Проанализировать понятие установки в общей и социальной психологии. Методы измерения установок.

Под установкой принято понимать благоприятную или неблагоприятную оценочную реакцию на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах, а также в целенаправленном поведении. Установка— это неосознаваемая готовность к действию. Психологи считают, что любое воздействие на человека можно рассматривать с точки зрения теории установки. Когда оно имеет социальную природу, то говорят о социально-психологической природе установки. Понимание механизма действия установок облегчается пониманием действия принципа так называемой доминанты. Психофизиологам хорошо известно, что деятельность человека во многом определяется доминантой — устойчивым очагом повышенной возбудимости в коре и подкорке головного мозга. Это есть то самое таинственное «что-то», что мешает человеку или, напротив, заставляет его предпринимать какие-либо действия в определенных ситуациях.

Считается, что доминанта в своем развитии проходит три стадии. На первой стадии доминанта возникает под влиянием внутренних химико-биологических процессов, с одной стороны, и внешних раздражителей — с другой. В качестве поводов для подпитки доминанта привлекает самые раздражители.

На второй стадии из прежнего множества действующих возбуждений доминанта выбирает группу, которая для нее особенно «интересна», в результате чего образуется условный рефлекс.

На третьей стадии между доминантой и внешним раздражителем устанавливается прочная связь, так что раздражитель будет вызывать и подкреплять ее. Внешняя среда содержит определенные сигналы, на которые обязательно реагирует соответствующая доминанта. Доминантный очаг обладает рядом специфических свойств:

— устойчивостью во времени;

— способностью, с одной стороны, как бы притягивать к себе раз- яичные внешние раздражители, а с другой — подпитываться ими;

— господством одной доминанты в конкретный интервал времени (минуты, часы, а в некоторых особых случаях — месяцы и годы);

— ослаблением доминанты в связи с ее естественным разрешением. Доминанта — объективно существующий механизм человеческого мышления и поведения. Тем не менее, человек способен осознавать, корректировать прежние и создавать новые доминанты.

Принято различать понятия «установка» и «социальная установка», несмотря на схожесть слов, раскрывающих их содержание: «склонность», «направленность», «готовность». В рамках общей психологии под установкой действительно понимается состояние готовности субъекта к определенной активности, что обусловливается действием двух факторов:

—потребностью субъекта;

— соответствующей объективной ситуацией.

Установка бывает ситуативная и фиксированная. Последняя есть закрепленная в случае повторения ситуации настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности в данной ситуации.

В социальной психологии под социальной установкой понимается определенное состояние сознания и нервной системы, организованное и основанное на предшествующем опыте и выражающее готовность к peajmum. (В западной социальной психологии вместо термина «социальная установка» применяется термин «атгмтюд».) В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

1) убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки);

2) эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная, аффективная составляющая);

3) соответствующая реакция, которая, в частности, может отражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Полагают, что социальная установка выполняет важные для субъекта функции. Эти функции следующие:

адаптивная (утилитарная): установка направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

когнитивная: установка дает упрощенные указания о способе поведения по отношению к конкретному объекту;

регулятивная: установка выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;

защитная: установка способствует разрешению внутренних конфликтов личности;

стабилизирующая: установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, обеспечивает сохранность ее направленности в непрерывно изменяющихся ситуациях;

автомативная: установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и сознательно контролировать деятельность в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

ригидная: установка выступает как фактор инертности, косности деятельности, затрудняющей приспособление к новым ситуациям.

Установка может быть направлена на различные факторы деятельности, в частности на ее цель, мотив, условие.

Вопрос о том, определяют ли установки поведение, вызывает к жизни иной — основополагающий — вопрос о природе человека: какая связь существует между тем, что у нас на душе, и тем, что мы творим и действительности? Какая связь между мыслью и действием, характером и поведением, личным миром и общественными делами?

Многочисленными остроумными психологическими, экспериментами было доказано и то, что установки определяют поведение, и то, что установки на самом деле ничего не меняют. Противоречия в этом нет, просто помимо установок наше поведение подвержено многим другим влияниям. Один социальный психолог насчитал 40 различных факторов, осложняющих взаимосвязь «установка — поведение». И, пожалуй, самый важный из таких факторов: в условиях повседневной жизни люди нередко выражают установки, которых сами не придерживаются. Люди порой говорят то, что, как им кажется, от них хотят услышать другие. Выявлен и эффект так называемой агрегации: воздействие установки на поведение становится более очевидным, когда рассматривается личность или поведение в целом, а не отдельные поступки.

Взаимодействие социальной установки и поведения представляет собой достаточно сложный, далеко не однозначный феномен, о чем свидетельствуют проведенные специалистами эксперименты, те или иные конкретные жизненные ситуации.

В эксперименте был отправлен письменный запрос в 251 ресторан и отель: «Не согласитесь ли Вы принять в качестве гостей китайцев?» Ответило 128 заведений. Только один ответ 6ШПоложительным; 92% ответивших предложение отвергли. К тому времени автор эксперимента (Ла-Пьер) вместе с очаровательной парой китайских молодоженов уже в течение полугода колесили по всей стране, где повсюду встречали радушный прием, за исключением одного- единственного случая. Феномен получил название «парадокс Ла- Пьера» — расхождение между социальной установкой (негативное отношение к китайцам) и реальным поведением хозяев отелей.

Показательна следующая ситуация. В Палате представителей США во время общего голосования ее члены абсолютным большинством голосов приняли решение о повышении своего жалованья. Несколько минут спустя при поименном голосовании тот же самый билль почти тем же большинством голосов был провален.

M. Рокич высказал идею о том, что у субъекта существуют одновременно два типа социальной установки: на объект и на ситуацию. Включаться в действие может то один из них, то другой, но могут и оба сразу. Этим, возможно, и объясняется «парадокс Ла-Пьера».

В другой концепции (Д. Кац, Э. Стотленд) высказана мысль о том, что в разных ситуациях может проявляться то когнитивный, то аффективный компоненты социальной установки. Выявлено три условия, при которых установки предсказывают поведение. Во-первых, это происходит, если удается свести до минимума другие влияния на утверждения, отражающие установки людей, и на их поведение; во-вторых, если установки в точности соответствуют изучаемому поведению. И наконец, лучше предсказывает поведение сильная установка.

Зачастую люди действуют автоматически, не раздумывая, согласно своему привычному шаблону. Такая бездумная реакция является адаптивной, что дает возможность человеческому уму заниматься другим делом. При новой ситуации поведение людей становится не таким автоматическим. Шаблон исчезает. Они думают, прежде чем совершить какой-то поступок.

Выявлено, что люди, хотя бы на несколько мгновений вспоминавшие свое прежнее поведение, выражали установки, которые лучше предопределяли их будущее поведение. Значит, установки, приходя нам на ум, направляют наше поведение. Люди, осознающие самих себя, обычно ладят со своими установками.

Установка, как было отмечено раньше, подразумевает оценку. Установка — это Сйязь, создаваемая человеком, между объектом и его оценкой. Когда связь прочна, столкновение с объектом вызывает Соответствующую установку. Чем сильнее будет связь, тем сильнее становится установка. Впоследствии ситуация может автоматически вызывать определенную установку. Тем не менее люди вырабатывают свои установки таким образом, что иногда они действуют, а иногда — нет. Если установки рождаются как результат жизненного опыта, они скорее всего будут закреплены и станут определять поступки.

Таким образом, общепризнано, что установки определяют поведение. Это верно, что люди иногда отстаивают то, во что верят, но верно и то, что люди верят в то, что отстаивают.

Психологические эксперименты показывают, что установки не могут определять поведение, если внешние воздействия сильнее внутренней убежденности.

Методы измерения:

Шкала самооценок. Это наиболее простой вид шкалы измерения установки. Она может быть сконструирована в форме обычного вопроса или в виде числовой оси с положительными и отрицательными градациями.

При конструировании шкалы самооценки в форме “традиционного” вопроса её позиции обязательно располагаются симметрично и состоят из равного числа положительных и отрицательных оценок, разделённых “нейтральной” позицией.

Шкала ранжирования. Она отличается той особенностью, что результаты измерения установок при её помощи анализируются в соответствии с правилами, применимыми для ранговых шкал.

Наиболее простой приём измерения установок по правилам такой шкалы – ранжирование респондентами тех объектов, отношение к которым с их стороны интересует исследователя. Так, для выявления шансов на успех того или иного кандидата при многомандатных выборах респондентам предлагают расположить карточки с фамилиями кандидатов в порядке предпочтения. В этом случае все объекты значимы с точки зрения предмета исследования. Итог ранжирования даст информацию о шансах кандидатов быть избранными.

Более сложный вариант измерения установок при помощи ранговой шкалы – метод парных сравнений. Суть его заключается в том, что обозначенные на карточках объекты (их наименования) для оценки парами поочерёдно показывают респондентам, предлагая указать более предпочтительный. При этом такой сравнительной оценке подвергаются все возможные сочетания пар объектов. Количество парных сочетаний (Q), образуемых при изучении установок респондентов относительно некоторого числа объектов (n), вычисляется по формуле.

Сложность применения метода парных сравнений заключается в том, что с ростом числа объектов, подлежащих оценке респондентом, резко возрастает число пар.

Шкала Богардуса. Её основное предназначение – измерение национальных и расовых установок. Особенность этой шкалы заключается в том, что каждая оценка (мнение, позиция) автоматически включает в себя всё последующее и исключает всё предыдущее. На вопрос для неё имеет следующую формулировку: “Какие взаимоотношения с представителем такой-то национальности для вас приемлемы?”

Брачные отношения;

Личная дружба;

Быть соседями;

Быть коллегами по работе;

Быть жителями одного города, посёлка, села;

Быть согражданами одной области;

Быть согражданами страны;

Не возражаю против их выезда из страны.

Опыт свидетельствует о том, что подобные шкалы могут быть построены и успешно использоваться для измерение установок относительно явлений в различных сферах общественных отношений.

Метод семантического дифференциала. Этот метод разработан Осгудом. Он основан на принципе ассоциации между понятием, обозначающим объект оценки, и теми или иными вербальными антонимами, характеризующими направленность и интенсивность оценки[1]. Примеры подобных сочетаний: приятный – раздражающий, чистый – грязный, добрый – жестокий.

Для повышения точности измерения установки при помощи семантического дифференциала между антонимами располагают числовую ось, в результате чего для каждой пары антонимов получают 5- или 7-балльную шкалу.

Приведём пример измерения социально-психологического климата коллектива. “Какие качества характерны для отношений в вашем отделе?” Отметьте крестиком соответствующую оценку в каждой строке.

Общая оценка интенсивности и направленности измеренной установки рассчитывается по формуле.

Для построения сложных шкал измерения установок, семантического дифференциала и тестов целесообразно прибегать к помощи психологов.

Существует понятие установка и аттитюд – социальная установка.

Установка в Общ.пси – готовность сознания к определенной реакции, бессознательный феномен (Узнадзе).

Аттитюд в ХХ в. (1918 г.) предложили Томас и Знанецкий. Психологическое переживание человеком ценностей, значения, смысла социальных объектов. Способность обобщенно оценивать окружающий мир.

Понятие аттитюда было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта», или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».

Функции аттитюдов:
*Приспособительная (утилитарная, адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей.
*Функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.
*Функция выражения (ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности.
*Функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов Личности.

Наши рекомендации