Занятие 1 (семинар). Тема: Специальная психология как отрасль психологической науки

Время - 1час.

Цель: сформировать у студентов систему знаний о специальной психологии как науке и практике.

Форма проведения:

· выступления с докладами;

· ответы на вопросы;

Учебные вопросы:

1. Предмет и объект специальной психологии.

2. История зарождения и становления специальной психологии.

3. Характеристики основных разделов специальной психологии и перспективы их развития.

4. Роль специальной психологии в решении общих проблем психологии.

5. Сфера приложения специальной психологии.

Литература

1 Сорокин В.М. Специальная психология, учебное пособие, СПб.: Речь. - 2003.

2 Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

Занятие 2 (семинар). Тема: Понятие психического дизонтогенеза.

Время - 1час.

Цель: сформировать у студентов систему знаний о психическом дизонтогенезе.

Форма проведения:

· выступления с докладами;

· ответы на вопросы;

· дискуссия.

Учебные вопросы:

1. Общие и специфические закономерности нормального и отклоняющегося развития.

2. Принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении.

3. Развитие ребенка в условиях сложных недостатков в развитии.

4. Проблема компенсации психических функций.

Тема дискуссии: «Какой уровень дефекта: первичный или вторичный – легче поддается коррекции?».

Литература

1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. – СПб.,: Питер, 2008. – 256 с.

2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь. - 2001.

3. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

Занятие 3 (семинарское). Тема: Принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении.

Время - 1час

Цель: Сформировать у студентов систему знаний о нарушениях психических процессов, состояний и свойств при различных видах патологии у человека. практически познакомить с методиками патопсихологической диагностики.

Форма проведения:

· выступления с докладами;

· ответы на вопросы;

· дискуссия:

· практикум с использованием патопсихологических методов диагностики.

Учебные вопросы:

1. Особенности психического развития умственно отсталых детей в раннем детском, дошкольном возрасте и в школьном возрасте.

2. Задержка психического развития.

3. Психологические особенности личностного развития детей с умственной отсталостью.

4. Особенности развития детей с сенсорной и моторной недостаточностью.

5. Характеристика развития детей с общими расстройствами развития.

Тема дискуссии: «Как зависит развитие личности от возраста, в котором появился тот или иной дефект?».

Литература

1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. – СПб.,: Питер, 2008. – 256 с.

2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь. - 2001.

3. Сорокин В.М. Специальная психология, учебное пособие, СПб.: Речь. - 2003.

4. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

Занятие 4. (семинарское). Тема: Профилактика и коррекция отклонений психического развития у детей.

Время – 1час.

Цель: сформировать у студентов систему знаний о взаимосвязи поражений мозга и нарушениях психики; практически познакомить с методиками нейропсихологической диагностики.

Форма проведения:

· выступления с докладами;

· ответы на вопросы;

· практикум с использованием психодиагностических методик.

Учебные вопросы:

1. Профилактика и коррекция отклонений психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной сферы.

2. Профилактика и коррекция отклонений психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами интеллектуальной сферы.

3. Профилактика и коррекция отклонений психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами эмоциональной сферы.

4. Ранняя помощь детям с врожденными недостатками и их семьям. Стимуляция компенсаторных механизмов поведения.

Литература

1. Клиническая психология / Под ред. Карвасарского Б. Д. – СПб.: «Питер», 2007.

2. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология – М.: «Медпресс», 2001.

3. Бизюк А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования – СПб, «Речь», 2005.

4. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии – СПб, «Речь», 2005.

5. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии – М.: «Академия», 2002.

Наши рекомендации