Классификация и виды потребностей.
К человеческим потребностям относятся его витальные нужды и устремления (от «вита»- жизнь)
необходимость в пище, воде, сне, телесных контактах, чувстве безопасности, продолжении рода.
Социальные потребности: эмоциональные контакты, необходимость принадлежать к группе других людей, обладать определенным статусом, лидировать или подчиняться.
Экзистенциальные побуждения: творить, чувствовать.
У большинства эти потребности находятся в сочетании. Но даже простая потребность у человека и животного отличаются.
Одной из самых важных человеческих потребностей является потребность в труде.
Наиболее известна теория иерархии потребностей А. Маслоу. Он выдвинул гипотезу, что потребности каждого человека объединены в пять групп:
ü Основные физиологические потребности
ü Потребности в безопасности (защите)
ü Социальные потребности (в любви, причастности)
ü Престижные потребности (в признании, результатах)
ü Самосовершенствование (духовные потребности)
Основным вкладом теории Маслоу является демонстрация того, что в каждый момент времени поведение человека детерминировано какими-нибудь доминирующими потребностями.
Теория К. Альдерфера– несколько переработал иерархию потребностей Маслоу, предложив выделить три основные группы потребностей: базовые, в уважении, самосовершенствования.
В отличие от Маслоу, Альдерфер отрицал иерархическое строение и необходимость их строго последовательного удовлетворения. Различия в образовании, воспитании, культурных корнях – все это может оказывать влияние на приоритетность той или иной группы потребностей.
Потребности в безопасности:иметь надежную опеку, защищенным в случае болезни; быть защищенным
Потребность в общении – Л.С. Выготский считает, что начиная с первых дней жизни, у ребенка имеются те объективные условия развития, которые создают необходимые предпосылки для возникновения социальной как по своему содержанию, так и по происхождению потребности в общении, которая составляет основу и движущую силу всего дальнейшего психического развития.
Потребность в реализации притязаний –необходимость в оценке результатов своей деятельности и личных достижений.
Потребности в аффилиации:нравиться другим людям; быть с дружелюбными и понимающими людьми; избегать межличностных конфликтов.
Потребности в уважении:чувствовать уважение со стороны взрослых и других детей; получать похвалу со стороны взрослых и других детей; иметь высокий статус и авторитет в детском обществе.
Потребности в независимости и самостоятельности: быть свободным от опеки и жесткого контроля; не ощущать жесткой моральной зависимости.
Потребности достижения: делать что-то лучше других; успешно справиться с новыми обязанностями, достичь значительных высот в определенной области.
Потребность во впечатлениях:Л.С.Выготский утверждал, что акт рождения ребенка кладет конец биологическому типу его существования и представляет собой качественный переход к новому типу развития- социальному. Она наблюдается приблизительно на 3-5 неделе жизни ребенка. Она выражается в появлении у детей зрительного сосредоточения, которое в свое время изменяет все их поведение и характер их эмоциональных переживаний.
Активность каждой человеческой личности имеют свою направленность. Мотив - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.