Периодизация детского и юношеского возраста
Возраст | Ведущая деятельность | Социальная ситуация развития | Ведущие новообразования |
Новорожденность, 0 - 2 месяцев | Непосредственно- эмоциональное общение | Единство, слитность со взрослыми | Индивидуальная психическая жизнь, «комплекс оживления» |
Младенчество 1 - 12 месяцев | Автономная детская речь потребность в общении со взрослыми | ||
Раннее детство 1 - 3 лет | Предметно-манипулятивная деятельность | Начало отделения от взрослого | Прямохождение, речь, «самость», символизм |
Дошкольное детство 3 – 6-7 лет | Ролевая игра | Выполнение действий под наблюдением взрослого | Самооценка, соподчинение мотивов, произвольность, рефлексия |
Младший школьный возраст 6-7 – 9-11 лет | Учебная деятельность | Поступление в школу, совместная со взрослыми деятельность учения | Произвольность, внутренний план действий, рефлексия, самоконтроль, развитие самосознания |
Подростковый возраст 9-11 – 14-15 лет | Интимно-личностное общение | Максимальная ориентация на сверстников | Чувство «взрослости», половая «идентификация» |
Ранний юношеский возраст 14-15 – 17-18 лет | Учебно-профессиональная деятельность | Автономизация от взрослых | Профессиональное самоопределение, формирование самосознания и мировоззрения |
Основные закономерности возрастного развития
Основными закономерностями возрастного развития являются движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека.
Движущейся силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой. Такое понимание движущих сил психического развития было сформулировано Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым и Д.Б.Элькониным.
Условия развитияопределяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты. Что же касается законов психического развития, то они определяют собой те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и, опираясь на которые, можно этим развитием управлять.
Л.С.Выготский сформулировал ряд законов психического развитиячеловека:
1. Возрастное развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Темпы развития различны в разные возрастные периоды: чем младше ребенок, тем темпы развития выше, чем старше – тем ниже.
2. Закон метаморфозы в человеческом развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает и меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.
3. Закон неравномерности возрастного развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный (сензитивный) период развития. Знание сензитивных периодов развития двигательных функций позволит определить наиболее благоприятный период для воздействий в сфере физической культуры (таблица 3).
Таблица 3
Сензитивные периоды развития двигательных функций
(по А.А.Гужаловскому)
Возраст (лет) | абсолютная становая сила | Быстрота движений | скоростная сила | выносливость | |||
статист. силовая | динам. силовая | общая (в беге) | |||||
7-8 | = + | ||||||
8-9 | = + | = | |||||
9-10 | + | + | + | ||||
10-11 | + | + | + | + | = | ||
11-12 | + | + | = + | + | |||
12-13 | = | ||||||
13-14 | + | ||||||
14-15 | = | ||||||
15-16 | |||||||
16-17 | = + | = |
Условные обозначения: = мальчики, юноши + девочки, девушки
4. Закон развития высших психических функций. Первоначально они возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно; развитие высших психических функций связано с обучением в широком смысле слова, поэтому это развитие проходит ряд стадий.