Тема 5. Теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения

При изучении темы необходимо рассмотреть следующие ключевые понятия:

Коррекционно-развивающее обучение. Компенсирующее обучение. Медиаторный подход. Повышенный риск нарушений.

Методические рекомендации по теме:

При изучении данной темы необходимо осветить организацию коррекционно-развивающего обучения, принятую в РФ. Следует уделить внимание программам реабилитации, хорошо зарекомендовавшим себя в работе с детьми и подростками. Особого внимания заслуживает медиаторный подход. Теоретические положения должны быть проиллюстрированы практическим примерами.

Литература по теме

1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. – СПб.,: Питер, 2008. – 256 с.

2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь. - 2001.

3. Сорокин В.М. Специальная психология, учебное пособие, СПб.: Речь. - 2003.

4. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

Тема 6. Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб

При изучении темы необходимо рассмотреть следующие ключевые понятия:

Психолого-медико-педагогическая консультация (комиссия). Лечебно-диагностико-консультативные центры. Психологическая служба в реабилитационных дошкольных и школьных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Школьный тифлопсихолог. Школьный сурдопсихолог.

Методические рекомендации по теме:

При изучении данной темы следует опираться на модель системы комплексных психолого-педагогических служб, принятую в России. Кроме изучения деятельности психолого-медико-педагогических комиссий необходимо уделить достаточное внимание специализированной работе психолога со слепыми и глухими детьми. Необходимо рассмотреть факторы эффективной работы психолого-педагогических служб.

Литература по теме

1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. – СПб.,: Питер, 2008. – 256 с.

2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь. - 2001.

3. Сорокин В.М. Специальная психология, учебное пособие, СПб.: Речь. - 2003.

4. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

Тема 7. Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство

При изучении темы необходимо рассмотреть следующие ключевые понятия:

Психосоциальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями. Совладание с болезнью. Социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями. Профессиональная интеграция.

Методические рекомендации по теме:

При изучении данной темы следует уделить особое внимание проблеме общественных установок по отношению к инвалидам и лицам с особыми потребностями. Необходимо рассмотреть опыт изменения неадекватных социальных установок. Рекомендуется рассмотреть хорошо зарекомендовавшие себя пути социальной и профессиональной интеграции инвалидов.

Литература по теме

1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. – СПб.,: Питер, 2008. – 256 с.

2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь. - 2001.

3. Сорокин В.М. Специальная психология, учебное пособие, СПб.: Речь. - 2003.

4. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Общие положения

Семинарские и практические занятия проводятся главным образом с целью научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки практической и исследовательской деятельности. На этих занятиях, как правило, выполняются задания, требующие от студентов творческого подхода, переноса знаний и умений в новую ситуацию, обобщений, практического осмысления теоретических знаний. В ходе этих занятий и подготовки к ним вырабатываются учебные и практические навыки, решаются задачи, подсказанные практикой социальной работы. Выполняемые задания преподаватель может подразделить на несколько групп. Одни из них служат иллюстрацией теоретического материала и носят воспроизводящий характер. Они выявляют качество понимания студентами теории. Другие представляют собой образцы задач и примеров, разобранных в аудитории. Для самостоятельного выполнения требуется, чтобы студент овладел показанными методами решения. Следующий вид заданий может содержать элементы творчества. Одни из них требуют от студента преобразований, реконструкций, обобщений. Для их выполнения необходимо привлекать ранее приобретенный опыт, устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Решение других требует дополнительных знаний, которые студент должен приобрести самостоятельно. Третьи предполагают наличие у студента некоторых исследовательских умений.

При проведении семинарских и практических занятий преподаватели и студенты должны руководствоваться планами проведения этих занятий.

Планы семинарских и практических занятий

Наши рекомендации