Алгоритм создания тренинга по технологичному подходу
Традиционная схема занятия (Вачков И., 2008):
1. Приветствие.
2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу «здесь и теперь», рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).
3. Предложение ведущим темы занятия (иногда она может определяться не исходя из предварительных замыслов ведущего, а формулироваться в результате запросов, высказанных участниками группы во время предыдущего шага).
4. Притча, рассказываемая ведущим (она служит своеобразным эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности задает некоторую программу подсознанию участников).
5. Разминочные упражнения.
6. Основная (рабочая) часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми – и те, и другие почти всегда заканчиваются обсуждением и рефлексией).
7. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему).
8. Резюмирование ведущего (по необходимости).
9. Прощание.
Вопросы для обсуждения:
1) Каковы основные роли ведущего тренинговой группой?
2) Назовите стили руководства группой. Какой из стилей вы считаете наиболее эффективным в тренинге? Почему?
3) Охарактеризуйте личность группового тренера.
4) Раскройте сущность основных видов компетентности тренера.
5) Что такое супервизорство и балинтовские группы?
6) Перечислите и охарактеризуйте факторы перспективности работы над тренингом.
7) Назовите подходы к созданию тренинга. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее эффективные?
8) Охарактеризуйте каждый этап создания тренинга в рамках технологичного подхода.
9) Что включает в себя традиционная схема тренингового занятия?
10) Что такое ритуалы в тренинге? Приведите примеры ритуалов.
11) Как используется метафора в тренинговой работе? Приведите примеры ее использования.
Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 18, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 30, 34, 37, 39, 40, 41, 45, 46, 47, 49, 50, 52, 53, 56, 58, 61, 63, 64, 66, 67, 72, 73, 74, 75, 80, 81, 83.
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
Задание 1.Проанализировать следующие инвестиционные паруса тренинга. Наметить пути повышения эффективности работы.
Рис.9
Инвестиционный парус 1
Рис.10
Инвестиционный парус 2
Рис.11
Инвестиционный парус 3
Рис.12
Инвестиционный парус 4
Рис.13
Инвестиционный парус 5
Задание 2. Законспектировать статью В.Э. Петухова «Когда психологический тренинг становится опасным» [53]. Ответить на вопросы:
1) Каковы первые признаки тренинга-подделки?
2) Перечислите распространенные схемы контроля над сознанием участника тренинга.
3) В чем заключается стадия «размораживания»?
4) Разъясните суть стадии «изменения».
5) Что подразумевается под стадией «замораживания»?
6) Какой эксперимент провели М. Дойч и Г. Джерард и как его данные связаны с психологическим тренингом?
7) Перечислите базовые права человека в групповом взаимодействии (ассертивный Билль о правах).
8) Как обезопасить себя от нежелательного психологического влияния?
Задание 3. Разработать, защитить в группе и провести отдельное тренинговое занятие по предложенной теме:
1. Тренинговое занятие на знакомство.
2. Групповая сплоченность.
3. Развитие уверенности в межличностных контактах.
4. Коммуникативная компетентность.
5. Невербальное общение.
6. Преодоление конфликтов в общении.
7. Лидерство в группе.
8. Мы – команда!
9. Эффективная самопрезентация.
10. Преодоление стрессов.
11. Преодоление страха сессии.
12. Навыки саморегуляции.
13. Формирование здорового образа жизни.
14. Личностный рост.
15. Внутренний мир личности.
16. Я и мои родители.
17. Я и мои учителя.
18. Я и противоположный пол.
19. Я и мои друзья.
20. Идеальное Я личности.
21. Жизненная перспектива.
22. Психосинтез личности.
23. Я и деньги.
24. Телесное Я.
25. Развитие творческих способностей.
Задание 4. В парах разработать программу психологического тренинга для студентов или старшеклассников по предложенным темам:
1. Тренинг групповой сплоченности.
2. Тренинг личностного роста.
3. Тренинг преодоления конфликтов.
4. Тренинг гендерного взаимодействия.
5. Тренинг уверенности в себе.
6. Тренинг по преодолению стресса.
7. Тренинг лидерства.
8. Тренинг по развитию творческих способностей.
9. Тренинг эффективной коммуникации.
10. Тренинг преодоления зависимостей.
11. Тренинг самопознания.
12. Тренинг развития познавательных процессов.
13. Тренинг по преодолению агрессивности.