Периодизация детского и юношеского возраста

Возраст Ведущая деятельность Социальная ситуация развития Ведущие новообразования
Новорожденность, 0 - 2 месяцев   Непосредственно- эмоциональное общение Единство, слитность со взрослыми Индивидуальная психическая жизнь, «комплекс оживления»  
Младенчество 1 - 12 месяцев Автономная детская речь потребность в общении со взрослыми
Раннее детство 1 - 3 лет Предметно-манипулятивная деятельность Начало отделения от взрослого Прямохождение, речь, «самость», символизм
   
Дошкольное детство 3 – 6-7 лет Ролевая игра Выполнение действий под наблюдением взрослого Самооценка, соподчинение мотивов, произвольность, рефлексия
Младший школьный возраст 6-7 – 9-11 лет Учебная деятельность Поступление в школу, совместная со взрослыми деятельность учения Произвольность, внутренний план действий, рефлексия, самоконтроль, развитие самосознания
Подростковый возраст 9-11 – 14-15 лет Интимно-личностное общение Максимальная ориентация на сверстников Чувство «взрослости», половая «идентификация»
Ранний юношеский возраст 14-15 – 17-18 лет Учебно-профессиональная деятельность Автономизация от взрослых Профессиональное самоопределение, формирование самосознания и мировоззрения

Основные закономерности возрастного развития

Основными закономерностями возрастного развития являются движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека.

Движущейся силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой. Такое понимание движущих сил психического развития было сформулировано Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым и Д.Б.Элькониным.

Условия развитияопределяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты. Что же касается законов психического развития, то они определяют собой те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и, опираясь на которые, можно этим развитием управлять.

Л.С.Выготский сформулировал ряд законов психического развитиячеловека:

1. Возрастное развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Темпы развития различны в разные возрастные периоды: чем младше ребенок, тем темпы развития выше, чем старше – тем ниже.

2. Закон метаморфозы в человеческом развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает и меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

3. Закон неравномерности возрастного развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный (сензитивный) период развития. Знание сензитивных периодов развития двигательных функций позволит определить наиболее благоприятный период для воздействий в сфере физической культуры (таблица 3).

Таблица 3

Сензитивные периоды развития двигательных функций

(по А.А.Гужаловскому)

Возраст (лет) абсолютная становая сила Быстрота движений скоростная сила выносливость  
статист. силовая динам. силовая общая (в беге)  
 
 
7-8   = +          
8-9   = +       =  
9-10     + + +    
10-11 + + +   + =  
 
11-12     + + = + +  
12-13           =  
13-14   +          
14-15       =      
15-16              
16-17 = +     =      

Условные обозначения: = мальчики, юноши + девочки, девушки

4. Закон развития высших психических функций. Первоначально они возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно; развитие высших психических функций связано с обучением в широком смысле слова, поэтому это развитие проходит ряд стадий.



Наши рекомендации