Социальная характеристика семьи
Группа семей |
Факторы, характеризующие данную группу семей
1. Оптимальная |
Высшее образование родителей. Высокий культурный уровень семьи. Высокая материальная обеспеченность. Хорошие жилищные условия. Здоровая в психологическом отношении атмосфера. Отсутствие вредных привычек. По состоянию здоровья — оптимальная
2. Хорошая |
Высшее и среднее образование родителей. Высокий и удовлетворительный культурный уровень. Хорошие материально-бытовые условия. Благоприятные отношения в семье. Вредные привычки — кроме злоупотребления алкоголем. По состоянию здоровья — оптимальная
3. Удовлетворительная |
Один из показателей является неудовлетворительным (культурный уровень, жилищные условия, взаимоотношения в семье). По состоянию здоровья — удовлетворительная
4. Неудовлетворительная |
Наличие в семье двух и более неудовлетворительных перечисленных показателей. Низкий уровень культуры. Неблагоприятный психологический климат в семье. Вредные привычки — злоупотребление алкоголем. По состоянию здоровья — неудовлетворительная
и социального обследования. Она основывается на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития (В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, С. Д. Забрамная, О. Н. Усанова и др ).
Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, т. е. включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие).
Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.
Диагностические задания должны быть доступны для ребенка. В ходе обследования ребенку необходимо предложить задание, которое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается, с заданиями для какой возрастной группы справился ребенок.
При обследовании важно выявить не только актуальные, но и потенциальные возможности ребенка в виде «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Это достигается предложением заданий разной сложности и оказанием ребенку дозированной помощи в ходе их выполнения.
Подбор диагностических заданий для каждого возрастного этапа должен осуществляться строго на научной основе, т. е. при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить, какие стороны психической деятельности необходимы для выполнения данного задания и как они нарушены у обследуемого ребенка. При обработке и интерпретации результатов должна быть дана их качественная и количественная характеристика, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей.
Проведение психодиагностического исследования всегда подчинено конкретной цели, которая определяет пути решения отдельных задач. Основная цель психодиагностического обследования ребенка с нарушениями развития — выявление структуры нарушения психической деятельности для определения оптимальных путей коррекционной помощи. Конкретная задача определяется возрастом ребенка, наличием или отсутствием нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики (скрининг, дифференциальная диагностика, углубленное психологическое изучение ребенка для разработки индивидуальной коррекционной программы, оценка эффективности коррекционных мероприятий). Для получения информативных и объективных результатов психологического изучения ребенка необходимо соблюдать ряд специальных условий:
- методический аппарат должен быть адекватен целям и гипо
тезе исследования; так, например, при осуществлении скринин-
гового исследования диагностический инструментарий должен
позволять экспериментатору в ходе однократного исследования
сделать вывод о соответствии психического развития ребенка воз
растной норме или об отставании от нее;
- важно определить, какие психические функции предполага
ется изучить при обследовании, — от этого зависит подбор мето
дик и интерпретация результатов;
- подбор экспериментальных заданий нужно производить на
основе принципа целостности, так как развернутую психологи
ческую характеристику ребенка, включающую особенности его
познавательного и личностного развития, можно получить толь
ко в результате использования нескольких методик, дополняю
щих друг друга;
- при подборе заданий необходимо предусмотреть различную
степень трудности их выполнения — это дает возможность оце-
нить уровень актуального развития ребенка и в то же время позволяет выяснить высший уровень его возможностей;
- задания должны подбираться с учетом возраста ребенка так,
чтобы их выполнение было ему доступным и интересным;
- содержание заданий не должно вызывать у ребенка негатив
ных реакций, а, напротив, должно способствовать установлению
контакта с ним, что позволит провести обследование тщательно
и получить достоверные результаты;
- при подборе заданий необходимо учитывать влияние аффек
тивной сферы ребенка на результаты его деятельности, чтобы
исключить необъективность в трактовке результатов;
- отбор заданий должен носить как можно менее интуитивно-
эмпирический характер; только научность при подборе методик
повысит надежность полученных результатов;
- не исключая значения интуиции при разработке диагности
ческого инструментария, следует предусмотреть обязательное тео
ретическое обоснование системы диагностических заданий;
- количество методик должно быть таким, чтобы обследование
ребенка не привело к психическому истощению; необходимо до
зировать нагрузку на ребенка с учетом его индивидуальных воз
можностей.
При организации проведения процедуры обследования необходимо учитывать следующие требования:
- процедура обследования должна строиться в соответствии с
особенностями возраста ребенка: чтобы оценить уровень развития
психической деятельности ребенка, необходимо включить его в
активную деятельность, ведущую для его возраста; для ребенка
дошкольного возраста такой деятельностью является игровая, для
школьника — учебная;
- методики должны быть удобны для использования, иметь
возможность стандартизации и математической обработки дан
ных, но одновременно учитывать не столько количественные ре
зультаты, сколько особенности процесса выполнения заданий;
- анализ полученных результатов должен быть качественно-ко
личественным; в работах ведущих отечественных психологов по
казано, что именно качественный анализ, реализуемый через си
стему качественных показателей, позволяет выявить своеобразие
психического развития ребенка и его потенциальные возможно
сти, а количественные оценки используются для определения сте
пени выраженности того или иного качественного показателя, что
облегчает разграничение нормы и патологии, позволяет сравнивать
результаты, полученные у детей с разными нарушениями развития;
- выбор качественных показателей не должен быть случайным,
а должен определяться их способностью отражать уровни сфор-
мированности психических функций, нарушение которых харак
терно для детей с отклонениями в развитии;
- для получения достоверных результатов важно установить
продуктивный контакт и взаимопонимание психолога и ребенка;
- для оптимизации процедуры обследования следует продумать
порядок предъявления диагностических заданий; некоторые ис
следователи (А.Анастази, В.М.Блейхер и др.) считают целесооб
разным располагать их по степени возрастания сложности — от
простого к сложному, другие (И.А.Коробейников, Т.В.Розано
ва) — чередовать простые и сложные задания для профилактики
утомления.
Психодиагностическое изучение ребенка осуществляется в несколько этапов. На первом этапе психолог изучает документацию и собирает сведения о ребенке путем опроса родителей и педагогов. К началу обследования он должен обладать всеми необходимыми сведениями клинического, педагогического, социального характера. Это позволит правильно определить задачи исследования и подготовить необходимый диагностический инструментарий.
Для проведения психологического обследования нужно создать спокойную обстановку. Обследование проводится в отдельной комнате с небольшим количеством предметов, чтобы не отвлекать внимание ребенка. Обследование ребенка до 4 лет проводится за маленьким детским столом или на ковре, с ребенком 4 — 6 лет — за детским столом, более старших детей — за обычным столом, на котором не должно находиться посторонних предметов.
Обследование лучше начинать с заведомо легких для данного ребенка заданий. Психолог должен вести себя спокойно и доброжелательно, внимательно наблюдать за всеми действиями ребенка. Если ребенок допускает ошибки, то обследующий оказывает ему помощь, которая предусмотрена в данном задании.
Все результаты наблюдения фиксируются в протоколе: отмечается время выполнения заданий, ошибки, допускаемые ребенком, виды помощи, ее эффективность. При обследовании желательно присутствие матери, особенно в тех случаях, когда ребенок категорически на этом настаивает. После обследования психолог должен обсудить с матерью полученные результаты, ответить на ее вопросы, дать рекомендации. Если по каким-либо причинам ребенок плохо себя ведет, отказывается выполнять задание, то необходимо выяснить причины такого поведения и вызвать его на повторное обследование, которое может проводиться через несколько дней. За эти дни нужно подготовить ребенка к повторному обследованию, убедить его сотрудничать с психологом. На повторное обследование необходимо приглашать также тех детей, которые быстро утомляются и поэтому не могут быть полностью обследованы за один раз.
Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психолог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения заданий, обсуждает их и приходит к определенным
выводам об особенностях и уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка, а также решает вопрос о характере коррекцион-ной помощи, которая может быть ему оказана. Затем психолог оформляет полученные результаты в виде письменного заключения в свободной форме, однако соблюдая определенные правила. Обычно заключение состоит из трех относительно самостоятельных частей.
В первой части указываются причины обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время его проведения. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта, способы взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, неуспех, замечание. Особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, виды этой помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения действий, характер высказываний ребенка, его способность рассказать о своих действиях.
Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения психики ребенка в зависимости от задач исследования, определивших, какие психические функции и процессы изучались в каждом конкретном случае.
В третьей части заключения делается вывод о структуре нарушений психики у ребенка, причем отмечаются не только выявленные нарушения и их соотношение, но и сохранные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющие его дальнейшее развитие. Далее формулируются рекомендации по организации и содержанию психологической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогического процесса, которые адресуются специалистам образовательного учреждения и родителям.
В заключении обязательно должны быть указаны возраст обследуемого, даты обследования и написания заключения, фамилия психолога.