Специфика прикладного исследования в социальной психологии.
Бурное развитие социально-псих. иссл-ний в нашей стране в значит. мере стимулировано практическими запросами, кот. требуют достаточно быстрых решений. Это наложило свою специфику на становление самой научной дисциплины: В с.п. имеет место определенный «обгон» фундам. иссл-ний со стороны прикладных работ. Такая ситуация порождает как положит., так и отрицат. моменты для развития с.п.
Полож.- есть запрос- есть финансирование. Отриц. моменты порождены тем, что с.п. зачастую не готова ответить на некоторые вопросы, поставленные практикой, но в условиях острой общ. потребности она дает эти ответы. Иногда бывает относительно низкое качество прикладных исследований потому, что уровень развития науки не всегда позволяет дать всесторонний и глубокий ответ на практический вопрос. В этой ситуации социальному психологу лучше очертить круг собств. возможностей и отвести вопросы, на кот. дать ответ нельзя на данном уровне развития науки, чтобы не нанести ей урон.
26. Раскрыть сущность предмета и содержание основных задач современной возрастной психологии. Дать характеристику методов психологического исследования возрастной психологии.
Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.
Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек; раскрытие закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания — различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека.
Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
Основная задачам- исследование целостного психического развития на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти, сверхзадача — изучение изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире.
Теоретические задачи возрастной психологии:
— изучение движущих сил, источников развития на всем протяжении жизненного пути чел.;
— периодизация психического развития в онтогенезе;
— изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);
— установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;
— исследование возрастного развития личности.
Практическое значение ВПС связано в первую очередь с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, о типических возрастных проблемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя.
Практические задачи возрастной психологии:
— определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;
— создание службы контроля за ходом психического развития, здоровья детей;
— возрастная и клиническая диагностика;
— выполнение функции пс сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;
—оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).
2. Охарактеризуйте методы психологического исследования по классификации Б.Г. Ананьева.
По Ананьеву. В зависимости от этапов исследования, выделяются четыре группы
1. Организационные. На их основе строится исследование в целом. К ним относятся:
Сравнительный метод. Сопоставление результатов нескольких испытуемых, двух групп, сравниваются показатели, полученные в разные периоды времени.
Лонгитюдный метод построен на длительном по времени прослеживании психического развития или изменения одних и тех же параметров у одной и той же группы испытуемых.
Комплексный метод состоит в систематической организации двух предыдущих.
2. Эмпирические методы.
Наблюдение. Оно требует постановки цели, планирования, протокола. Может быть сплошным и выборочным. Главное – это адекватная психологическая интерпретация результатов наблюдения. Преимущество - деятельность человека протекает в естественных для него условиях. Недостаток – невозможность повторить результат метода, трудно отделить случайные факты от закономерностей.
Самонаблюдение (интроспекция) – внутреннее наблюдение человека за собственными психическими явлениями.
Эксперимент – основной метод современной психологии. Он позволяет задействовать у испытуемого любой интересующий исследователя процесс. Можно целенаправленно организовывать течение изучаемого процесса, меняя, уменьшая, увеличивая или исключая условия эксперимента. Полученные материалы позволяют и с необходимостью предполагают строгую количественную обработку, математическое описание и моделирование всего явления в целом.
Тест – стандартизированное кратковременное испытание отдельных психологических качеств. Применяется для выявления различий по интеллекту и специальных способностей. Характеризуется относительной простотой процедуры и оборудования, кратковременностью, непосредственная фиксация результата.
Анкета – всевозможные вариации тестов, использование и интерпретация которых не требует профессионализма. Это психологическое исследование путём массового опроса. Даёт только предварительную ориентировку в материале.
Беседа предполагает специальную подготовку психолога, свои правила поведения и поведения исследователя. Он состоит в том, что некоторые явления психики изучаются посредством анализа словесной реакции человека на специально подготовленные вопросы, которые вытекают из анализа.
Праксиметрические методы разработаны в рамках психологии труда при изучении различных человеческих операций, движений, действий, профессионального поведения (хронометрия, циклография).
Анализ продуктов деятельности – это комплексное изучение результатов труда. Это может быть как детский рисунок, школьное сочинение, так и произведение писателя.
Биографический метод предполагает пс анализ жизненного пути, биографии человека.
3. Методы обработки полученных результатов. Единство количественного и качественного анализа. Обработка результатов – это всегда творческий, поисковый процесс, предполагающий набор адекватных математических средств.
4. Интерпретационные методы, направленные на теоретическое объяснение, психологическую трактовку изучаемого явления или свойства. Здесь всегда существует комплексный, системный набор вариантов генетического, функционального и структурного методов, замыкающих общий цикл психологического исследования.