Структура деятельности человека. Роль деятельности в психическом развитии ребенка.

В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.

Под целью понимается то, ради чего действует человек, в тоже время под мотивом понимается то, почему действует человек.

Любой вид деятельности неразрывно связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движения руки при письме, труде или движение речевого аппарата при произнесении слов. Принято различать действие и движение.

Действие – элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Движение – составная часть действия.

В любой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, этапы):

– постановка цели (осознание конкретной задачи), планирование работы; выполнение, осуществление деятельности;

– проверка результатов, исправление ошибок, сопоставление полученных результатов с запланированными;

– подведение итогов деятельности и ее оценка.

Теория деятельности создается давно, ее философско-социологическое обоснование приходится на XIX в., а психологические аспекты деятельности были раскрыты уже в XX в. усилиями выдающихся российских ученых С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Так называемый «деятельностный» подход получил в нашей психологии довольно широкое распространение.

Введение категории деятельности в психологию, по словам А.Н. Леонтьева меняет, весь понятийный срой, психологического знания.

Как подчеркивал Д.Б.Эльконин, введение понятия «деятельность» переворачивает всю проблему развития, обращая ее на субъекта. По его словам, процесс формирования функциональных систем есть процесс, который производит сам субъект. Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития. Таким образом, исследования отечественных психологов открыли роль деятельности ребенка в его психическом развитии. Процесс развития - это самодвижение субъекта благодаря его деятельности с предметами, а факты наследственности и среды - это лишь условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы. Следующий шаг связан с ответом на вопрос о том, остается ли эта деятельность одной и той же на протяжении детского развития или нет. А.Н.Леонтьев разработал идею Л.С.Выготского о ведущем типе деятельности.

Благодаря работам Леонтьева, ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка.

Классификация как один из методов познания общих закономерностей. Принципы построения классификаций. Критерии классификации (Признак времени возникновения нарушения, свойство обратимости возникающих нарушений и др.)

Классифицирование как особый метод научного познания мира

Стремление упорядочить разнообразие изучаемых явлений воплощается в процессе их классифицирования, предоставляющего собой особый метод научного познания мира.

Отклонения в развитии также многообразны и весьма вариативны. Природа необыкновенной множественности нарушений в развитии кроется, прежде всего, в многообразии самих причин, способных вызвать эти нарушения.

В силу этого возникает острая проблема внести определенный порядок в это многообразие. Именно поэтому не случайно в специальной психологиисуществовало и существует немало разных классификаций отклонений в развитии, и попытки создания новых, более совершенных, не прекращаются и поныне.

Классификация по признаку времени возникновения нарушения

Классификации отличаются друг от друга тем признаком или признаками, которые укладываются в качестве основы процесса классифицирования. Так, в качестве критерия для основы классификации можно взять:

Признак времени возникновения нарушения

- Врожденные нарушения. Наследственные нарушения всегда врожденны, но не все врожденные являются наследственными.

- Приобретенные нарушения. Рано приобретенные; Поздно приобретенные. Возрастная граница между ними может быть разной.

Классификация по свойству обратимости возникающих нарушений

- Обратимые,

- Необратимые,

- Частично обратимые.

Тут же отметим, что разные классификации, созданные на основе разных критериев, могут между собой «не стыковаться» или трудно соотноситься. Один и тот же ребенок в разных классификациях попадает в совершенно разные, качественно отличные друг от друга группы. Это связано с тем, что разные классификации создаются для совершенно различных целей— исследовательских и практических.

Классификация по этиологическому фактору нарушения (причина)

1. Одна из них обозначается термином ретардация, под которым понимается замедление, отставание психического развития любого происхождения.

- Общая (тотальная)

- Частичная (парциальная).

2. Другая большая группа нарушений в развитии называется асинхрония, представляющая многообразные их варианты, для которых характерно сочетание:

Асинхрония неравномерность в развитии (гетерохронность), как вполне нормального его свойства, несвоевременность формирования тех или иных психических функций и сторон психики.

Классификация по основным критериям нарушения развития

Помимо научных, теоретических классификаций, не менее популярны так называемые эмпирические практикоориентированные классификации, в основу которых укладывается не заранее заданный критерий, а наиболее часто встречающиеся признаки, которые группируются по степени сходства.

45. Характеристика понятий «коррекция», «реабилитация», «абилитация».
Каждая живая саморегулирующая система должна обладать определенной степенью «прочности», т. е. способностью удерживать и восстанавливать свою целостность в случаях воздействия различных патогенных факторов.
В специальной психологии широко используются такие термины как коррекция, реабилитация, абилитация и адаптация — близкие по значению, но не тождественные понятию компенсация.
Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов, так и целостное влияние на личность ребенка с ограниченными возможностями в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обозначается понятием «коррекционно-воспитательная работа».
Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях. Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности аномальных детей, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности специальных учреждений.
Но если коррекционные воздействия ориентированы весьма локально,
т. е. нацелены на исправление отдельных функций или сторон жизнедеятельности человека (например, коррекция внутрисемейных отношений), то реабилитация — система мероприятий,
направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности.
Выделяют разные виды реабилитации, в зависимости от того
к какому уровню компенсаторных процессов они обращены и нацелены: медицинская, психологическая, семейная, досуговая, социально-трудовая и др.
Весьма нелегко отграничить понятие «реабилитация» от понятия «абилитация». Именно поэтому эти понятия весьма часто путаются. По своему содержанию абилитационные мероприятия могут ничем не отличаться от реабилитационных. Отличия касаются конечных целей и условий их достижения.
Ситуация абилитации характеризуется тем, что факта и момента утраты не было — человек изначально от рождения или с раннего детства обладал тем или иным нарушением. Стало быть, речь не может идти о восстановлении ибо восстанавливать можно лишь то, что было утрачено.
Следовательно, абилитация — система мероприятий, направленных
на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.

Наши рекомендации