Раскрыть психологические особенности и динамку их развития в раннем детском возрасте. Объяснить сущность и механизмы кризиса психического развития ребенка 3-х лет.

Раннее детство (1-3мгода)

Особенности отношения ребенка к действительности: связанность ситуации и полевое поведение (от каждго предмета исходит аффект, создающий мотивацию у ребенка).

Сознание ребенка характеризуется:

· единством сенсорики и моторики — все, что ребенок видит, он хочет потрогать. За каждым восприятием следует действие.

· «окрашенным восприятием» - восприятие и аффект связаны (аффективно-рецептивное единство)

Два закона детского развития:

-функции, как и части тела, развиваются не пропорционально и равномерно, а в каждом возрасте есть доминирующая функция.

-наиболее фундаментальные функции, которые нужны сначала, которые обосновывают другие, развиваются раньше.

В раннем возрасте ведущей функцией является восприятие, на его основе работает мышление и память.

Сознание---выражается в том, что ребенок не различает своих представлений и чужих; он не знает, что то, что он думает, понятно только ему, а не окружающим. Но из этого сознания выделяется сознание «я». Сначало это проявляется в действиях ребенка — он разграничивает, где его действия, а где действия других (я хочу сам!) - мы наблюдаем это в возмущении ребенка, когда что-то делают за него, а он хочет действовать сам. Но при этом сначала в его сознании, внутреннем плане, сохраняется единство «мы».

Типы деятельностей ребенка: Игра. Игра - это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие. В раннем детстве создания мнимой ситуации еще не происходит. Ребенок не берет на себя роль. Это как бы игра.

Овладение ребенком речью расшатывает сенсомоторное единство и ситуационность.

Развитие речи= развитие значений слов через обобщение и абстрагирование.

Слово для ребенка есть обозначение либо самого предмета, либо свойства предмета, которое от него трудно отделить.

До года ребенок уже может называть вещи своими именами. Он имеет богатый опыт познания окружающего мира, у него сложилось представление о родителях, пище, об окружающей обстановке, игрушках. В развитии речи были выделены следующие этапы:

1) слоги (вместо слов);

2) слова-предложения;

3) двухсловные предложения (например, «мама сюда»);

4) предложения из трех или более слов;

5) правильная речь (грамматически согласованные предложения).

Развитие памяти.К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад.

В раннем возрасте память реализуется в активном восприятии (узнавании).

Процесс восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, признаков, свойств; составлении на их основе определенного образа; соотнесении данных образов-эталонов с предметами окружающего мира.

Развитие мышления-от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т. е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами. Внутреннее развитие мышления идет таким образом: развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия. Особенностью мышления в раннем детстве является синкретизм (нерасчлененность).Мышление представляет собой наглядно-практическое переструктурирование ситуации, воспринимаемого поля. Сильнее всего мышление развито в обобщении. В этот период ребенок говорит и с ним говорят по поводу того, что он видит. Стоя перед вещами, он их номинирует, и здесь выступает связь их с предметной отнесенностью.

Центральным новообразованием раннего детства является именно возникновение сознания в собственном смысле слова. Ранний возраст и есть та стадия, когда возникает смысловое и системное строение сознания.

Личностная социализация развивается наряду с развитием познавательной сферы. В первую очередь происходит ребенка, так как, наблюдая за взрослыми, он старается подражать им: делать так, как делают они, вести себя так, как они ведут себя в тех или иных ситуациях. Наблюдение за поведением людей и подражание им становится одним из основных источников личностной социализации ребенка.

В раннем детстве происходит становление самосознания. Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Отмечается развитие самостоятельности.

У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д.

Кризис трех лет +11 вопрос

Э. Келер признаки (семизвездье кризиса):

-Негативизм— ребенок не делает что-то потому, что его об этом попросили (сдвиг мотивировок). Иногда ребенок не делает что-то даже вопреки своему аффективному желанию. Это стремление сделать наоборот тому, что говорят. Два важным момента: социальность негативизма (направлен на взрослого, а не на содержание его слов), контроль ребенком своего аффекта.

-Упрямство —такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Мотив — его первоначальное решение. Ноупрямствонаправлено не на взрослого, а на самого себя.

-Строптивость — направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем «да ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Это установка не по отношению к человеку, а к образу жизни, нормам в целом. Она направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании.

-Своеволие — стремление ребенка к самостоятельности. Он все хочет делать сам.

Второстепенные признаки:

-Протест-бунт — общее состояние ребенка «войны со всем миром», протестующий характер его действий.

-Обесценивание взрослых — ребенок как бы обесценивает взрослых, их слова, может часто ссориться, ругаться. Обесценивание может касаться и старых игрушек, и т.п.

-Деспотизм— у единственного ребенка - желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. У ребенка в семье с сибсами проявляется как ревность.

Этот кризис — протест против форм и воспитания и сложившемуся социальному отношению к ребенку. Вырастает его активность и самостоятельность. По мнению некоторых исследователей, это стадия эмансипации.

Из первого списка симптомов вытекает второй пояс симптомов: следствие установки на самостоятельность. Они выражаются как невротические реакции, детские истерики. Это сильное заострение черт упрямства, негативизма и т.д. Когда ребенок не в состоянии протестовать иначе, он устраивает такой припадок. Это осложнение кризиса трех лет.

Наши рекомендации