Семинар № 7. Изучение направленности личности: потребности, мотивы и ценности личности (2 ч.).

План:

1. Личность и её направленность.

2. Теории мотивации в зарубежной психологии.

2.1. Мотивы и потребности личности (А. Маслоу, Э. Фромм)

2.2. Мотивы и отношения личности.

3. Структура мотива (Мерлин B.C.).

4. Мотивы и ценности личности.

Методические рекомендации:

Ø Дать характеристику ключевых понятий:

· Направленность личности (понятие, ее составляющие)

· Отношения личности

· Потребности личности

· Потребность в персонализации (А.В. Петровский)

Ø Выполните практическое задание:

· Провести методики изучения мотивации учебной деятельности, направленности личности, ценностных ориентаций.

· Представить результаты методик в виде таблицы и графических изображений, описать и проанализировать их. Сделать выводы.

Литература:

§ Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и её статус. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 134-140.

§ Бостанджиева Т.М.Психологический практикум для студентов. Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. – С. 25-32.

· Годфруа Ж.. Что такое психология. М., «Мир» ., 1996., в 2-х т., Т. 1. С. 240-257, 281-282, 289-293.

· Мерлин В. С.. Лекции по психологии мотивов. Пермь. , 1976. (Лк. 7, 12, 13).

· Рубинштейн С. Л.. Направленность личности. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 152-154.

· Мясищев В. Н.. Проблема отношений человека. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 147-148 («К вопросу о видах отношений»)

Семинар № 8 Интегративные психические образования: темперамент и характер (2 ч.).

План:

1. Краткий обзор учений о темпераменте и характере.

2. Физиологические основы темперамента. Виды темперамента.

3. Отличие темперамента и характера.

4. Понятие о характере.

5. Формирование характера.

6. Учет особенностей темперамента и характера в индивидуальном подходе учителя к ученику.

7. Акцентуация черт характера.

Литература:

· Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 613 – 633. - (Серия «Мастера психологии»).

· Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1088 с. (Серия «Мир психологии»).

· Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 457 - 475.

· Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Аитер, 2001. – 592 с.

· Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.

· Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типология личности. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 256 с.

· Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002. – 608 с. – (Серия «Мастера психологии»)

Методические рекомендации:

Ø Ответить на вопросы семинара.

Ø При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): темперамент, характер, акцентуации характера.

Ø Выделите существенные отличительные черты темперамента и характера.

Ø При подготовке к вопросу № 7, рассмотрите акцентуации характера у подростков, предложенные А.Е.Личко. Выделите особенности поведения подростков с разными типами акцентуаций характера. Проанализируйте их.

Семинар № 9. Методы изучения темперамента и характера (2 ч.).

Методические рекомендации:

Ø Выполните теоретическое задание: проанализируйте методы изучения темперамента и характера:

· тест Стреляу;

· патохарактерологический опросник;

· тест-опросник Г. Айзенка;

· тест изучения акцентуаций характера и т.д.

Ø Выполните практическое задание:

· провести тест-опросник Г. Айзенка.

· на основе результатов исследования составить сводную ведомость.

· проанализировать результаты и сделать выводы, указав какой тип темперамента преобладает.

Литература:

· Шапарь В.Б. и др. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.

· Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 613 – 633. - (Серия «Мастера психологии»).

· Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1088 с. (Серия «Мир психологии»).

· Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 457 - 475.

· Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типология личности. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 256 с.

· Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002. – 608 с. – (Серия «Мастера психологии

Наши рекомендации