Кафедра социальной психологии и психосоциальных технологий

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Словарь терминов и персоналий

Кемерово 2008

Составитель: кан. пед. наук, старший преподаватель Симкин М.Ф.

Специальная психология: словарь терминов и персоналий/ ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; сост. М.Ф Симкин. – Кемерово, 2008.

Данный словарь терминов и персоналий предназначен для использования при подготовке к каждому занятию по дисциплине «Специальная психология». Рекомендуется для организации практических занятий и самостоятельной работы студентов социально-психологического факультета, специальности «Психология» дневного и заочного обучения

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Аграфия – полная потеря навыков письма.

Азбука для слепых (система Брайля, точечный шрифт)- рельефно-точечный шрифт по системе Брайля, принятый для чтения и письма слепых, основой для построения азбуки служит шеститочие.

Алалия – глубокая задержка в развитии речи вследствие врожденного недоразвития центральных участков речевых меха­низмов.

Алексия – полная потеря навыков чтения.

Аутизм(от греч. autos-сам) – болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира.

Афазия– потеря способности говорить или понимать речь. Чаще всего в практике при афазии отмечается нарушение как пас­сивной, так и активной речи в различной степени.

Афония и дисфония – расстройства голоса и речи.

Взрослый– каждое человеческое существо старше 18 лет, находящееся в пределах юрисдикции Российской Федерации на законных основаниях.

Восприятие – психический процесс отображения предметов и явлений объективного мира в совокупности их различных частей и свойств, действующих в данный момент на органы чувств.

Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи невозможно.

Дактилология (дактильная речь)- ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении грамотных глухих людей между собой и с окружающими.

Дефектология– наука о психофизических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками, закономерностях их воспитания, обучения, образования.

Дисграфия– частичное расстройство навыков письма.

Дислалия(или косноязычие) – нарушение произношения звуков и их сочетаний в словах. (Может быть в различной форме и степени.)

Дислексия– частичная потеря навыков чтения

Заикание – нарушение нормального ритма и темпа речи.

Задержка психического развития – нарушение нормального темпа психического развития.

«Зона ближайшего развития» - возможность ребенка с помощью взрослого или в сотрудничестве со взрослым путем подражания выполнить то, что он не может сделать самостоятельно, и таким образом подняться на более высокую ступень развития.

Интегрированное обучение – совместное обучение лиц, имеющих физические и/или психические недостатки и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств, методов и специально подготовленных педагогов.

Истерический мутизм – немота – внезапная потеря голоса, речи.

Косоглазие – заболевание, характеризующееся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместной точки фиксации.

Кретинизм – заболевание, характеризующееся задержкой психического и физического развития в сочетании с нарушением функции щитовидной железы.

Логопедия – отрасль спец педагогики, в задачу которой входит изучение недостатков речи, разработка принципов и методов их предупреждения и коррекции.

Мышление – обобщенное, опосредованное, отвлеченное отражение внешнего мира и его законов.

Недостаток, подтвержденный в установленном порядке – физический и/или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической консультацией (комиссией) в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого, а также – в установленных законом случаях – повторной экспертизой.

Образовательное учреждение общего типа – образовательное учреждение, предназначенное для обучения лиц, не имеющих специальных образовательных потребностей.

Олигофрения – особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аббераций, поражения зачатка, природовой патологии, органического поражения ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития.

Олигофренопедагогика – наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей.

Психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и/или функционировании психики человека, включая сенсорные нарушения и их последствия, недостатки речи, нарушения эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствия поврежденного мозга, а также нарушения умственного развития, в том числе умственную отсталость, задержку психического развития и специфические трудности в обучении.

Психология специальная – раздел психологии, посвященный изучению психологических особенностей аномальных детей и подростков, дефект которых обусловлен диффузным поражением коры головного мозга или нарушением деятельности анализаторов, или недоразвитием речи при сохранном слухе.

Ребенок (дети) – каждое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста и находящееся в пределах юрисдикции Российской Федерации на законных основаниях.

Речь– исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

Родители– отец и мать ребенка, а также иные законные или надлежащим образом уполномоченные представители ребенка.

Сложный недостаток– любое сочетание психического и физического недостатка (недостатков), подтвержденное в установленном порядке.

Специальное образование– дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого человек нуждается в специальных индивидуализированных методах обучения и воспитания, связанных с наличием у него физического и/или психического недостатка.

Специальные образовательные потребности – потребности в специальных (индивидуализированных) условиях обучения, включая технические средства, особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, непосредственно связанных и необходимых для успешного обучения.

Специальные образовательное учреждение – образовательное учреждение, коррекционный кабинет, логопедический пункт, центр реабилитации, класс (группа) в составе образовательного учреждения общего типа, созданные для обучения лиц, имеющих специальные образовательные потребности.

Сурдопедагогика – наука о воспитании, образовании, обучении детей с нарушениями слуха.

Тифлопедагогика– наука о воспитании и обучении детей с глубокими нарушениями зрения.

Физический недостаток – временный или постоянный недостаток в развитии и/или функционировании органа (органов) тела человека, подтвержденный в установленном порядке, а также соматическое или инфекционное заболевание, подтвержденное в установленном порядке и требующее длительного лечения.

Авторитарный -характеристика человека как личности или его поведения в отношении других людей, подчёркивающая склонность пользоваться преимущественно недемократическими методами воздействия на них: давление, приказы, распоряжения и т.п.

Адаптация– приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего и предохранения рецепторов от излишней перегрузки; приспособление индивида к изменившейся среде с помощью различных средств воздействия.

Актуализация – действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении.

Акцентуация – выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие. Акцентуация характера – чрезмерное усиление отдельных сторон характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определённого рода психотравмирующим воздействиям при устойчивости к другим (возбудимость, агрессивность, замкнутость, тревожность и т.д.).

Альтруизм – бескорыстная забота о благе других и готовность жертвовать для других своими личными интересами.

Анкетирование –метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).

Аффект –кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

Барьер психологический –мотив, препятствующий выполнению определённой деятельности или действий, в частности общению с отдельным человеком или группой людей; внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие.

Вербальная коммуникация (речь) – процесс общения с помощью языка.

Влияние – процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним. Различают направленное и ненаправленное влияние.

Внушение –форма психологического воздействия, связанная с ослаблением осознанного контроля в отношении воспринимаемой информации.

Внушаемость – предрасположенность к внушению.

Воля – сознательная саморегуляция человеком своей деятельности, поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели.

Воспитание –1) в социальном смысле – функция общества по подготовке человека к жизни, осуществляемая всеми социальными институтами; 2) в педагогическом смысле – целенаправленный процесс формирования личности, осуществляемый педагогами.

Девиантное поведение – поведение, отличающее от нормы.

Диагностика – процедура выявления уровня готовности к какому-либо виду деятельности, в том числе к учебной деятельности определённого содержания и уровня сложности. Основывается на системе тестов, письменных работ, устных вопросов и других методов, позволяющих получить картину состояния чьих-либо знаний и умений; анализ состояния объектов и процессов, выявление проблем их функционирования и развития.

Задатки –анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей.

Идентификация –способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта.

Импульсивность – характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к скоропалительным решениям, непродуманным действиям и поступкам.

Индивидуальный стиль деятельности – устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.

Интеракция – взаимодействие.

Интроверт– обращённый вниманием внутрь себя, замкнутый, необщительный.

Качества личности – обобщённые свойства личности, отличающиеся своей устойчивостью, хотя и поддающиеся формированию.

Климат социально-психологический –социально-психологическое состояние коллектива, характер ценностных ориентаций, межличностных отношений и взаимных ожиданий в нём.

Когнитивный –познавательный.

Коллектив- средняя социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретных задач, основанная на общности целей, принципов сотрудничества, сочетания индивидуальных и групповых интересов и работающая на одном предприятии или в организации.

Коммуникации– смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми. Способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.

Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; распря, серьёзное разногласие, спор, грозящий осложнениями.

Конфликтная ситуация – фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития на определённый момент времени.

Конформность – некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного

Креативность –способность, отражающая свойства индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки, т.е. способность к творчеству.

Творчески-созидательный характер личности, проявляющийся в новых подходах к решению проблем, в создании собственных методов для решения известных вопросов, в искусстве и др. Креативность предполагает высокий интеллектуальный уровень, развитую интуицию, способность к сопереживанию. Однако лица, обладающие высоким интеллектом, далеко не всегда относятся к креативному типу личности.

Лабильность – свойство нервной системы, проявляющееся в способности проводить определённое количество нервных импульсов за единицу времени. Лабильность также характеризует скорость возникновения и прекращения нервного процесса.

Латентность –внешне незаметное развитие какого-либо процесса, явления.

Лидер (от англ, leader - ведущий, руководитель) - глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в каком-либо коллективе.

Личность- 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Мотивация- процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей.

Наблюдение – метод исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

Навык –сформированное, автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Намерение – сознательное желание, готовность что-либо сделать.

Направленность личности – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление её поведения.

Настойчивость – волевое качество, направленное на то, чтобы неуклонно, вопреки трудностям и препятствиям добиваться осуществления цели.

Настроение– эмоциональное состояние человека, связанное со слабовыраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта (знаний, умений и навыков).

Невербальная коммуникация –эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание в виде жестов, поз, мимических выражений, дистанции.

Негативизм –демонстративное противодействие человека другим людям, неприятие им разумных советов со стороны других людей.

Общение – взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, умения и навыками, а также результатами деятельности.

Парадигма- совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на каждом этапе развития науки, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта при решении проблем; определенный набор трудностей (регулятивов).

Перцептивный – восприимчивый.

Перцепция социальная - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.д.).

Подражание – сознательное или бессознательное следование человека какому-либо примеру, образцу.

Понимание – способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат.

Поступок – сознательно совершённое человеком и управляемое волей действие, исходящее из определённых убеждений.

Противоречия – столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.

Развитие –процесс количественных и качественных изменений в организме, психичке, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влияние внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Релаксация – состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

Рефлексия –самопознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями, мыслями.

Решительность – способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности.

Ригидность –заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий.

Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Самообладание – форма психической саморегуляции через сознательное управление психическими процессами и волевое воздействие на них.

Самоопределение личности – самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.

Самооценка – оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Сензитивность – характеристика органов чувств, выражающаяся в их способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы.

Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

Социометрия – социально-психологический метод, позволяющий формализовать структуру межличностных отношений в группе по числу взаимных выборов её членов применительно к различным видам их совместной деятельности и поведения.

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

Статус – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии, степень авторитета в глазах остальных участников группы.

Стресс –состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Суггестия –внушение.

Темперамент –совокупность психоэмоциональных свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности.

Тест – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тестирование – метод педагогического исследования с использованием тестов.

Толерантность – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий; является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций.

Торможение – активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.

Традиции- исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах длительное время.

Тревожность –свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Умение – способность выполнять какие-то действия, опираясь на правила (владение способами применения знаний на практике).

Уровень притязаний – максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности; самооценка личности, проявляющаяся в степени трудности заданий, самостоятельно выбираемых ею.

Установка – готовность, предрасположенность к определённым действиям или реакциям на конкретные стимулы.

Утомление – состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.

Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Фрустрация – эмоционально-тяжёлое переживание человеком совей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определённой желаемой цели.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, определяя типичные для неё способы поведения и реагирования на жизненные обстоятельства.

Харизма – особые личностные качества, притягательные для окружающих, позволяющие влиять на людей, убеждать их в своей правоте и вдохновлять на общее дело.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Чувствительность – способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений.

Чувство – высшая, культурно-обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.

Эгоизм – ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп.

Эгоцентризм – сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.

Экстраверсия – обращённость сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Экстраверсия противоположна интроверсии.

Эмпатия – способность человека к сопереживанию, умение «вчувствоваться» в состояние другого человека, понимать его не «умом», а «сердцем».

ПЕРСОНАЛИИ

Зарубежные

Адлер Альфред - (7.02.1870 , Вена 28.05.1937, Абердин, Шотландия) - австрийский психолог, один из ведущих деятелей психоаналитического направления. В 1895 г. защитил докторскую диссертацию по медицине в Вене. С 1902 по 1911 г. входил в Венское психоаналитическое общество, с 1911 г. предпринял попытку создания своего варианта психоанализа, что послужило основанием разрыва с З.Фрейдом. В его индивидуальной психологии в центре внимания стоит проблема целеориентированности поведения человека, осмысленности жизни, возникновения комплекса неполноценности и компенсаторных и сверхкомпенсаторных механизмов. Оказал существенное влияние на гуманистическую психологию, ряд исследований в области детской и клинической психологии и дефектологии.

Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген - (род. 4.3.1916 г.) - английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности. В качестве методологической базы А. ориентировался на понимание психодинамических свойств личности как обусловленных генетически и детерминированных в конечном счете биохимическими процессами (The Scientific Study of Personality, L., 1952). Эта теория опирается на определение черты личности как способа поведения в определенных жизненных областях. На основе трехфакторной модели личности им были созданы психодиагностические методики EPI (Manual of the Eysenck Personality Inventory (совм. с Eysenck B.G.), L., 1964) и EPQ, продолжившие ряд ранее созданных - MMQ, MPI(Manual of the Maudsley Personality Inventory, L., 1959). А. - один из авторов трехфазной теории возникновения невроза" - концептуальной модели, описывающей развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций ("The Causes and Cures of Neuroses" (совм. с Rachmann S.), L., 1965); на основе этой поведенческой модели были разработаны методы психотерапевтической коррекции личности, в частности одна из вариаций аверсивной психотерапии. Литература.

Бандура (Bandura) Альберт -(род. 1925, Мундеа, Альберта, Канада - 1988) - американский психолог, автор теории социального научения. На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. Основываясь на своей теории социального научения попытался дать новую интерпретацию агрессии ("Agression: A Social Learning Analysis". Englewood Cliffts, 1973). Первоначально Б. под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. В рамках традиции изучения личности вклад Б. заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения ("Principles of Behavior Modification", N.Y., 1969). Литература.

Берн Эрик -(1902 - 1970) - американский психотерапевт и психолог, создатель трансактного анализа. По аналогии с классическим психоанализом трансактный анализ ориентирован на выявление сценариев жизненных планов индивида, которые часто навязываются родителями. Этот анализ был расширен за счет структурного анализа, при помощи которого в Я индивида, находящегося в различных коммуникативных ситуациях, выделяются три состояния: Родитель, действующий по типу отношения родителя к ребенку, Взрослый, объективно оценивающий реальность, и Ребенок, действующий по типу отношения ребенка к родителям.

Брунер Джером Сеймур (Bruner) -(1.10.1915, Нью-Йорк - ?) - американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Одним из первых поставил исследовательскую проблему, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия, и пришел к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием мотивов, целей, установок или защитных механизмов. Б. предложил выделять аутохтонные факторы восприятия, зависящие от биологически значимых признаков, и директивные, зависящие от личного прошлого опыта и сформированных на его основе гипотез. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта ввел термин социальное восприятие. На основе проведенных им кросс-культурных исследований, дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре усилителей (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные усилители. Предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится.

Бюлер Шарлота -(1893 - 1974) - немецкий психолог. Получила образование в университетах Фрейбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. С 1929 г. профессор университета Вены, с 1938 г. - Осло, с 1940 г. - Лос-Анджелеса. С 1970 г. - президент Ассоциации гуманистической психологии. В 20 - 30-е гг. в созданной ею Венской школе возрастной психологии проводила исследованиям уровня психического развития ребенка, для диагностики которого ввела понятие коэффициента развития (вместо коэффициента интеллекта). На основе этих исследований создана периодизация жизненного пути личности, главным мотивом которого была признана потребность личности в самоосуществлении. С 1940 г., в американский период своего творчества, работала в русле гуманистической психологии.

Гольдштейн (Goldstein) Курт -(6.11.1878 - 1965) - немецко-американский невролог и психолог. В 1903 г. получил образование в университете Бреслау. С 1929 г. профессор и директор института неврологии во Франкфурте-на-Майне, с 1929 г. по 1933 г. начальник отдела неврологии госпиталя Маобит в Берлине. С 1934 г. по 1935 г. профессор неврологии и физиологии в институте психиатрии в Колумбии, с 1938 г. по 1939 г. работал в Гарвардском университете, с 1950 г. по 1955 г. в Нью-Йоркском колледже. С 1955 г. руководитель отдела психологии Нового института социальных исследований в Нью-Йорке. Исследовал психические нарушения при мозговых поражениях, психосоматические нарушения. Предложил систематизацию афазий.

Дарвин Чарльз -(1809 - 1882) - английский естествоиспытатель, автор теории естественного отбора. В психологической области занимался проблемами инстинктивного поведения, онтогенеза поведения и сознания, приспособительной роли эмоциональных реакций (Выражение эмоций у животных и человека, 1872).

Джемс (Jams) Уильям -(1.11.1842, Нью-Йорк - 16.08.1910) - американский психолог и философ, один из основоположников американского функционализма. Рассматривал сознание, понимаемое как поток сознания, в плане его приспособительных функций. Предложил одну из первых в психологии теорию личности. В эмпирическом Я, или личности им были выделены: 1. Физическая личность, к которой относятся собственная телесная организация, дом, семья, состояние и пр.; 2. Социальные личности как форм признания в нас личности со стороны других людей; 3. Духовная личность как единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т. п., с центром в чувстве активности Я. Джемс также является автором периферической теории эмоции. Оказал существенное влияние на исследования психологов Чикагской школы, в которую входили Дж.Дьюи, Дж.Энджелл, Дж.Г.Мид.

Дюркгейм (Durkheim) Эмиль -(1858 - 1917) - французский философ, педагог и социолог, основатель французской социологической школы. С 1887 г. вел курсы по социологии и педагогике в университете Бордо, с 1902 г. - в Сорбонне. С 1896 г. по 1912 г. издавал Социологический ежегодник. Развивал идею о зависимости человеческой психики от культуры.

Дьюи (Dewey) Джон -(20.10.1859 - 2.06.1952, Нью-Йорк) - американский философ и педагог. На основе философии Гегеля развивал свои представления, согласно которым сознание и мышление человека обусловлены содержанием практических действий. Автор первого американского учебника по психологии.

Келли (Kelly) Джордж Александер -(1905 - 1966) - американский психолог, автор теории личностных конструктов. В рамках этой теории, каждый человек рассматривается как некий исследователь, который строит образ окружающего мира при помощи определенных категориальных шкал, или личностных конструкторов, свойственных именно ему. На основе этого образа мира происходит выдвижение гипотез о событиях, планирование и реализация тех или иных действий. Для изучения этих конструктов был разработан метод репертуарных решеток.

Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард -(род. 1905, Стаффордшир, Англия) - англо-американский психолог. Получил естественнонаучное образование в Королевском колледже Лондонского университета. В 1929 г. защитил докторскую диссертацию по философии. С 1932 г. по 1937 г. - директор психологической клиники. С 1937 г. работал в США. С 1947 г. директор лаборатории личности и группового анализа в университете Иллинойса. В 1973 г. основал Институт по исследованию основ морали и самореализации в Боулдере, штат Колорадо. Разработал структурную теорию черт личности.

Леви-Брюль Люсьен -(1857 - 1939) - французский философ и психолог, представитель французской социологической школы, разрабатывавший проблему первобытного мышления. Проводил исследования жизни племен Австралии, Океании и Африки, на основе которых пришел к заключению, что в некоторых областях первобытное мышление проявляется качественно иначе, чем мышление современного, цивилизованного человека, а именно как мышление пралогическое. Работы Леви-Брюля внесли большой вклад в критику концепции английской антропологической школы, где умственные операции людей разных времен и культур считались тождественными.

Левин (Lewin) Курт -(9.09.1890 - 12.02.1947) - немецко-американский психолог. Начал свою деятельность в рамках гештальтпсихологической школы, где создал ряд методических ситуаций для экспериментального исследования мотивационно-потребностной и волевой сферы человека. Под его руководством работали: Б.В.Зейгарник (проблема забывания завершенных и незавершенных действий), Г.В.Биренбаум (забывание намерений), Т.Дембо (фрустрация), А.Карстен (психическое пресыщение) , Ф.Хоппе (уровень притязаний). На основе этих и других исследований Левиным была создана концепция топологической психологии. В 1933 г. Левин был вынужден эмигрировать в США, где занимался исследованием проблем групповой динамики. В психологической школе, созданной Левиным, были введены новые для психологии понятия: квазипотребность, психологическая валентность, жизненное пространство, временная перспектива, уровень притязаний.

Ломброзо (Lombroso) Чезаре -(18.11.1836, Верона -19.10.1909, Турин) - итальянский психиатр и криминалист, родоначальник антропологической школы криминологии. С 1862 г. Л. - профессор психических болезней в Павийском университете, затем директор Клиники душевных заболеваний в Пейзаро, с 1876 г. - профессор юридической психиатрии и криминальной антропологии в Турине. Один из первых предпринял систематическое исследование преступников, опираясь на строго фиксируемые антропометрические данные, используя, в частности, "краниограф", предназначенный для измерения размеров частей лица и головы. Выдвинул тезис, что гениальность соответствует ненормальной деятельности мозга, граничащей с эпилептоидным психозом ("Genio e follia", 1864, в рус. <

Наши рекомендации