Коммуникативные техники в консультативной беседе и этикет
Коммуникативные техники-конкретные способы, умения выходить из слож.ситуаций межличн-го обще-ния,добиваться от собеседника нужного результата.
Молчание. Хотя молчание,более или менее дл.паузы, порой тягостные для неопытного специалиста, предс-тавляются вначале почти непреодолимым препятстви-ем, на самом деле оно явл.одной из важнейших техник в процессе оказания псих. помощи. Ее надо уметь ос-мыслить, необходимо ею овладеть. Смысл молчания может быть различным: признак сопротивления, приз-нак самоанализа, выражение отчаяния и безысходнос-ти или, наоборот, — канун инсайта.
Эмпатическое слушание. Консультант внимательно слушает клиента, невербально или словесно выражая свое следование мыслям и чувствам клиента, времена-ми почти незаметно взглядом, словом, вербализацией поощряя клиента к более глуб.выражению самого себя и к самораскрытию.
Прояснение. Техника направлена на раскрытие смыс-ла (мотивационного, целевого, операционального) как для консультанта, так и для клиента, его собственных действий. Помогает отследить амбивалентность чувств и отношений, особенности используемых защитных механизмов, мышления и т.д.
Рефлексивная вербализация. Относится к разновид-ностям вербализаций, назначение кот.—усиление эмоц.-смыслового резонанса высказываний клиента.
Интерпретация. Техника разъяснения (объяснения) клиенту скрытого смысла его высказываний. Наиболее продуктивный способ использования интерпретаций — предоставить клиенту возможность самому проин-терпретировать свои высказывания или поведение. Иногда интерпретация может выглядеть как “чтение между строк”.
Самораскрытие.В гуманистической парадигме само-раскрытие психолога трактуется как один из основопо-лагающих приемов в установлении рабочих отноше-ний и облегчении самораскрытия клиента. В поведен-ческих концепциях самораскрытие понимается как раз-новидность моделирования поведения психологом, смысл кот.—в подкреплении желательного образа дей-ствий со стороны клиента.
Конфронтация. Техника предназначена для ответст-венного обнажения противоречий, игр, нереалистич-ных защит, кот.затрудняют самопонимание клиента и ведут в тупик консультативную беседу
Подведение итогов.Эта техника явл.одной из наибо-лее предпочитаемых при завершении первой встречи. Специфика ее применения закл.в том,что она может использоваться как реальное обобщение и связывание воедино порой сбивчивых, фрагментарных высказыва-ний клиента и,наоборот—путем демонстрации отказа от использования заключительных обобщений с целью подчеркнуть значимость, сложность обсуждаемых? и нежелание психолога-консультанта упрощать их.
Помимо чисто проф-ных, технических аспектов псих. помощи в процессе установления отношений, в ходе первой встречи возникает множество на первый взгляд незначительных, высказываемых и невысказываемых вопросов, кот., тем не менее, следует предусмотреть и учесть. Эти вопросы в совокупности характеризуют проф. этикет поведения психолога-консультанта и общ.атмосферу ситуации.
Курение.Иногда клиенты,нервничая,спрашивают, мо-жно ли закурить.Воспретить курение— нетактично.
Ведение записей.Любой способ фиксации инф.(магни-тофонные записи, заметки и т.п.) должен непременно обсуждаться с клиентом и при малейшем возражении безусловно отвергаться. Однако после завершения вст-речи психолог вправе зафиксировать в своем рабочем дневнике существенные моменты общения, поведения или переживаний клиента, чтобы осмыслить их и осно-вательнее подготовиться к следующей встрече.
Частые опаздывания. Если клиент —регулярно опаз-дывает к заранее оговоренному времени, следует про-работать возможные причины опозданий: сопротивле-ние, демонстрация, снижение мотивации и т.п. Опозда-ние психолога на встречу, если оно не вызвано небла-гоприятным стечением обстоятельств, также требует, помимо извинения, особой проработки.
Вопросы оплаты. В тех случаях, когда психолог кон-сультирует в условиях частной практики, следует спе-циально и заранее оговорить стоимость услуг и поря-док оплаты (почасово, по результату) на взаимно при-емлемых основаниях. В связи со спецификой псих.по-мощи взимание платы за услуги психолога может не зависеть от успешного или иного исхода действий психолога.
Ориентировка клиента во времени. Практика пока-зывает, что разъяснение клиенту вр.рамок работы, вкл. общую ориентировку в возможных сроках консульта-тивной работы в целом и длительность каждой отдель-ной встречи, — важный и в процедурном, и в поведен-ческом отношении момент
Одежда и имидж консультанта. Одежда, внешний облик и манеры поведения психолога должны соотве-тствовать общепринятым в обществе стандартам. Из-лишний макияж, слишком броская, дорогая или, нао-борот, чересчур демократизированная одежда, подчер-кнуто официальный или нарочито небрежный стиль поведения — все это может сигнализировать о явных или неявных личностных проблемах самого специали-ста, подрывая доверие к нему еще до начала совмест-ной работы. Выражение лица, глаз, манеры, одежда — все должно свидетельствовать о здоровом образе жизни психолога-консультанта, сбалансированности его (ее) личности и вселять уверенность в клиента в то, что ему смогут помочь.