В консультативной беседе и этикет

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ

Общеизвестно, что чем менее опытен консультант, тем более значимы для

него коммуникативные техники. Это и понятно: приемы и методики позво+

ляют избежать чувства неуверенности, “отслониться” от клиента за санк+

ционированными авторитетом науки и практики техническими приемами,

прибегнуть к ним в ситуациях, когда не вполне ясен ход вещей или когда

приверженность избранной парадигме вселяет представление о том, что

“все идет как надо”, о контролируемости процесса и т.п.

Вместе с тем, по мере углубления в практику психологической помощи,

психолог, консультант или психотерапевт, для которых благополучие кли+

ента, содержание и оценка результатов деятельности, собственный опыт

начинают приобретать большее значение, чем избранный вначале метод

работы или предпочитаемая парадигма, могут обнаружить, что несмотря,

например, на требование безусловно положительного отношения к клиен+

ту в роджерианской традиции, которой они всегда были верны, данный

конкретный клиент никак не вызывает положительных чувств, а даже на+

оборот. Или же психолог, предпочитающий трансперсональную психоло+

гию, в частности, психосинтез, обнаруживает, что в конкретном случае

концепция “субличностей” не работает, потому что эмоциональная травма

захватывает всего человека, всю его целостную личность, а не отдельные

стороны. В таких случаях возникающий когнитивный диссонанс ведет к

тому, что в конце концов побеждают индивидуальный стиль и опыт про+

фессионала. А чаще всего — некий обобщенный инвариант, содержащий

коммуникативные техники и приемы универсального характера. Назовем

наиболее распространенные и чаще всего провоцируемые в ситуации пер+

вой встречи коммуникативные техники*.

Молчание. Хотя молчание, более или менее длительные паузы, порой тя+

гостные для неопытного специалиста, представляются вначале почти не+

преодолимым препятствием, на самом деле оно является одной из важней+

ших техник в процессе оказания психологической помощи. Ее надо уметь

осмыслить, необходимо ею овладеть. Смысл молчания может быть различ+

ным: признак сопротивления, признак самоанализа, выражение отчаяния и

безысходности или, наоборот,— канун инсайта. Распознать психологичес+

кий и символический лик молчания, тем более эффективно распорядиться

им, — большое искусство. Наиболее общие приемы реагирования в ситуа+

ции молчания: кивок, повторение последних слов (своих или клиента), пе+

рефразировка последнего высказывания (своего или клиента); если клиент

продолжает молчать — помочь ему в выражении состояния: “Вам сейчас

трудно говорить”; “Возможно, вы не знаете, как на это отреагировать” или

“Возможно, вас это расстроило”. В крайнем случае, если молчание продол+

жается, консультант обязан с уважением отнестись к поведению клиента и

принять его как данность.

Эмпатическое слушание.Консультант внимательно слушает клиента, не+

вербально или словесно выражая свое следование мыслям и чувствам кли+

ента, временами почти незаметно взглядом, словом, вербализацией поощ+

ряя клиента к более глубокому выражению самого себя и к самораскры+

тию. Основное правило эмпатического слушания (т.е. принимающего, рас+

сказывающего о том, что слушающий испытывает те же чувства, что и го+

ворящий) — не сочувствовать, а сопереживать, создавая эмоциональный

резонанс переживаниям клиента.

Прояснение. Техника направлена на раскрытие смысла (мотивационного,

целевого, операционального) как для консультанта, так и для клиента, его

собственных действий. Помогает отследить амбивалентность чувств и отно+

шений, особенности используемых защитных механизмов, мышления и т.д.

Пример:

Клиентка. Мне плохо. Просто плохо, и все.

Психолог. Быть может, какое<то ощущение особенно сильно застав<

ляет вас сосредоточиваться именно на этой формулировке?

Клиентка. Не знаю.

Психолог. Сейчас, когда вы говорите “Не знаю”, вы действительно

только “не знаете” или присутствуют и какие<то другие чув<

ства?

Клиентка: Понимаете, так трудно об этом говорить... Когда бо<

лит душа, когда я понимаю, что помочь никто не может...

(плачет).

Рефлексивная вербализация. Относится к разновидностям вербализаций,

назначение которых — усиление эмоционально+смыслового резонанса

высказываний клиента. Носит не интеллектуальный, как в методологии,

характер, а скорее эмоциональный, что отличает рефлексивный парафраз

от интерпретации. Содержание рефлексивной вербализации отражает не

мотивационно+причинный, а эмоционально+модальный пласт высказыва+

ний. Различаются различные уровни рефлексивных вербализаций — от

“эхо+вербализаций” до “вербализаций+генерализаций”.

Интерпретация. Техника разъяснения (объяснения) клиенту скрытого

смысла его высказываний. Интерпретация может выражаться в утверди+

тельной, пропозициональной или вопросительной форме. Одна из наибо+

лее сложных и неоднозначных в оценке техник, интерпретация обладает

чрезвычайно мощным терапевтическим потенциалом, помогая при пра+

вильном использовании справиться с беспокойством, осознать или смяг+

чить психологические защиты. Наиболее продуктивный способ использо+

вания интерпретаций — предоставить клиенту возможность самому про+

интерпретировать свои высказывания или поведение. Иногда интерпрета+

ция может выглядеть как “чтение между строк”.

Пример. На вопрос о семейной жизни клиент долго рассказывал, какая у

него чудесная жена.

Клиент. Она изумительная женщина... Просто изумительная...

Психолог. В таком случае, с нею, наверное, нелегко жить?

Клиент. Да, черт побери! Не то слово...

Интерпретация сама требует особой техники подачи. Желательно смягчать

интерпретацию словами “возможно”, “наверное”, “может быть”, “складыва+

ется впечатление”; категоричность может превратить интерпретацию из

терапевтической коммуникативной техники в средство усугубления не+

адекватных защит и сопротивления.

Самораскрытие. Функции этой коммуникативной техники по+разному

трактуются и используются в различных концепциях консультирования и

психотерапии. В гуманистической парадигме самораскрытие психолога

трактуется как один из основополагающих приемов в установлении рабо+

чих отношений и облегчении самораскрытия клиента. В поведенческих

концепциях самораскрытие понимается как разновидность моделирования

поведения психологом, смысл которого — в подкреплении желательного

образа действий со стороны клиента. Как бы то ни было, существенным

моментом в самораскрытии является следующий: техника должна приме+

няться не по принципу “А вот у меня тоже, помню, было... “, а в русле по+

тока переживаний клиента, отзываясь на его чувства и подтверждая, что

его переживания понимают и разделяют.

Конфронтация. Техника предназначена для ответственного обнажения

противоречий, игр, нереалистичных защит, которые затрудняют самопони+

мание клиента и ведут в тупик консультативную беседу. Сложная и требу+

ющая большого мастерства в применении (к примеру, в роджерианском на+

правлении она вообще не используется) техника создает определенное на+

пряжение в беседе и поэтому должна использоваться с особым искусством.

Поскольку она способна вызывать ощущение давления, следует избегать

излишней категоричности, обвинительного тона, оценочности суждений.

Наоборот, мягкость, нейтральность, даже некоторая эмоциональная отстра+

ненность способствуют более эффективному воздействию этой техники.

Пример:

Клиент. Знаете, я у вас уже у третьего консультируюсь, и впечатле<

ние одно: или я чего<то не понимаю, или меня не хотят по<

нять.

Психолог (после паузы). Не кажется ли вам, что один из способов ухо<

да от напряжения, связанного с усилиями понять, — это посе<

щение психологов? Выгода получается многократная. Чувство

собственной значимости возрастает: ведь я — загадка. От<

ветственность с себя снимается — “пусть они думают”, от<

кладывается принятие решения, не так ли?

Подведение итогов. Эта техника является одной из наиболее предпочита+

емых при завершении первой встречи. Специфика ее применения заклю+

чается в том, что она может использоваться как реальное обобщение и свя+

зывание воедино порой сбивчивых, фрагментарных высказываний клиента

и, наоборот — путем демонстрации отказа от использования заключитель+

ных обобщений с целью подчеркнуть значимость, сложность обсуждаемых

вопросов и нежелание психолога+консультанта упрощать их. Текущее под+

ведение итогов, в отличие от завершающего, помогает структурировать

процесс консультативной беседы и расставить некоторые смысловые вехи.

Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — Изд. 3+е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 336 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 94).

Наши рекомендации