Возрастные особенности детей подросткового возраста

Выявим психологические особенности подростков. Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым.

Л.С.Выготский центральным и специфическим новообразованием отрочества считал, чувство взрослости.

Л.С. Выготский указал еще на новообразование подросткового возраста – развитие рефлексии и на ее основе самосознания.

Формы общественно полезной деятельности могут быть любыми. Но если учебная деятельность систематизирована, то общественно полезная часто игнорируется или организуется на формальном уровне.

По Л.С. Выготскому в социальной ситуации развития подростков наличествуют две тенденции:

1. Тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, родительская опека).

2. Овзросляющая.

Для большинства подростков данный период становится периодом разрушения и отмирания старых интересов, периодом созревания новой биологической основы.

Л.С. Выготский писал: "Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком" [17].

У многих подростков появляется интерес к сложным областям знания. Этот интерес может сопровождаться и любопытством, и видением своего профессионального будущего.

Подростковый возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы, интеллектуальной сферы, сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но более всего — личностной сферы, самосознания. Э. Эриксон говорит о формировании «Я»-идентичности в этом возрасте.

Л.С. Выготским было введено понятие зоны развития. Обобщенно можно выделить следующие зоны развития в подростковом возрасте:

1. Пубертатное развитие (от9-11 до 18 лет). В течение относительно короткого промежутка времени, тело ребенка претерпевает изменения.

2. Когнитивное развитие (от 11-12 до 16 лет). Развитие интеллектуальной сферы подростка, характеризуется количественными, качественными изменениями. Становление когнитивных способностей отмечено достижениями: 1) абстрактное мышление 2) расширенная временная перспектива.

3. Преобразования социализации (от 12-13 до 18-19 лет). Преобладает влияние группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса.

4. Становление идентичности (от 13-14 лет до 20-21). В течение всего подросткового возраста формируется новая субъективная реальность.

Э.Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Для него важно то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. В зависимости от переживания высших ценностей личность формируется по-разному. Им описано 6 типов ценностей и, соответственно, типов личности: теоретический, эстетический, экономический, социальный, политический, религиозный.

Подростку и старшекласснику проблемы, стоящие перед ним, кажутся чрезвычайно важными. Этому возрасту присущи сильные колебания эмоционального состояния, нежелание принимать на себя серьезные обязательства, ощущение, что общество их не понимает и не принимает. Нормальной и почти универсальной техникой адаптации подростков к социуму служит обращение за поддержкой сверстников. Не ощущая себя сложившейся личностью, подросток предпочитает безопасность группы ужасу остаться наедине с самим собой.

В подростковом возрасте происходит активное развитие познавательных процессов. Рассмотрим их более подробно.

В подростковом возрасте начинают формироваться элементы теоретического мышления. Его специфическое качество – способность рассуждать гипотетико-дедуктивно (от общего к частному), т.е. на основе одних общих посылок путем построения гипотез и их проверки. Здесь все идет в словесном плане, а содержанием теоретического мышления является высказывание в словах или других знаковых системах. Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач – важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. Своеобразие этого уровня развития мышления состоит не только в развитии абстракции, но и в том, что предметом внимания, анализа и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Поэтому такое мышление называется рефлексивным. Разумеется, далеко не все подростки достигают равного уровня в развитии мышления, но в целом для них характерно: 1) осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими; 2) более контролируемой и управляемой становится речь; 3) интеллектуализация процессов восприятия; 4) формирование установки на размышление [8, с. 88].

Восприятие подростка становится избирательным, це­ленаправленным, анализирующим. Оно более содержа­тельно, последовательно, планомерно. Подросток спосо­бен к тонкому анализу воспринимаемых объектов. Внимание подростка характеризуется не только объе­мом, но и специфической избирательностью. Оно стано­вится все более произвольным и может быть преднамерен­ным. Подросток может сохранять длительное время устой­чивость и высокую интенсивность внимания. У него вырабатывается умение быстро концентрировать и четко распределять свое внимание. Внимание подростка стано­вится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью (в случае послепроизвольного внимания). Память приобретает избирательный характер.

Память полностью интеллектуализируется: объем памяти увели­чивается в основном за счет логического осмысливания материала. Наблюдается увеличение объема памяти, нара­стает полнота, системность и точность воспроизводимого материала, запоминание и воспроизведение опирается на смысловые связи. Становится доступным запоминание абстрактного материала.

Согласно Л. С. Выготскому, существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Гово­ря о фантазии подростка, Л. С. Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скры­вается обычно от людей, которая становится исключи­тельно субъективной формой мышления, мышления иск­лючительно для себя». Подросток прячет свои фантазии «как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии» [8, с. 250].

Технологическая карта занятий для учащихся 8 класса по теме «Комбтнаторика». Содержание наглядных пособий для учащихся 8 класса по теме «Комбинаторная композиция в орнаменте»

Наши рекомендации