Завершение занятия. Чтение притчи.
Один самурай, очень высокомерный воин, пришёл однажды к Мастеру, великому учителю восточных единоборств. Самурай был очень знатен, но, взглянув на Мастера, вдруг почувствовал себя каким-то ничтожным. Он сказал Мастеру:
— Почему я чувствую своё ничтожество? Миг назад всё было хорошо. Как только я вошёл на твой двор, я пал. Никогда раньше не чувствовал этого. Я много раз встречал смерть лицом к лицу и никогда не чувствовал страха. Почему я сейчас испуган?
Мастер сказал:
— Погоди. Я отвечу, когда все уйдут.
Люди приходили к Мастеру весь день, и самураю надоело ждать. Вечером, когда комната была пуста, самурай спросил:
— Теперь ты можешь ответить мне?
— Выйди.
Было полнолуние, и луна всходила над горизонтом. Мастер сказал:
— Посмотри на эти деревья, на это, высокое до неба, и это, маленькое, рядом с ним. Они оба растут перед моим окном много лет, но у них нет никаких проблем. Это маленькое дерево никогда не говорит большому: «Почему я меньше тебя?» Это дерево малое, а то такое большое, почему я никогда не слышал их ропота?
Самурай задумался и ответил:
— Потому что им не нужно сравнивать.
— Вот видишь, тебе не нужно спрашивать меня. Ты сам знаешь ответ.
Когда вы не сравниваете, всё ничтожество и всё величие исчезает. Маленький куст или большое дерево — неважно. Ты являешься самим собой. Лист травы так же необходим, как высокая звезда. Голос кукушки так же важен, как шум грозы: мир был бы менее богат, если бы кукушка исчезла. Никто не выше и никто не ниже, никто не важнее, никто не ничтожнее, всё необходимо, и все хороши вместе.
2. Творческая Мастерская
«Мой Внутренний Дом»
Приветствие.
Психолог здоровается с участниками, затем просит подростков оценить условным сигналом свое настроение и готовность к работе : две ладони смотрят вверх –« у меня хорошее настроение сегодня», ладони повернуты тыльной стороной-«у меня сегодня плохое настроение», одна ладошка «лицом», а другая тыльной стороной –«мне сложно определить свое состояние».
Принятие правил групповой работы.
Индивидуальная работа.
Материалы:бумага, краски, декоративные материалы, магнитофон, музыкальные записи.
Для лучшего сосредоточения на своих образах участники могут на время визуализации одеть повязку на глаза.
Ведущий:У каждого из нас есть внутренний мир. И этот мир неповторим и уникален — со своими особенностями, странностями и причудами. Но так ли часто мы имеем возможность встретиться со своим внутренним миром? Сейчас у нас будет такая возможность. Попробуйте представить себе, что вы летите и смотрите на мир сверху, как бы в полете…найдите то место на земле, в котором вам так хорошо…Ваше любимое место на земле.…Где оно будет? У кого-то это тихая лесная речка, поляна, где растет много цветов.…А может, это место в горах, с которых открывается вид на море…Я не знаю, где будете вы, но в этом мире, в вашем мире и на вашем месте – возможны чудеса.
И на этом месте, на месте, которое выбрали Вы, вы построите свой Дом. В вашем распоряжении – все. Каким он будет? Он будет большой, высокий, или он будет маленький, тихий, аккуратный? Какие будут стены у твоего дома? Это будут большие, толстые стены…или это будет летний дом, потому что в Твоем мире никогда не бывает мороза?
Какие окна будут в Твоем доме? Это будут большие, легкие, всегда открытые окна или это будут красивые узкие бойницы, или это будут небольшие, аккуратные окошки со ставнями? Какой будет вход в Твой дом, какая дверь будет там? Будут ли замки на дверях Твоего дома?
Какая будет крыша у Твоего дома – и что будет под ней? На что будет похож твой Дом? Какие запахи и звуки в Твоем доме?
Прислушайся…есть ли звуки вокруг тебя,, есть ли люди в твоем Доме? Они живут здесь постоянно или приходят сюда в гости, когда ты их зовешь ? Что для них тут сделано, могут ли они здесь подолгу жить? А теперь посмотри на ваш Дом и на все, что его окружает… Нравится ли он тебе? теперь Ты можешь побыть в твоем Доме столько, сколько вам нужно и возвращайся сюда.
Этап вербализации.
Участники группы рисуют свой Дом. Далее ведущий просит каждого участника (по степени готовности) рассказать о доме своего внутреннего мира.