Семинар № 3. Методы психологии (2 ч.).
План:
1. Объективные методы психологии:
1.1. Наблюдение. Виды наблюдения.
1.2. Эксперимент. Виды эксперимента.
1.3. Тестирование.
1.4. Метод опроса:
· интервьюирование – метод устного опроса
· анкетирование – метод письменного опроса
2. Методы описательной психологии
3. Методы практической психологии
Литература:
· Слободчиков В.И., Исаев Е.И.. Психология человека. М. 1998.
· Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2001. – 400 с.
· Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
· Анастази А. Психологическое тестирование: Кн.1.-М., 1982.-с. 17-31.
· Дружинин В.Н. Экспериментальная психология СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
Методические рекомендации:
Ø При подготовке к вопросам обратите внимание на особенности каждого метода исследования. Заполните таблицу «Методы психологии»:
№ | Метод | Вариант метода | Достоинства метода | Недостатки метода |
Наблюдение | ||||
Эксперимент | ||||
Интервьюирование | ||||
Анкетирование |
Ø Выполните практическое задание:
Выберите из указанных суждений те, которые описывают конкретные методы:
· Наблюдение (3 ответа) № _________________________
· Эксперимент (3 ответа) № _____________
· Тесты (3 ответа) № ________________
Номера правильных ответов запишите после знака «№».
Суждения:
1. используется для распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции;
2. преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения;
3. может быть лабораторным, естественным, формирующим;
4. может быть сплошным и выборочным;
5. педагог может варьировать в разных классах содержание, методы, формы, приемы обучения и изучать характер влияния этих изменений на особенности усвоения школьниками материала;
6. бывает включенным и невключенным, скрытым (зеркало Гезелла) и открытым;
7. полученные индивидуальные данные обрабатываются с помощью специальных стандартизированных шкал и соотносятся с нормой.
8. исследователь сам вызывает изучаемое им явление;
9. отвечает требованиям валидности, надежности и стандартизации;
Семинар № 4. Понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к его изучению (2 ч.).
План:
1. Стадии развития психики животных.
а) стадия элементарной сенсорной психики,
б) стадия перцептивной психики,
в) стадия интеллекта.
2. Развитие нервной системы у животных.
3. Основные формы поведения животных: инстинкт, навык.
4. Возникновение сознания человека
а) предпосылки и условия возникновения сознания,
б) становление мышления и речи.
5. Мозг и психика.
6. Культурно – историческая теория формирования высших психических функций Л.С.Выготского.
Литература:
· Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1088 с. (Серия «Мир психологии»).
· Леонтьев А.Н. Эволюция психики. – М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 416 с.
· Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
· Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 109 – 144.
Статьи:
1. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. С. 62 – 68.
2. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное. // Психология сознания / Под ред. Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. С. 31 – 47. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
3. Брунер Дж. Развитие сознания. // Психология сознания / Под ред. Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. С. 295 - 299. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
4. Лурия А.Р. Мозг и психика. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. С. 83 – 92.
5. Грайер Дж. Б. Слышали ли вы об этом? / Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М. 1975. – С. 345 – 347.
6. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. / Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М. С. 235 – 249.
Методические рекомендации:
Ø Ответить на вопросы.
Ø При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): тропизмы, таксис, импринтинг, инстинкт, навык, рефлекс, отражение, психика, бессознательное, сознание, высшие психические функции, интериоризация.
Ø Законспектируйте предлагаемые к семинару статьи.
Ø Ответьте на следующие вопросы:
· Что такое психика?
· Особенности психического отражения.
· Понятие высших психических функций.