Алгоритм создания традиционной выставки

  1. Выбор темы.
  2. Определение целевого и читательского назначения.
  3. Составление и утверждения макета (плана) выставки: определение структуры (разделов).
  4. Разработка концепции оформления, дизайна выставки.
  5. Утверждение общей концепции выставки.
  6. Подготовка материалов к выставке: книги, статьи из периодических изданий, общий заголовок, рубрики, цитаты, информационные реперзентанты, аудиоматериалы, библиографические издания библиотеки по теме: списки литературы библиографические указатели, буклеты, дайджесты). Каждое издание должно сопровождаться карточкой с библиографическим описанием, экспонат – этикеткой.

Информационные реперзентанты выполняют роль справочного материала и необходимы в том случае, если нужно уточнить информацию. Они представляют собой небольшие, лаконичные тексты.

Например, выставка «Лауреаты премии «Большая книга-2015» должна включать в себя реперзентант, в котором заключена краткая информация о самой премии, наиболее интересных ее участниках и лауреатах разных лет (тем более не все книги этой премии есть на выставке и в фонде библиотеки).

Оформление этикетки: название экспоната, его видовая принадлежность, происхождение экспоната (источник получения), краткое описание. Пример: «Максим Горький на пне», фарфоровая скульптура, Ломоносовский фарфоровый завод, 1950-е г.г., бисквит, высота - 30 см.

  1. Монтаж, оформление выставки. Расстановка книг допускается различная: книга может демонстрировать обложку, титульный лист, внутреннюю иллюстрацию. Для наилучшего восприятия экспонатов между ними должно быть расстояние (воздух). Для книг, иллюстраций необходимо использовать подставки; для цитат, реперзентантов, заголовков можно использовать фото-рамки разной величины. После расстановки книг следует размещение иллюстративного материала (фото, рисунки, карты, плакаты ит.д.) Рекомендовано иллюстрации закреплять и представлять в вертикальном положении в паспарту, в пластиковых подставках. Если иллюстрации нестандартных больших размеров – можно крепить их рядом на стене также в рамках. Последний этап – расстановка этикетажа (сопровождающий текстовой материал). Этикетаж должен быть в единой цветовой гамме и шрифтеДолжно соблюдаться единообразие в оформлении цитат, заголовков разделов.
  2. Докомплектование выставки.
  3. Реклама выставки.
  4. Учет, анализ эффективности.

Как планировать тематику выставок:

- по потребности читателей (например, часто запрашивается тема «Туризм по российским курортам»);

- по актуальность, датам (например, Год кино).

Что такое тема выставки?

Тема – актуальная, интересная читателям проблема, заложенная в содержание выставки. Тема должна быть конкретной, тогда выставка получается интересной.

Пример, к Всемирному дню казачества (10 ноября) – выставка на тему «Церковь и казачество: союз во благо Отечества».

Вместе с тем не надо путать тему и название выставки. Если тема – это о чем, то название – это как воплощается это о чем.

Название – это детальное, образное выражение смыслового потенциала темы.

Примеры:

Тема «Коллекции Эрмитажа» – название «Краса и роскошь Северной Пальмиры».

Тема «Любовь в жизни великих» – название «Как Млечный Путь, любовь твоя» (М. Волошин).

Что такое общая концепция выставки?

Концепция – основная мысль, идея выставки.

Даже в большей степени, чем с темой концепция взаимосвязана с названием.

Примеры:

Тема: «Судьба В. Высоцкого». Название: «И стал я великим, а был я живым». Концепция: показать трагическую неоднозначность натуры поэта, расхождение «забронзовелости» посмертного облика и конкретного человека.

Тема: «Национальная суть писательского таланта И. Бунина». Название: «Последний луч чудного русского дня».

Каким должно быть название: основные требования и методика

Знаменитый исследователь рекламы Альфред Политу на вопрос, какие элементы печатной рекламы являются самым и важными, сказал, что «самыми важными элементами печатной рекламы являются заголовки, поскольку некоторые люди читают только их».

Действительно, общее название выставки должно обязательно привлечь внимание читателей, вызвать удивление, любопытство, ощущение интриги.

Некоторые рекомендации к формулировке названий

- информационноѐмкость (четко передается суть): «Крым – гордость и слава России»;

- лаконичность (4 -5 слов);

- названием выставки может стать крылатая фраза, афоризм, пословица, поговорка, строчка из стиха или песни: «Раз в крещенский вечерок», «Как элегантна осень в городе» и т.д.;

- название должно быть образным, привлекательным: «Золотой полуостров у Черного моря»;

- желательно, чтобы название отражало читательское назначение («Возраст мудрости, тепла и доброты» – ко Дню пожилого человека), а также имело адресность (например: вместо заголовка «Новые поступления» – «Все новое – для Вас!», или ко Дню пожилого человека – «Тепло души вам дарим, дорогие!»), в этом случае часто используется глагол повелительного наклонения («Не загоняй себя в ловушку»);

-при формулировке названия необходимо избегать штампов, оно должно быть нетривиальным: например, не «Литература скандинавских стран», а «Валгаллы белое вино», не «Главный герой романа «Тихий Дон», а «Григорий Мехехов – Гамлет русской литературы»;

- в названиях нельзя допускать двусмысленности. Антипримеры: «Скромное обаяние вредных привычек», «Животные в моей семье», «Наркотики – это смерть! Твой выбор!», «Удиви родителей – прочти книгу!». Также не допустимы двусмысленности в расположении заголовков и подзаголовков. Антипример: годы жизни поэта расположены рядом с фамилией коллекционера, чьи экспонаты представлены на выставке.

- с осторожностью необходимо использовать наукообразные или малоизвестные слова, даже при создании выставок околонаучной тематики. Антипример: «Семантическое поле книг А. Солженицына».

- можно изобретать названия на основе литературных аллюзий: «Крым Отечества» (ср. «Дым Отечества нам сладок и приятен» А. Грибоедова), «Земля тревоги нашей» (ср. «Зима тревоги нашей» Д. Стейнбека).

- название может нести в себе некоторую загадку: «Беспокойное сердце России» (о Солженицыне), «Несравненный Трубадур повседневности» (о Чехове).

- название можно изобрести, используя узнаваемый образ, связанный с той персоналией, которой посвящена выставка: «Солнечный удар классика» (И. Бунин), «Архипелаг совести и чести» (Солженицын);

- если в названии напрямую не отражено имя персоналии или событие, то обязательно нужно делать подзаголовок: «Правофланговый донской писательской роты» (к 100-летию А. Калинина), «И терн сопутствует венцу» (Средневековая западноевропейская поэзия), «Зов далеких звезд» (ко Дню космонавтики).

Для чего нужно работать над названием?

Суть названия – рекламная и смысловая. Библиотекарю при подготовке выставки важно улавливать разнообразные смысловые нюансы проблемы, а также понимать рекламную функцию выставки. Поскольку выставка – это зеркало библиотеки, то она должна быть эталоном культуры, интеллекта, речевого этикета

Подробнее о методике составления названий к культурно-досуговым мероприятиям – «Методический вестник. Выпуск № 14» (на 2015г).

Кроме темы, надо хорошо продумать и читательский адрес будущей выставки: для младших школьников, подростков или их родителей. От этого будут зависеть концепция, название, выбор книг и экспонатов и все последующие этапы работы над выставкой.

Количество книг

Конкретной цифры нет. Примерное количество книг на стеллажной выставке – 8-10, на внутриполочной – 3-4. Также количество зависит от объема фонда, типа выставки, места расположения, размера выставочного стеллажа. Выставка не должна выглядеть пустой, но она не должна быть и перегруженной.

По времени

Выставки бывают временные (до 2-х недель) и постоянные (Уголки писателя).

Критерии отбора изданий на выставку:

- актуальность, современность;

- соответствие читательскому назначению;

- разнообразие рассмотрение темы, дискуссионность;

- краеведческий аспект;

- уровень полиграфического оформления.

Предпочтение отдается документам, содержащим новую информацию и имеющим привлекательный внешний вид.

Структура выставки

Обычно выставка состоит из 3-4 разделов, а материал расположен в логической или хронологической последовательности. Основной принцип расположения материалов: от общего – к частному. Например, выставка ко дню космонавтики «Открылась бездна звезд полна…» может иметь такую структуру: 1- История освоения космоса. 2- Великие советские и российские космонавты. 3- Космос в художественной литературе.

При создании экспозиции строить ее надо так, чтобы читатель с легкостью в ней ориентировался; выставка должна рассматриваться как рассказ, который следует изложить понятно и доходчиво.

Наши рекомендации