Психологическое просвещение как вид деятельности педагога психолога
Как известно, просвещение — распространение знаний. Психологическое просвещение (ПП) - вид работы специалиста-психолога по распространению специальных (в данном случае психологических) знаний. По своей специфике ПП – это особый вариант педагогической деятельности, осуществляемый специалистом-психологом самостоятельно или в сотрудничестве с педагогом, журналистом, web-мастером и специалистом другого профиля, помогающим более эффективно достичь целей распространения психологических знаний.
Как важное направление в системе профилактической деятельности ПП было выделено еще в первые десятилетия развития отечественной психологической практики [1].
ПП - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания. Это основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает. ПП, осуществляемое практическим психологом, выполняет следующие четыре задачи:
- формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии в частности (психологизация социума);
- информирование населения по вопросам психологического знания;
- формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;
- профилактика дидактогений (ятрогений). См.: [4].
Кратко остановимся на таких составляющих психологического просвещения, как содержание, форма, средства.
Содержание ПП определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения, уровня общей и психологической культуры информируемого субъекта (отдельный человек, группа, коллектив, массовая аудитория) и социальной ситуации.
Формы ПП могут быть индивидуальные (беседа), групповые (тематический урок, родительское собрание), эстрадные представления (с участием субъекта-реципиента), публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др. Использование той или иной формы определяется как опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной ситуацией и информированностью аудитории для которой (или по запросу которой) проводится этот вид работы. Преподавание психологии, как учебного предмета в школах, тоже можно рассматривать как форму и средство ПП среди учащихся.
Средства ПП подразделяются на:
- вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика, размещаемая психологом в печатных и электронных СМИ [4].
- наглядные (плакат, буклет, памятка, психологический бюллетень, стенгазета и др.), интерактивные и т.п. [4]. «Иногда просвещение принимает нетрадиционные формы: психолог проводит урок вместе с учителем, направляя его деятельность в желаемое русло» (М.Степанова, 2003) [2].
Конечно, это условное разделение.
Практически безграничные, но мало реализованные на сегодня, возможности для психологического просвещения предоставляет Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т.п.) [6]. Использование ресурсов электронной почты, Skype-технологий создает условия оперативного и адресного доведения психологических знаний до адресата, и заменить безадресную ретиальную коммуникацию практического психолога [8] адресной – аксиальным вариантом Интернет-общения.
При проведении любого индивидуального, группового или аудиторного публичного выступления необходимо соблюдение этико-педагогического такта.
Успешность и результативность мероприятия по ПП зависят, в первую очередь, от авторитета психолога, учета им основных характеристик субъекта-реципиента информации (возраст, образование, интересы, наличие бытового и культурного опыта) и владения психологом, адресуемым для восприятия и усвоения субъекта-реципиента материалом.
В своих более ранних сообщениях мною были представлены определение ПП как варианта педагогической работы, его задачи, содержание, формы, средства и.т.п. в плане реализации общей задачи практической психологии по психологизации микро- и макросоциума, повышения психологической культуры населения [5;7].
Само собой разумеет, что это педагогический вид деятельности и как любая педагогическая деятельность, основывается на знаниях дидактики и, в ряде случаев, на знаниях специальной (коррекционной) дидактики [3].
Например, ПП среди учащихся немыслимо без учета особенностей их познавательной деятельности, без знания принципов обучения: воспитывающий характер обучения, всестороннее развитие личности ребенка, его сознательности и активности в усвоении знаний, учет возрастных особенностей, доступность предлагаемых сведений, индивидуальный подход к каждому ребенку и др.
Простая популяризация психологических знаний среди учащихся не даст действенного результата. Важно воспитывать у ребенка положительные стремления на примере конкретного человека, с одной стороны, и через активное вовлечение самих учащихся в процесс и формы ПП, с другой. Кроме этого, усвоение материала зависит от того, насколько он понятен, в частности, оснащен ли иллюстрациями (рисунками, схемами, другими наглядными пособиями), при традиционном характере технологии проведения мероприятия и видео- аудиоматериала, ppt-презентаций (MO PowerPoint), web-ресурсов при использовании современной информационной техники. С внедрением в учебно-образовательный процесс информационных технологий меняется роль с место наглядности, последняя поднимается до уровня дидактического принципа. Хотя теоретические вопросы этого явления ещё ждут своего экспериментального изучения и теоретического осмысления.
При всем при этом эффективной формой ПП является беседа, в процессе которой сообщается материал и задаются вопросы, чтобы привлечь внимание учащихся, использовать их практический опыт, активизировать сознательное участие в беседе. Такая структура бесед рекомендуется и для групповой индивидуальной работы с детьми. Конечно, материал беседы необходимо излагать доступно с учетом возраста и класса. Последовательность примерно следующая: сообщение темы беседы, затем выявление круга знаний учащихся по данной теме, сообщение новых данных, практический показ (если это необходимо) и заключение.
В конечном итоге ПП – это возделывание пашни, на которой будут всходить побеги, приносящие плоды реальной психологической помощи, и как известно, на хорошо удобренной почве легче взрастить обильный урожай, а на плохо возделанной – легче собрать скудные плоды [7]. Вероятно поэтому, о ПП в образовании (и, уж тем более, вне учреждений образования) больше разговоров, чем конкретных реальных мероприятий [9].
9.Роль психологической службы в образовании. Основыне задачи психологической службы.
Деятельность психологической службы образования затрагивает три направления:
1. психологическое обеспечение развивающего компонента образования,
2. психологическая помощь участникам образовательного процесса, сопровождение их в процессе решения задач образования и развития
3. совершенствование самой службы.
Каждое из этих направлений представлено на разных управленческих уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и уровне образовательного учреждения.
1) Психологическое обеспечение развивающего характера образования на уровне работы с системой предполагает мониторинг, проектирование и экспертизу психологических составляющих образования как системы развивающих возможностей.
Мониторинг как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза, позволяет принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных. Психологическая служба, не претендуя на проведение мониторинга системы образования в целом, способна на постоянной основе отслеживать информацию об объектах, явлениях и процессах, находящихся в сфере ее компетенции: динамику развития обучающихся, изменение их восприятия и отношения к определенным объектам и социальным явлениям и т.д. На основе данных, полученных с помощью психологического мониторинга, руководитель может оценить, в какой степени реализуются в подведомственной ему образовательной структуре принципы развивающего образования.
Проектирование в системе образования позволяет на идеальном уровне замысливать и на практическом - воплощать - систему социально-педагогических и психологических условий для решения задач развития учащихся. Проектирование в обязательном порядке должно учитывать возрастные особенности психики обучаемых, их восприимчивость кразличного рода воздействиям, возможность усваивать предлагаемые объемы информации и другие психологические характеристики. Это необходимо в рамках любого образовательного проекта, независимо от того проектируем ли мы образовательную программу, учебник, новое здание школы, программу профилактики зависимого поведения или образовательный маршрут. Психологическая составляющая в образовательном проектировании обязательно присутствует.
Психологическая экспертиза призвана оценить соответствие конкретной учебной программы, пособия, образовательной среды и т.д. поставленным задачам. В настоящее время индивидуальный образовательный маршрут обучающихся подвергается экспертизе и проектированию в рамках работы психолого-медико-педагогических комиссий. Необходима психологическая экспертиза учебников, профилактических программ, развивающих игр и игрушек.
Все три компонента работы с системой на разных управленческих уровнях реализуются через различные виды деятельности структурных подразделений службы.
2) Психологическая помощь участникам образовательного процесса и их сопровождение реализуется через психологическую профилактику, просвещение, диагностику, развитие (коррекцию) и консультативную деятельность. Это традиционные виды деятельности психолога образовательного учреждения, они подробно описаны в литературе, их специфика и содержательное наполнение определяется типом и видом образовательного учреждения, контингентом обучаемых, социокультурными факторами и т.д. Однако, важно, что все они обретают конкретную цель и метод в контексте целей развивающего образования.
Психологические службы учреждений высшего профессионального и дополнительного образования взрослых помимо работы с учащимися и студентами могут оказывать психологическую помощь специалистам системы образования, повышающим в них свою квалификацию. Именно здесь может осуществляться консультирование самих педагогов и психологов, снимая, таким образом, извечную дилемму: может ли психолог учреждения консультировать коллег, работающих с ним в одном учреждении по личным психологическим проблемам, или это противоречит профессиональным этическим принципам.
3) Активная и целенаправленная деятельность по развитию собственного кадрового, организационного, управленческого потенциала гарантирует эффективность психологической службы и ее востребованность системой образования. Самообразование, обмен опытом, наставничество внутри образовательного учреждения работают на саморазвитие службы. Формирование профессионального сообщества, придерживающегося единых этических норм, регулярное общение и обмен опытом с коллегами в рамках семинаров, конференций, форумов и конгрессов, научно-методическое и инструментальное обеспечение специалистов службы, создание научно-методических советов для решения актуальных проблем образования организационно и методически обеспечивают соответствие возможностей службы потребностям системы образования.
Задачи психологической службы образования
П.С. - организационная структура опред. совместную деятельность руковод. и спец-ов, гос. муниц. органов управления образованием и образ.учрежд. в системе обрназов. ориентир. на психолог. обеспечен. образ. процесса.
П.С. являетьсянеобход. компонентом в системе общего образ.создающим условие для личностного, интеллект и социального развития подрастающего поколения, а также для охраны здоровья всех участников образ процесса.
Цель ПС:содействие в создании ОУ социальной ситуации развития соответствующей индивидуальности и обеспечивающей псих условия для охраны здоровья и развития личности всех участн. обр. процесса.
Задачи ПС:
1. Содействие личностному и индивид.развитию детей.
2. Содействие гармонизации социально-психологич. климата.
3. Психол. обеспечение образ.программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям детей.
4. Выявление основных.психологических проблем, опред. причин и средств их разрешения.
5. Профилактика и преодоление отклонений в развитии детей.
6. Содействие в по внедрению в практику образ.достижение псих науки.
Основными средствами достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними.
Подведем итог всему сказанному.
Психологическая служба образования -- один из компонентов целостной системы образования страны.
Целью ее деятельности является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста.
Основной задачей -- содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства; основным средством -- создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности.
10.Психологическая профилактика
Психопрофилактическая работа – малоразработанный вид деятельности практического психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к психологической службе образования.
В психопрофилактике выделяют три уровня:
I уровень – так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами (т. е. 10 из 10 учащихся).
Многие авторы отмечают, что именно школы являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья, и рассматривают школьных психологов в качестве основных специалистов, проводящих в жизнь такую первичную профилактику.
II уровень – вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача – преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.
III уровень– третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения.
От I к III уровню действия психолога становятся менее активны относительно планирования и обеспечения службы. Заботой большинства американских школьных психологов является обеспечение II и III уровней, причем львиную долю времени занимает III уровень. Иными словами, большинство усилий школьных психологов направлено на работу с учащимися, которые уже испытывают трудности. Основная масса школьников остается без внимания психологов, если не считать прохождения ими традиционного систематического тестирования.
Ряд научных школ и обществ психологов США считают целесообразным рассматривать психологическую службу в школах как службу профилактики психического здоровья. Они доказывают, что школа имеет доступ к большому количеству детей в течение длительного времени и, таким образом, у школьных психологов и педагогов существуют значительные возможности влиять на социальное и эмоциональное развитие детей. Основная трудность в реализации этого требования заключается в том, что психологи и педагоги испытывают значительные сложности в разработке профилактических программ.
Мы также считаем, что смысл психопрофилактической деятельности в том, чтобы поддержать и укрепить психическое и психологическое здоровье детей и школьников.
Исходя из представлений о сущности психологической службы образования, можно дать следующее определение психопрофилактической работы.
Психопрофилактика – это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Психологическая профилактика предполагает:
1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;
2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.
Итак, мы говорим о психологической профилактике в тех случаях, когда психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.
Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка.
Основная сложность этой работы заключается в том, что психолог сталкивается, как правило, с непониманием педагогическим коллективом (и родителями) важности психопрофилактики. Почему это происходит? Вероятно потому, что в детском саду, школе столько явных проблем и с отдельными детьми, и с целыми коллективами, что взрослые не хотят думать о трудностях, которые еще только могут возникнуть. «То ли возникнут, то ли не возникнут, – думают воспитатели, учителя и родители, – нам бы с имеющимися трудностями справиться». Психолог не должен идти на поводу подобных рассуждений. Психологическая служба не сможет развиваться и приносить ощутимую пользу народному образованию, основываясь только на решении сиюминутных проблем. Она должна прогнозировать возможность появления этих проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Иными словами, психолог начинает психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, классом и пр., но он предупреждает эти сложности как возможные.
В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Можем сказать, что здесь мы наблюдаем самозапрос в чистом виде. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить, что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания детей. Здесь он хозяин положения.
Психограмма психолога
Личностные особенности, профессиональные умения психолога |
Понимание, стремление понять позицию других Дружелюбие, общительность Способность стать лидером Вежливость, обходительность Руководство здравым смыслом, следование предписаниям Жизнерадостность Терпеливость, упорство Большое чувство ответственности Способность выполнять работу, полную разнообразия Энтузиазм в трудовой деятельности Последовательность действий Схватывание новых идей, самостоятельность суждений Аккуратность и последовательность в работе Способность к планированию своего будущего Способность к устным высказываниям Хорошая память Способность обучать других Умение заботиться о больных Умение заботиться о посторонних |
Заключение.
Современная прикладная психология широко внедряется в различные сферы общественной жизни. Психологу-практику нередко приходится решать задачи, сходные по сути, но затрагивающие разные виды профессионального труда. Выделенные в пособии проблемы психологии труда составляют основу прикладных психологических исследований труда представителей самых разных профессий (массовых профессий сферы производства товаров и услуг, торговли и финансов, транспорта, здравоохранения, образования, юриспруденции, сферы искусства, средств массовой информации и т.д.).
В решении практических задач психология труда опирается на достижения общепсихологической теории деятельности, психологии развития (акмеологии, в частности), психологии личности и сознания, социальной и педагогической психологии, психофизиологии и эргономики. Однако она разрабатывает и специальные научные теории — теории «среднего уровня», направленные на решение конкретных задач, разработку специальных практико-ориентированных технологий.
Психология труда, таким образом, не сводится к сумме полезных советов, рецептов решения практических задач, ее успех и дальнейшее прогрессивное развитие всей прикладной психологии в области профессионального труда определяются продвижением в рефлексии научных и методических основ практики. При этом рефлексия психологов-специалистов необходима со стороны как самой практики по отношению к используемым теоретическим концепциям, так и существующих теоретических концепций по отношению к прикладным разработкам. Жизненно важны также историко-теоретические исследования развития данной отрасли психологической науки, изучение трансформации научных концепций, понятийного аппарата, методических средств психологов.