружающей среды, в социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки и техники.

­ уметь:

-ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

13. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48
в том числе:
занятия лекционного типа 48
практические занятия -
лабораторные занятия -
контрольные работы -
Объем часов для выполнения курсовой работы (проекта) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 24
Реферат, эссе, тест -
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

13.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов
Тема 1.   Предмет философии, ее место и функции в культуре
1.Философия как явление духовной жизни общества
2.Мировоззрение и его структура. Специфика философского мировоззрения.  
3.Предмет философии.  
4.Функции философии. Структура философского знания.  
   
Самостоятельная работа обучающихся:
Тема 2.   Историко-философское введение
1.Философия Древней Греции.  
2.Средневековая философия.  
3.Философия эпохи Возрождения.  
4.Философия Нового времени и немецкая классическая философия  
5.Философия марксизма и русская философия  
   
   
Самостоятельная работа обучающихся:
Тема 3.   Философское учение о бытии, материи и ее атрибутах
1.Бытие как философская категория. Учение о бытии в истории философии. Виды бытия.  
2.Материя как философская категория. Строение и виды материи. Материальное и идеальное.  
3.Учение о движении, пространстве и времени. Формы движения материи. Движение и развитие.  
4.Мир как целостная реальность. Картины мира: мифологическая, религиозная, научная, философская.  
   
   
   
   
   
Самостоятельная работа обучающихся:
Тема 4. Законы и категории диалектики
1.Диалектика и ее исторические формы.  
2.Всеобщие принципы диалектики.  
3.Основные законы диалектики.  
4.Система категорий диалектики. Неосновные законы диалектики.  
   
   
   
Самостоятельная работа обучающихся:
Тема 5.   Проблема сознания в философии
1.Представление о сознании в истории философии.  
2.Происхождение и социальная сущность сознания.  
3.Структура сознания.  
4.Сознание и самосознание личности.  
5.Сознательное и бессознательное.  
6.Индивидуальное и общественное сознание.  
   
   
Самостоятельная работа обучающихся:
Тема 6. Философия познания
1.Познание как философская проблема.  
2.Проблема познаваемости мира.  
3.Субъект и объект познания  
4.Проблема истины в философии.  
5.Вера и знание.  
   
   
Самостоятельная работа обучающихся:
Тема 7. Проблема человека в философии.
1.Развитие представлений о природе и сущности человека в истории философии. 2.Диалектика биологического и социального в человеке. 3.Человек-индивид-индивидуальность-личность. 4.Проблема смысла жизни. 5.Диалектика свободы и ответственности личности.  
   
  Самостоятельная работа обучающихся.
Тема 8. Философское учение об обществе  
  1.Эволюция философского понимания общественной жизни. 2.Общество как саморазвивающаяся система. 3.Структура общества. 4.Человек в системе социальных отношений. 5. Понятие социальных отношений.
 
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 9. Философия истории. 1.Источники, механизмы и направления социокультурных изменений. 2.Революционное и эволюционное в историческом процессе. 3.Типология истории. 4.Проблема смысла истории. 5.Место личности в истории.
   
  Самостоятельная работа обучающихся
Тема 10. Учение о ценностях. 5.Философский аспект эволюции ценностей в обществе.1.Понятие ценности. 2.Мир значимости и ценностей. 3.Ценности и оценка. 4.Виды ценностей.
Самостоятельная работа обучающихся.
Тема 11. Духовная жизнь общества. 1.Этические учения в истории философской мысли. 2. Природа морали. Иерархия нравственных ценностей. 3.Нравственные нормы и принципы. 4.Эстетика как философия прекрасного. 5.Происхождение и сущность религии. Религиозное сознание. Мировые религии.
Самостоятельная работа обучающихся.
Тема 12. Глобальные проблемы современности. 1.Сущность и критерии выделения глобальных проблем. 2.Перспективы решения глобальных проблем. 3.Кризис ценностных ориентиров потребительского общества. 4.Сценарии будущего: прогнозы «Римского клуба», концепция коэволюции природы и общества и др.
Самостоятельная работа обучающихся.
  ВСЕГО:

Наши рекомендации