Проба на совмещение признаков (по В.М.Когану)

Методика используется для изучения умственной работоспо­собности детей и подростков. Для проведения исследования нуж­на доска из картона размером 40x40 см, разделенная на 64 клетки. В каждой из семи клеток (кроме первой слева) верхнего ряда изоб­ражено по одной (неокрашенной) геометрической фигуре (квад­рат, треугольник, круг и т.д.). В каждой из семи клеток (кроме верхней) вертикального ряда (слева) сделано по одному яркому цветному мазку (красный, синий, зеленый, коричневый, голу­бой, оранжевый, желтый). На отдельных карточках (их 49) изоб­ражены разные фигурки. Их цвета и формы соответствуют изобра­женным на доске цветам и формам.

Эксперимент состоит из четырех этапов, на каждом из кото­рых дается своя инструкция. Карточки тщательно тасуются.

Инструкция на первом этапе (простой пересчет): «Пересчитай вслух эти карточки, откладывая их по одной на стол». Экспери­ментатор показывает, как это надо делать. Пока ребенок считает,

экспериментатор по секундомеру отмечает в протоколе время, затрачиваемое на пересчет каждых 10 карточек (в конце их толь­ко 9) и на весь пересчет.

Инструкция на втором этапе (пересчет с сортировкой по при­знаку цвета): «Теперь ты должен также вслух пересчитать эти кар­точки и одновременно раскладывать их на группы по цвету». В прото­коле регистрируется время, затрачиваемое на каждые 10 карточек и на весь пересчет.

Инструкция на третьем этапе (пересчет с сортировкой по при­знаку формы): «Эти же карточки пересчитывай вслух и при этом сортируй их уже не по цвету, а по форме». Экспериментатор по-прежнему фиксирует затрачиваемое время.

Инструкция на четвертом этапе (пересчет по признаку цвета и формы с раскладыванием карточек по свободным клеточкам): «Ты должен найти место для каждой карточки на этой таблице, учи­тывая цвет и форму. При этом по-прежнему веди счет—пересчет карточек». В протокол заносятся те же временные показатели. При необходимости экспериментатор словесную инструкцию может сопровождать показом.

По окончании эксперимента у психолога остается следующая таблица (см. форму протокола).

Время, затраченное на каждом этапе, обозначается В,, В2, В3, В4, например: В] = 52 с.

По временным показателям рассчитываются коэффициенты Д и К. Коэффициент Д (дефицит внимания) определяется как раз­ница между временем, затраченным на четвертом этапе работы, и суммой временных затрат на втором и третьем этапах. Он опре­деляется по формуле Д = В4 — (В2 + В3).

Форма протокола

Ф. И. __________________________________ Возраст_________

Дата исследования___________

Этапы Время, затраченное на Ошибки пересчет карточек (1, 2, 3, 4, ...49) 1 . Простая реакция 2. Сортировка по цвету 3. Сортировка по форме 4. Совмещение

Показатели:

Общее время-_________ Общее количество ошибок-______

Коэффициент Д-_______ Коэффициент К-________

Кривая ошибок-_______ Тип кривой ошибок

Коэффициент Д указывает на способность к совмещению при­знаков, дефицит произвольного внимания и, в частности, свиде­тельствует о трудностях распределения внимания.

Коэффициент К (врабатываемость) определяется формулой К = Д: В4. Этот показатель позволяет оценивать, как испытуемый усваивает принцип работы. Чем выше коэффициент К, тем быст­рее испытуемый усвоил принципы выполнения задания.

Временные показатели (в секундах) выполнения заданий по методике В.М.Когана здоровыми детьми:

Возраст детей В1 В2 В3 В4 Д К 7-8 лет 67 99 129 301 72 0,2 9-10 лет 47 83 101 250 65 0,2 11-12 лет 41 72 86 198 39 0,2 13-14 лет 42 63 76 168 23 0,1

Заучивание 10 слов

Это одна из наиболее часто применяющихся методик. Она пред­ложена А. Р.Лурия и используется для оценки состояния памяти, исследования утомляемости, активности внимания.

Никакого специального оборудования не требуется, однако в большей мере, чем при использовании остальных методик, необ­ходимым условием является тишина. Перед началом обследова­ния экспериментатор должен записать в одну строчку ряд корот­ких (односложных и двусложных) слов — простых, разных по значению и не имеющих между собой никакой связи. Обычно каж­дый экспериментатор привычно пользуется каким-либо одним рядом слов. Лучше пользоваться несколькими наборами, чтобы дети не могли их знать друг от друга.

В данном эксперименте необходимы очень большая точность произнесения слов и неизменность инструкции.

Инструкция состоит из нескольких этапов. Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Порядок роли не играет. Понятно?».

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испыту­емый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоко­ле крестики напротив них (см. форму протокола). Затем экспери­ментатор продолжает инструкцию (второй этап).

Продолжение инструкции: «Сейчас я снова прочту те же сло­ва, а ты должен повторить их — и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, — все вместе в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики напротив слов, кото­рые воспроизвел испытуемый.


Форма протокола Ф.И.

Возраст

Дата исследования

Слова 1-й раз 2-й раз 3-й раз 4-й раз 5-й раз Через 50— 60 мин
Дом            
Кот            
Лес            
Зерно            
Игла            
Мост            
Хлеб            
Окно            
Брат            
Мед            

Затем опыт снова повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

В случае если испытуемый называет лишние слова, экспери­ментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если эти слова повторяются, ставит крестики напротив.

Если ребенок в процессе опыта пытается вставлять какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разгово­ров во время опыта допускать нельзя. После пятикратного повто­рения экспериментатор переходит к другим опытам, а в конце исследования, т.е. примерно через 50 — 60 мин, снова просит вос­произвести эти слова (без напоминания). Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

По результатам исследования составляется график «Кривая за­поминания». По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. Установлено, что у здо­ровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9, или 6, 8, 9, или 5, 7, 10 слов, т.е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не менее 5 раз) количество воспроизводимых слов 9 —10. Дети с органическим по­вреждением мозга воспроизводят сравнительно меньшее количе­ство слов. Они могут назвать лишние слова и «застрять» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям отдельных психологов, встречаются при исследовании больных

детей, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состо­янии расторможенности.

«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление ак­тивного внимания, и на выраженную утомляемость. Так, напри­мер, иногда ребенок во второй раз воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминает их все меньше и меньше. Такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. «Кривая запоминания» в этих случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она имеет зигзагообразный вид, что свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях.

В отдельных, сравнительно редких, случаях дети всякий раз воспроизводят одинаковое количество одних и тех же слов, т. е. кривая имеет форму «плато». Такая стабильность свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. Кривая типа низко расположенного «плато» наблюдается при слабоумии с апатией (при паралитиче­ских синдромах).

Число слов, удержанных в памяти и воспроизведенных испы­туемым час спустя после повторения, в большей мере свидетель­ствует о памяти в узком смысле слова.

Пользуясь разными, но равными по трудности, наборами слов, можно повторять этот эксперимент с целью учета эффективности терапии, оценки динамики болезни и т.д.

Наши рекомендации