Раскрыть особенности и динамику психического развития детей подросткового возраста. Проанализировать причины и раскрыть картину протекания кризиса подросткового возраста.
В подростковом возрасте организм детей перестраивается и претерпевает ряд изменений.
Первой начинает меняться их эндокринная система. В кровь поступает множество гормонов, способствующих развитию и росту тканей. Дети начинают быстро расти. В это же время происходит их половое созревание. У мальчиков эти процессы происходят в 13–15 лет, тогда как у девочек – в 11–13.
Скелетно-мышечная система подростков также изменяется. Поскольку в этот период происходит скачок в росте, то эти перемены ярко выражены…
Половое созревание является важным моментом в становлении ребенка как личности. Внешние изменения делают его похожим на взрослых, и ребенок начинает ощущать себя иначе (старше, взрослее, самостоятельнее).
Психические процессы, как и физиологические, также претерпевают изменения. В этом возрасте ребенок начинает осознанно управлять собственными мыслительными операциями. Это влияет на все психические функции: память, восприятие, внимание. Ребенка увлекает само мышление, то, что он может оперировать различными понятиями, гипотезами. Восприятие ребенка становится более осмысленным.
Память проходит процесс интеллектуализации. Иными словами, ребенок запоминает информацию целенаправленно, осознанно.
В I период возрастает значение функцииобщения. Происходит социализация личности. Ребенок усваивает моральные нормы и правила.
18. Раскройте особенности развития психических функций и психологических новообразований в подростковом возрасте.
Личность подростка только начинает формироваться. Большое значение имеет самосознание. Впервые ребенок узнает о себе в семье. Именно со слов родителей ребенок узнает, какой он, и составляет мнение о себе, в зависимости от которого в дальнейшем выстраивает отношения с другими людьми. Это является важным моментом, так как ребенок начинает ставить перед собой определенные цели, достижение которых продиктовано его пониманием своих возможностей и потребностей. Потребность в понимании себя характерна для подростков. Самосознание ребенка выполняет важную функцию – социально-регуляторную. Понимая и изучая себя, подросток в первую очередь выявляет свои недостатки. У него появляется желание их устранить. По прошествии времени ребенок начинает осознавать все свои индивидуальные особенности (как отрицательные, так и положительные). С этого момента он старается реально оценивать свои возможности и достоинства.
Для этого возраста характерно желание быть похожим на кого-то, т. е. создание устойчивых идеалов. Для подростков, только вступивших в подростковый период, важными критериями в выборе идеала являются не личностные качества человека, а наиболее типичное его поведение, поступки.
В этот период дети в большей степени стремятся к общению со сверстниками, формируются межличностные контакты, у подростков возрастает желание быть в какой-то группе, коллективе.
В это же время ребенок становится более самостоятельным, формируется как личность, иначе начинает смотреть на окружающих и внешний мир. Эти особенности психики ребенка перерастают в подростковый комплекс, в который входят:
1) мнение окружающих по поводу их внешности, возможностей, умений и т. д.;
2) самонадеянность (подростки достаточно резко высказываются в отношении других, считая свое мнение единственно верным);
3) полярные чувства, поступки и поведение. Так, они могут быть жестокими и милосердными, развязными и скромными, могут быть против общепризнанных людей и поклоняться случайному идеалу и пр.
Для подростков также характерна акцентуация характера. В этот период они очень эмоциональны, возбудимы, их настроение может быстро меняться и т. д. Эти процессы связаны с формированием личности, характера.
Симптомы и основные личностные новообразования кризиса подросткового возраста
(10-12лет) Отриц.сторона(Выготский): набор симптомов у каждого подростка свой; проявление симпт.зависит от ситуации (может проявл.в семье и отсутств.в школе), неоднородность и сложность поведения. Симптомы: протестующий характер общения со взрослыми, раздражительность, агрессивность, демонстрат. поведения, апатия, утомляемость, падение школьн.успеваемости, попытки отделения от взрослых. Положит.сторона: «чувтсвово взрослости»-стремление казаться взрослым, неуверенность в своей взрослоти, начинает осозновать свое социальноеЯ. Нужно спокойно общаться на равных, контролировать
19. Проанализируйте причины и раскройте картину протекания кризиса подросткового возраста.
подросткового возраста проходит три фазы:
- негативную (предкритическую) - фазу ломки старых привычек, стереотипов;
- кульминационную (как правило, это 13 лет, хотя возможны значительные индивидуальные варианты);
- посткритическую - фазу формирования новых структур, построения новых отношений.
Два пути протекания возрастных кризисов (Л.С. Выготский):
- кризис независимости (наиболее распространенный), симптомами которого являются упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, протест-бунт, ревность к собственности (требование не входить в комнату, не трогать ничего на столе, "не лезть в душу"); вариант самоопределения "Я уже не ребенок";
- кризис зависимости, симптомы которого противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших, регресс к старым интересам, формам поведения (если развитие осуществляется по этому пути, то в дальнейшем может проявиться запоздалый кризис 17-18 лет); вариант самоопределения "Я ребенок и хочу оставаться им".
С точки зрения развития наиболее благоприятным является первый вариант, однако, как правило, в симптомах кризиса присутствуют обе тенденции, одна из которых доминирует. Даже для здоровых подростков в этот период характерны неустойчивость настроения, физического состояния, самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания.
Таким образом, подростковый возраст - это период возрастного кризиса, позитивный смысл которого состоит в удовлетворении подростком потребности в самопознании и самоутверждении через борьбу за независимость в относительно безопасных условиях, не принимающую крайних форм, при этом кризисные симптомы - это эпизодические явления, интенсивность и способы, выражения которых различны. Особенности проявления и протекания подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития, положением подростка в мире взрослых.