Тема 1. Введение. Специальная психология как отрасль психологической науки
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра «Психология»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Для специальности: 030301.65 «Психология»
и направления 030300.62 «Психология»
Санкт-Петербург
Г.
ББК 88.4
УДК 159.9
Г 21
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию
кафедрой психологии.
Протокол от 10 октября 2007 г. №2.
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления.
Протокол от 17 октября 2007 г. № 2.
Гарскова Г.Г.
Специальная психология. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУЭ, 2007. – 78 с.
Учебно-методический комплекс, включает основные требования и организационно-методические указания по изучению специальной психологии, рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям, рекомендации по выполнению контрольных работ, порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов, словарь терминов. Курс знакомит студентов с историей и структурой специальной психологии, с характеристикой основных разделов специальной психологии, обучает умению ориентироваться в системе комплексных психолого-педагогических служб, формирует навыки применения принципов и методов обследования детей с отклоняющимся развитием, помогает усвоить направления изменения установок по отношению к инвалидам и лицам с особыми потребностями. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов обучающихся по специальности и направлению «Психология».
© СПб Академия управления и экономики, 2007
© Г.Г. Гарскова, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Рабочая учебная программа дисциплины | |
2. | Общие методические рекомендации по изучению дисциплины | |
3. | Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям | |
4. | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов | |
5. | Методические рекомендации по выполнению контрольных работ | |
6. | Порядок проведения контроля качества подготовки обучающихся по дисциплине, содержание контролирующих материалов | |
7. | Глоссарий |
1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины «Специальная психология» является формирование у студентов знаний в области специальной психологии, умений ориентироваться в системе комплексных психолого-педагогических служб, навыков применения принципов и методов обследования детей с отклоняющимся развитием, понимания направлений изменения установок по отношению к инвалидам и лицам с особыми потребностями.
Предметом изучения дисциплины «Специальная психология» являются психологические особенности лиц с нарушениями психического развития и дефектами анализаторов, опорно-двигательного аппарата, а также психологические аспекты их реабилитации и социальной интеграции.
Государственный образовательный стандарт дисциплины «Специальная психология»:Понятие психического дизонтогенеза; параметры дизонтогенеза; виды нарушений психического развития: недоразвитие, задержки развития, поврежденное развитие, искаженное развитие; развитие в условиях сложных недостатков в развитии; понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому; методологический, теоретический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер; общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении; теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения; прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребенок-родители; методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб; психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.
Задачи обучения по дисциплине:
· сформировать целостное представление о теоретических основах специальной психологии как системы знаний в области психического дизонтогенеза, компенсации дефекта и системы психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями;
· изучить исследовательские и прикладные проблемы специальной психологии: проблему нарушений и отклонений в развитии психических функций; компенсации нарушенных психических функций; проблему обучения и воспитания детей с нарушениями развития; проблему социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями; проблему предрассудков и предубеждений части общества относительно инвалидов;
· изучить закономерности проявления психического дизонтогенеза у детей с умственной отсталостью, у детей с дефектами сенсорной, моторной и эмоциональной сферы.
· познакомиться с принципами и методами психологической диагностики детей с врожденными и приобретенными недостатками, а также с психокоррекционными, развивающими и реабилитационными методами оказания психологической помощи таким детям и их семьям.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
иметь представление
· об основных направлениях специальной психологии;
· о сложном характере и многообразии проявлений нарушений развития;
· о качественных особенностях психического развития детей со ''специальными нуждами'';
знать
· историю, предмет, цели, дефиниции специальной психологии;
· особенности функционирования психических процессов и своеобразие эмоционально-волевой сферы детей ''с проблемами'', обусловленных структурой дефекта;
· основные категории детей с нарушенным развитием, причины нарушений развития;
· понятие дизонтогении, классификацию психического дизонтогенеза;
· теорию Л.С.Выготского о сложной структуре дефекта;
· методы исследования психических процессов и особенностей личности детей ''с проблемами'';
· уметь:
· работать со специальной литературой в рамках данного курса;
· выбирать разнообразные методы и формы изучения психических процессов и свойств личности, соответствующие возможностям детей со ''специальными нуждами'';
· владеть навыками: применения принципов и методов обследования детей с отклоняющимся развитием.
2. Организационно-методические указания
Дисциплина «Специальная психология» ОПД.Ф.17 относится к блоку общепрофессиональных дисциплин. Программа курса строится на основе межпредметных связей с такими курсами как «Клиническая психология», «Общая психология», «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Физиология центральной нервной системы», «Психология здоровья», «Психокоррекция».
Роль и место дисциплины в подготовке выпускника:
Данный учебный курс относится к блоку общепрофессиональных дисциплин. Программа дисциплины строится на основе межпредметных связей с такими курсами как: «Клиническая психология», «Психология развития», «Специальная педагогика», «Технологии работы с детьми с нарушенным развитием». Учебный курс «Специальная психология» формирует грамотный профессиональный подход к работе с детьми, имеющими нарушения развития различной степени тяжести; знакомит с основными методами исследования психических процессов и особенностей личности детей со ''специальными нуждами''; закладывает основы профессионального мировоззрения, гуманного отношения к детям с проблемами в развитии.
Изучение курса «Специальная психология» предполагает тесное взаимодействие таких форм обучения как лекции, семинарские занятия и самостоятельная работа.
Лекции знакомят студентов с основными идеями, концепциями, взглядами зарубежных и отечественных ученых в области клинической психологии.
На семинарских занятиях студенты овладевают концептуальным аппаратом клинической психологии, учатся анализировать клинические случаи и оперировать базовыми идеями основных концепций клинической психологии.
Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с литературой, пишут рефераты, готовятся к экзамену.
Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.
Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, выступления с докладами, обобщающих конспектов.
Рубежный контроль предусматривает оценку знаний по пройденным темам и разделам в форме тестирования и устного опроса.
Промежуточная аттестация – проводится в виде контрольной работы.
Знания, полученные при изучении данной дисциплины, могут использоваться при написании выпускной квалификационной работы и контролируются на итоговом междисциплинарном экзамене по специальности.
II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
V. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ
1 История развития специальной психологии.
2 Методы специальной психологии.
3 Принципы проведения исследований в специальной психологии.
4 Общие и специфические закономерности нормального и отклоняющегося развития.
5 Принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении.
6 Развитие ребенка в условиях сложных недостатков в развитии.
7 Проблема компенсации психических функций.
8 Особенности психического развития умственно отсталых детей в раннем детском, дошкольном возрасте и в школьном возрасте.
9 Задержка психического развития.
10 Психологические особенности личностного развития детей с умственной отсталостью.
11 Особенности развития детей с сенсорной и моторной недостаточностью.
12 Характеристика развития детей с общими расстройствами развития.
13 Ранний детский аутизм.
14 Расстройство развития речи.
15 Расстройство школьных навыков.
16 Профилактика и коррекция отклонений психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной сферы.
17 Профилактика и коррекция отклонений психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами интеллектуальной сферы.
18 Профилактика и коррекция отклонений психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами эмоциональной сферы.
19 Ранняя помощь детям с врожденными недостатками и их семьям.
20 Стимуляция компенсаторных механизмов поведения.
21 Направления и методы корректирующего и восстановительного обучения.
22 Организация системы комплексных психолого-педагогических служб.
23 Совместная деятельность в системе воспитатель-ребенок-родители.
24 Медиаторный подход: родители, учителя, ровесники и сиблинги как медиаторы.
25 Обучение родителей ребенка с повышенным риском нарушений навыкам и умениям воспитания ребенка.
26 Психологическая служба в реабилитационных дошкольных и школьных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
27 Принципы и методы обследования детей, имеющих отклонения от нормального психического развития.
28 Методы психологического исследования внимания, памяти и мышления, уровня интеллектуального развития умственно отсталых детей.
29 Изучение эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей детей и подростков с интеллектуальным недоразвитием.
30 Специфика психологической работы в школе-интернате для детей, имеющих отклонения от нормального психического развития.
31 Направления деятельности школьного тифлопсихолога.
32 Особенности деятельности школьного сурдопсихолога.
33 Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.
34 Психосоциальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями.
35 Совладание с болезнью у хронических соматических больных.
36 Социально-психолого-педагогическая реабилитация при детско-подростковой дезадаптации.
37 Социальная интеграция лиц с физической недостаточностью и нарушениями органов чувств.
38 Общественная интеграция лиц с физической недостаточностью.
39 Профессиональная интеграция психически больных.
40 Изменение установок по отношению к инвалидам и лицам с особыми потребностями.
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
Основная литература
1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. – СПб.,: Питер, 2008. – 256 с.
2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь. - 2001.
3. Сорокин В.М. Специальная психология, учебное пособие, СПб.: Речь. - 2003.
4. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
Дополнительная литература
1. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития. - М.: Полиграф сервис, 2001.
2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР: Учебное пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.
4. Детский аутизм. Хрестоматия. / Составитель Шипицына Л.М. – СПб.: Издательство «Дидактика плюс», 2001.
5. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М.: Пер Сэ, 2002.
6. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000.
7. Клиническая психология / Под.ред. М.Перре, У.Бауманна. СПб.: Питер, 2002. – с.611-633, 656-710, 1157-1189, 1263-1274.
8. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития. Хрестоматия. / Сост.и общая редакция В.А.Астапова, Ю.В.Микадзе. СПб.: Питер, 2001. - 384 с.
9. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика. Учебно-практическое пособие. - М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2001.
10. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. М., 2000.
11. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: ACADEMA, 2002.
12. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии / Сост.Н.В.Новоторцева. – Ярославль, 1999.
13. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Основы специальной психологии, практикум, СПб.: Речь, - 2003.
14. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Стребелевой Е.А., М.: Академия, 2001.
15. Специальная педагогика / Под ред. Назаровой Н.М. М.: Академия, -2000.
16. Шипицина Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе, СПб., М., - 2002.
17. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб: Издательство «Дидактика плюс», 2001.
18. Шипицына Л.М. «Необучамый» ребенок в семье и обществе. - СПб: Издательство «Дидактика Плюс», 2002.
2. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Рекомендации по использованию материалов УМК и проведению лекционных занятий
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальная психология» предназначен для повышения качества подготовки студентов в процессе проведения лекционных, семинарских, практических занятий, а также во время самостоятельной работы.
В учебном процессе наиважнейшее место занимает лекционное занятие. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В связи с этим остановимся на некоторых методических рекомендациях по “эффективному слушанию”.
За установление контакта с аудиторией всегда отвечает лектор, выступающий. Говорит ли он экспромтом, импровизирует ли по тезисам, читает ли сплошной текст — выступающий только тогда добьется эффекта, когда аудитория слушает то, что он говорит. С другой стороны, чтобы понять и усвоить то, о чем говорит выступающий, надо уметь слушать внимательно и даже тщательно.
От умения слушать во многом зависит эффективность делового и личного общения людей. Преходящий характер произносимого слова — вот что повышает важность умения слушать. Слушающий, в отличие от говорящего, не может позволить себе отвлечься даже на мгновенье, поскольку произносимое слово исчезает, “умирает” в момент, когда оно слетает с губ говорящего. Умение эффективно слушать особенно важно для менеджера, который заинтересован в непосредственном общении с подчиненными.
Слышать и слушать — не одно и то же. Мы многое слышим, не слушая, и часто осознаем, что услышали тот или иной звук, только после того, как он прекратился. Например, в тихой комнате мы можем слышать тиканье часов, однако мы редко специально слушаем это; иногда мы вспоминаем о наличии в комнате часов только в момент, когда они вдруг остановились.
Слышание (простое чувствование звука) фактически является лишь первым шагом в законченном процессе слушания, который включает в себя:
· слушание слов;
· понимание языка лектора, значения отдельных слов;
· правильное выделение в речи говорящего законченных выражений;
· понимание смысла предложений и фраз;
· оценку сказанного, включая отделение фактов от мнений.
Чтобы успешно слушать и понимать, необходимо непрерывное постоянное усилие для поддержания должного внимания к словам говорящего. Этот процесс требует значительного умственного напряжения. Только при этом можно хорошо понять, о чем говорит преподаватель, проанализировать и запомнить отдельные положения предлагаемого материала.
Поддержать непрерывное внимание к лектору для многих оказывается нелегким делом по целому ряду причин:
· отключение внимания. Отвлечь наше внимание может все, что действует необычно или раздражает, например, наружность лектора, его голос или особенности произношения;
· высокая скорость умственной деятельности. По данным психологов, мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-либо говорит - наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего:
· антипатия к чужим мыслям. Мы всегда больше ценим свои мысли, и для нас обычно приятнее и легче следовать этим мыслям, нежели заставлять себя следить за тем, что говорит другой;
· избирательность внимания. Мы с детских лет привыкли слушать одновременно многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать все была бы непосильным занятием. И в порядке самозащиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что в определенный отрезок времени представляет для нас наибольший интерес. Эта присущая нам привычка переключать внимание с одного на другое затрудняет фиксированное внимание на чем-то одном;
· потребность реплики. Чья-то речь может вызвать у нас неотвратимую потребность ответить. Если это с нами происходит, то мы уже не слушаем, что нам говорят. Наши мысли заняты формулированием “разгромных” комментариев, с которыми мы хотим выступить, в лучшем случае — по окончании речи говорящего, обычно же — сразу, перебивая и ни с кем, и ни с чем не считаясь.
Из сказанного, по всей видимости, ясно, что слушать эффективно для большинства из нас является весьма трудной задачей. Но она становится еще более сложной в результате воздействия помех, которые могут возникнуть между лектором, говорящим и аудиторией.
1. Физические помехи.
Они разнообразны, но их можно сгруппировать по характеру воздействия и результатов:
· температура в комнате. Если в помещении жарко или холодно, то мысли слушающих будут заняты главным образом этим неудобством, а не тем, что говорит лектор;
· шум (постоянный или спорадического характера, от случая к случаю, время от времени) отвлекает внимание аудитории;
· неожиданное действие. Опоздание студента или его уход во время лекции всегда отвлекает внимание всей аудитории;
· усталость. Студент, испытывающий физическую усталость, обычно не в состоянии внимательно относиться к словам лектора. Его голова, как правило, в этом случае больше занята своим состоянием, нежели тем, что говорит преподаватель.
2. Умственные помехи:
· безразличие. Тема или некоторые из ее аспектов могут оказаться малоинтересными для некоторых студентов или для всей аудитории;
· предубеждение. Студент, имеющий предубеждение к теме лекции или к какой-то ее части, может либо полностью отключить свое внимание от того, о чем говорит преподаватель, либо вместо того, чтобы слушать с познавательной целью, будет следить за недостатками лектора;
· озабоченность. Когда студент озабочен своими личными проблемами, ему, естественно, трудно сосредоточиться на восприятии материала лектора, так как его мысли постоянно возвращаются к этим проблемам;
· реакция на слова с эмоциональной окраской. Многие непроизвольно реагируют на определенные слова, ассоциирующиеся с неприятностями или несчастьем. Например, такие слова, как “увольнение”, “штраф”, “убытки”, “банкротство”, и им подобные могут вызвать нежелательную эмоциональную реакцию. Когда кто-то слышит такого рода слова, то возникает опасность появления у него раздражения или злости, которые могут отвлечь слушателя от сути лекционного выступления;
· напряжение. Если материал труден для понимания или излагается непоследовательно и путано, то это, как правило, вызывает ненужное умственное напряжение аудитории и затрудняет усвоение преподносимого материала.
У определенной части обучающихся выработались и укоренились отрицательные привычки, затрудняющие установление контакта с преподавателем. Вот наиболее распространенные из них:
· повышенное внимание к недостаткам в наружности, голосе, речи лектора и его манерах;
· слушание лектора, не глядя на него (обычно хорошие лекторы свою речь подкрепляют выразительными жестами и богатой мимикой; студент или другой слушающий, который не смотрит на такого выступающего, получает неполную информацию);
· активная реакция на незначительные отвлекающие моменты, например, шарканье ногами, кашель, чихание и т.д.;
· поспешная оценка темы лектора и вывод о том, что в лекции не будет ничего нового или ценного;
· поспешное заключение о том, что положения лектора неправильны или не заслуживают внимания; здесь необходимо предоставить лектору или другому выступающему возможность обосновать их;
· поспешный отказ от усилий слушать лектора (чаще всего бывает, когда материал труден или преподносится непоследовательно);
· отрицательные эмоции в случаях, когда лектор выдвигает противоречивую мысль или использует в речи слова, вызывающие отрицательные эмоции или ассоциации;
· показное внимание в случаях, когда на самом деле голова отвлечена личными заботами;
· детальное конспектирование; оно оставляет для слушания слишком мало времени (конспектируя лекцию, студент не может сосредоточить полностью свое внимание на том, что говорит преподаватель).
Каждый студент должен разделять ответственность за эффект общения с преподавателем. Лектор отвечает за эффективность своей лекции, а аудитория — за эффективность слушания. Во всяком случае, так должно быть.
Чтобы научиться эффективно слушать, нужно приучаться поддерживать непрерывное внимание к лектору. Основная проблема — это не поддаться соблазну отвлечься и не давать воли собственным мыслям. Для этого необходимо постоянным усилием поддерживать свой “настрой” на одной волне с лектором. Решение этой задачи облегчается, когда выработаны положительные устойчивые привычки и точно соблюдается план слушания.
Положительные устойчивые привычки выражаются в следующем:
· активная поза студента всегда помогает сосредоточить внимание. Правильный выбор вертикальной посадки помогает лучше сосредоточиться. Наоборот, когда расслабляется тело, тогда то же самое происходит с мозгом. Стоит только расслабиться физически, как оказывается трудно не расслабиться и умственно;
· сосредоточенный взгляд на лектора. Лектора легче слушать и сохранять внимание, наблюдая за ним. Если смотреть в сторону или на кого-либо, то появляется опасность, что наши мысли будут следовать за нашими глазами;
· устойчивая сосредоточенность. Во время речи легко отвлечься по различным причинам. Более того, можно отвлечься, даже какое-то время не осознавая этого. Чтобы сосредоточиться, нужно уметь воздержаться от всякого рода “игр”, например, созерцание предметов, находящихся на столе, нежелательно перебрасываться взглядами, читать любую литературу и т.д.
В качестве существенной методической рекомендации для улучшения процесса слушания лекций может выступать план слушания лекции (или любого другого выступления). Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, “далее”, “итак”, “таким образом”, “следовательно” и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
Вообще любой выступающий, лектор делает паузы (например, чтобы просмотреть свои записи, подойти к наглядным пособиям, выпить воды и т.д.). Эти небольшие паузы лучше использовать для анализа и обобщения того, что преподаватель сказал, чем давать волю своим собственным мыслям и витать в облаках.
3. Опережение речи лектора. Если речь лектора представляет интерес, то появляется естественное стремление предугадать ход мысли, следующее ее положение. С каждым случаем совпадения мысли лектора и слушающего его студента улучшается усвоение и запоминание отдельных положений лекции. Однако даже при несовпадении такого рода мыслительной деятельности уровень запоминания и последующего усвоения лекционного материала со стороны студента тем не менее повышается, поскольку происходит умственная работа, сравниваются предположения слушателя и утверждения говорящего.
Принцип сравнения или противопоставления (контраста) широко известен в обучении. Следовательно, опережение речи лектора является не только одним из средств “настройки на волну” слушаемой лекции, но и достаточно эффективным средством ее запоминания, усвоения.
1. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания.
В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление.
При проведении занятий со студентами необходимо учитывать специфику учебного материала, который изучается в различных темах.
2.2 Методические рекомендации студентам по конспектированию учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной.
Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не требует дополнений и разъяснений, его не следует сопровождать текстом. Это одна из особенностей короткого плана-конспекта, помогающего лучше усвоить материал уже в процессе его изучения.
Составление такого конспекта приучает последовательно и четко излагать свои мысли, работать над источником, обобщая его содержание в формулировках плана. Краткий, простой, ясный по своей форме план-конспект — незаменимое подспорье при необходимости быстро подготовить доклад, выступление па семинаре, конференции.
Когда конспект создается на основе плана, то надо иметь в виду, что характерную для плана определенную схематичность, неполноту предстоит исправить в новой записи. Именно это — одна из основных задач написания такого конспекта. Здесь есть возможность внести в запись недоступные для плана подробности, обстоятельно раскрыть его пункты.
Самый простой плановый конспект составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.
Текстуальный конспект составляется в основном из цитат. Они связываются друг с другом логическими переходами. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора.
Текстуальный конспект — хороший источник дословных высказываний автора. Он помогает выявить спорные моменты. Особенно целесообразно использовать этот вид конспектирования при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.
Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он мало активизирует внимание и память. Это особенно проявляется в случаях, когда конспект составлен без глубокой проработки материала, без его усвоения. Отсюда — необходимость постоянной работы над этими видами записи.
Текстуальный конспект при последующей его разработке или даже в процессе составления может превратиться в свободный конспект — сочетание цитат, тезисов, собственных суждений составителя. Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление такого конспекта успешно развивает эти качества. Свободный конспект, по всей видимости, наиболее полноценный, но он довольно трудоемок, требует определенного опыта и эрудиции.
Тематический конспект дает в большей или меньшей мере ответ на поставленный вопрос-тему. Специфика этого типа конспекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых произведений.
Составление тематического конспекта помогает всесторонне осмыслить тему, проанализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, мобилизовать свой интеллектуальный “багаж”.
Разновидностью тематического конспекта является обзорный тематический конспект. Это тематический обзор на определенную тему с использованием нескольких источников.
К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как видно из названия, основное, чему подчинена запись в данном случае, это хронологическая последовательность событий на фоне отражения самих событий. В отличие от обзорного конспекта на ту же тему хронологический конспект более краткий и конкретный.
Разумеется, чтобы в полной мере освоить работу над конспектами, необходимо достаточно хорошо овладеть другими формами записи (план, тезисы, цитаты и др.). Хотя здесь следует обратить внимание на то, что все это имеет сугубо индивидуальные особенности. Порой, студенты уже на первом курсе неплохо составляют конспекты, успешно выступают на научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
Реферат (от латинского — referre докладывать, сообщать) представляет собой краткую запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках. Зачастую рефераты готовят для того, чтобы воспроизвести эти идеи перед соответствующей аудиторией.
Реферат требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии. Для этого надо иметь свое собственное твердое мнение на определенную тему, то есть хорошо знать материал.
При подготовке и защите реферата особенно важно определить четкое назначение работы, установить задания самому себе. Излагаемое должно быть полностью осознано составителем. Если еще можно как-то мириться с неясными местами в конспекте, то в реферате это недопустимо. В случае, если неясные места все же остаются, их преднамеренно выносят на обсуждение. Реферат, таким образом, становится плодом коллективного творчества, поскольку его идеи формулируются не только автором, но и аудиторией.
Поэтому полезно, чтобы коллектив слушателей и оппоненты были заранее подготовлены. Иными словами, к обсуждению реферата должны готовиться не только составитель реферата, но и аудитория, и что особенно важно, готовиться в контакте друг с другом. В этом случае очень полезно размножить реферат на той или иной множительной технике (ксерокс, компьютер и проч.) и дать заранее с ним ознакомиться коллегам по студенческой группе.
Подчеркнем, что реферат пишут для себя, чтобы с его помощью осмыслить и передать идеи, мысли, обобщения другим, совместно их обсудить. Реферат может стать вспомогательным материалом для устного выступления с элементами импровизации.
При проведении занятий со студентами необходимо учитывать специфику учебного материала, который изучается в различных темах.
2.3 Рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины
Литература по теме
1. Сорокин В.М. Специальная психология, учебное пособие, СПб.: Речь. - 2003.
2. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
Литература по теме
1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. – СПб.,: Питер, 2008. – 256 с.
2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь. - 2001.
3. Сорокин В.М. Специальная психология, учебное пособие, СПб.: Речь. - 2003.
4. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
Литература по теме
1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. – СПб.,: Питер, 2008. – 256 с.
2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь. - 2001.
3. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
Литература по теме
1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. – СПб.,: Питер, 2008. – 256 с.
2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в <