Раскрыть особенности и динамику развития ребенка младенческого возраста. Объяснить сущность периода новорожденности.

Ребенок появляется на свет беспомощным, имеющим лишь очень ограниченный набор безусловных рефлексов (сосательный, ориентировочный, оборонительный) и некоторых двигательных – атавистических рефлексов (цеплятельный, плавательный, отталкивания).

Процесс познания окружающего мира начинается с момента рождения.

Первым активно развиваться начинает зрение. Месячный ребенок способен производить следящие движения глазами, сначала в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной, а к двум месяцам начинают фиксироваться элементарные движения глаз.

На втором месяце жизни возникает зрительное сосредоточение, однако вплоть до 2 – 4 месячного возраста зрение младенца еще относительно слабое. Примерно со второго месяца младенец способен различать простые цвета, а на 3 – 4 – формы предметов.

На втором месяце жизни ребенок начинает проявлять эмоционально-двигательное возбуждение, если взрослый начинает с ним общаться («комплекс оживления»).

3 – 4 месячный малыш своим поведением демонстрирует предпочтение общению со знакомыми ему людьми. Около восьми месяцев ребенок беспокоится, если видит незнакомого человека или попадает в незнакомую обстановку, даже если рядом находится мама. Это чувство боязни продолжает прогрессировать и достигает максимума примерно к 14—18 месяцам жизни ребенка, а затем постепенно угасает.

Вскоре после рождения ребенок в состоянии различать тембр, громкость и высоту звуков, после 3 – 4 месяцев узнает лицо и голос матери в любое время дня, а в 8 – 12 месяцев – предметы, причем даже по отдельным частям.

В это время начинается активный поиск внезапно исчезнувших из поля зрения предметов, что говорит о способности ребенка сохранять в памяти образ предмета. Самостоятельное передвижение в пространстве приводит к развитию восприятия глубины у младенца. В течение второго полугодия первого года жизни ребенок может восстановить образ предмета по памяти.

Во второй половине первого полугодия ребенок начинает выразительными движениями реагировать на речь взрослого, что может свидетельствовать о понимании младенцем этой речи.

В 6 – 6,5 месяцев ребенок способен связать предмет со словом, его обозначающим. К концу первого года жизни малыш понимает приблизительно 10—20 слов. 7 – 8 месячный ребенок выполняет простые движения в соответствии со словесной инструкцией, а в последние месяцы первого года может устанавливать простейшие связи между предметами.

3. Утверждение, что личностное развитие ребенка начинается с 2 – 3 лет, не совсем верно. Это справедливо лишь в отношении проявления внешних признаков, однако процесс образования этих личностных свойств начинается гораздо раньше их внешнего проявления.

Такие выводы можно сделать, исходя из следующих положений:

1) никакое психологическое качество сразу же в готовом виде не появляется;

2) многие личностные качества проявляются лишь по прошествии довольно длительного времени с того момента, когда они начали формироваться.

Кризис новорожденности (от рождения до 2 месяцев). Симптомы: отрицательные формы повдения (потеря в весе). Появление индивидуальной психической жизни, которая проявляется через потребность в общении. Проявляется в социальной улыбке. Что должны делать взрослые: ухаживать за ребенком.

Границы возраста – от рождения до 1 года. В этом возрастном периоде выделяют этап новорожденности (1 – 2 месяца) и этап собственно младенческого возраста (2 – 12 месяцев). Их сравнительная характеристика представлена в таблице 2.

Развитие новорожденного

Ведущая деятельность: взаимодействие (тактильное, зрительное, слуховое, речевое, эмоциональное) с матерью.

Психологические новообразования возраста: слуховое и зрительное сосредоточение, комплекс оживления.

Особенности развития двигательной сферы: двигательная расторможенность; нескоординированность движений рук, ног, глаз и головы; преобладание безусловных (врожденных) рефлексов (рефлекс шагания, хватательный рефлекс, плавательный рефлекс и др.).

Особенности развития познавательной сферы: развиты вкусовые и тактильные ощущения; наблюдается легкая тугоухость, она пропадает через 2-3 недели, а также легкой степени близорукость (так как хрусталик глаза еще не адаптировался к воздушной среде), которая исчезает на 4-5 неделе жизни; преобладают ориентировочный рефлекс и фрагментарное восприятие.

Особенности развития личностной сферы: преобладают рефлекторные эмоции (нахмуривание во сне, непроизвольная улыбка, плач и др.) и биологические потребности: во сне, еде, тепле, сухости и др.

Особенности развития социальной сферы: физическая адаптация новорожденного к условиям жизни; полная зависимость ребенка от матери (или взрослого ее заменяющего).

Кризис новорожденности.

Основа кризиса связана с физическим отрывом ребенка от матери, что вызывает появление беспокойства малыша. Новые условия жизни заставляют организм перестраиваться. Теперь необходимо самостоятельно дышать, глотать и переваривать пищу, поддерживать температуру тела, осуществлять различные ненужные выделения из организма и многое другое. Причиной такой перестройки называют смену условий развития + сопровождается включением адаптационных механизмов нервной системы и внутренних органов к различному воздействию (пища, пеленание, воздух разной температуры, руки человека и др.) на ребенка.

Наши рекомендации