Учение А.Р. Лурия о системной организации высших корковых функций как основа нейропсихологического подхода к анализу нарушений развития.

Вообще научное наследие А.Р. Лурия можно разделить на два основных раздела: первый условно можно обозначить как работы, посвященные различным общепсихологическим проблемам (изучение высших психических функций, их генеза, роли речи в организации поведения, роли исторических факторов в формировании психических процессов и т.д.); второй включает в себя исследования в области нейропсихологии, посвященные проблемам мозговой организации различных психических процессов.

Мозг как субстрат, материальная основа психики представляет собой единую систему, состоящую из различных участков и зон, которые выполняют разную роль в реализации психических функций. Анатомические, физиологические и клинические данные свидетельствуют о ведущей роли коры больших полушарий в мозговой организации психических процессов.

А.Р. Лурия разработана общая структурно-функциональная модель мозга, которая характеризует наиболее общие закономерности работы мозга и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока:

– энергетический блок или блок регуляции тонуса;

– блок приема, переработки и хранения информации;

– блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А.Р. Лурия, предполагает, что различные этапы произвольной психической деятельности осуществляются с обязательным участием всех трех блоков мозга.

Созревание головного мозга – это организованный, иерархический процесс, который основывается на более ранних процессах, причем структуры мозга перестраиваются и растут на протяжении всей жизни. Простейшие области мозга созревают первыми, в течение первых трех лет жизни, а значит именно эти отделы мозга, управляющие базовыми сенсорными и моторными навыками, подвергаются значительной перестройке с самого раннего возраста. Кроме того, эти перцептивные центры, наряду с инстинктивными, подвергаются сильному влиянию раннего детского опыта и закладывают основу для дальнейшего развития ребенка.

В ходе развития и дифференциации мозга могут происходить различные отклонения, которые влекут за собой изменения в реализации психической деятельности и формировании высших психических функций.

Понятие «высшие психические функции» было введено в общую психологию Л.С. Выготским, а затем подробно разработано А.Р. Лурия. Под высшими психическими функциями (ВПФ) понимают сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. ВПФ обладают тремя основными характеристиками: они формируются прижизненно под влиянием социальных факторов; опосредованы по своему психологическому строению с помощью речевой системы и произвольны по способу осуществления. Высшие психические функции – сложные системные образования, которые, по словам Л.С. Выготского, «создаются путем надстройки новых образований над старыми с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого».

46. Характеристика психологической службы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Психологическая служба является структурным подразделением образовательного учреждения, предназначенной для осуществления психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Особенности Службы сопровождения в образовательном учреждении:

- работает по методу мультидисциплинарного подхода, требующего согласованной работы «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель, приоритетными в которой, являются интересы ребенка;

- работа ограничена во времени и пространстве, т.к. охватывает период нахождения ребенка в образовательном учреждении и гарантирует ему поддержку на весь период обучени.

Главной целью службы является обеспечение психологического благополучия участников образовательного процесса, а именно: создание условий для формирования социально адаптированного человека с учетом его индивидуальных, половозрастных и других особенностей.

Задачи.

1. Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе.

2. Создание условий для обеспечения индивидуального и личностного подхода к каждому ребенку через работу с педагогами.

3. Осуществление психологического сопровождения развития детей и подростков.

4. Профилактика и участие в преодолении отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

5. Содействие учащимся в выборе профессионального маршрута.

6. Содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников.

7. Психологическое обеспечение образовательных и коррекционных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям воспитанников.

Основные направления деятельности службы

1 Психологическое просвещение, повышение социально-психологической компетенции( формирование у учащихся, их родителей, у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях).

2 Психологическая профилактика - предупреждение возникновений явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям).

3 Психологическая диагностика – сбор информации об индивидуально-психических особенностях ребенка, выявление психологических причин тех или иных проблем, трудностей в обучении и воспитании учащихся.

4 Психологическая коррекция – проведение психологической коррекции поведения и отклонений в личностном развитии учащихся.

5 Психологическое консультирование – оказание помощи участникам образовательного процесса при решении психологических проблем.

Наши рекомендации