Качественная оценка познавательных процессов.

Качественная оценка производится при наложении интервалов на соответствующие характеристики познавательных процессов.

Характеристика высокого уровня

Рассуждаете логично, умеете выделить существенное и сделать обобщение. Допускаете очень мало ошибок. Умеете мыслить четко, быстро и самостоятельно. Свободно и правильно узнаете знакомый материал в иных ситуациях. Имеете высокий объем зрительной памяти. Внимание – концентрированное и устойчивое. Легко и верно раскрываете сложные логические и абстрактные связи.

Характеристика достаточно высокого уровня состояния познавательных процессов

В рассуждениях есть логика, хорошо выделяете существенные признаки и умеете их обобщить, но допускаются ошибки, не хватает самостоятельности и гибкости мышления. Материал воспринимаете правильно и можете узнать в новых ситуациях. Владеете вниманием, часто умеете сконцентрировать и удержать его на нужном предмете. Имеете хорошо развитую зрительную память. С некоторым затруднением, но верно раскрываете сложные логические и абстрактные связи.

Среднее состояние уровня познавательных процессов

В целом, рассуждаете логично, хотя иногда затрудняетесь выделить существенные признаки и не всегда правильно их обобщаете, поэтому допускаются ошибки. Однако с небольшой помощью со стороны задания выполняются правильно.

В основном, правильно запоминаете материал, но затрудняетесь выделить его в измененной ситуации. Зрительная память нормальная. Концентрация и устойчивость внимания недостаточные, но усилием воли добиваетесь внимательности.

Иногда возникают соскальзывание мышления и нелогичность при выделении сложных логических связей.

Недостаточное состояние уровня познавательных процессов

Часто вместо существенных признаков выделяются несущественные, возникают затруднения в обобщении, поэтому допускается много ошибок. Не хватает самостоятельности, гибкости и быстроты мышления.

Материал запоминается с трудом и неточно, а в новых ситуациях узнается с ошибками. Зрительная память небольшая, внимание неустойчивое, постоянно соскальзывает с предмета на предмет.

При выделении сложных логических и абстрактных связей проявляется нелогичность, расплывчатость мысли, а иногда и ложное понимание логических связей.

3.7.Коррекция умственных действий учащихся 6-9 классов

Общие положения

Отправным пунктом для разработки индивидуального варианта коррекции умственного развития ученика является качественный анализ ошибок, допущенных учащимися при тестировании.

В ходе анализа фиксируются отклонения в умственной деятельности индивида при ее сопоставлении с критерием, в качестве которого выступают сконцентрированные в системе заданий умственные действия, их и следует выполнить ученику со школьными понятиями. При наличии отклонений разрабатывается план их ликвидации.

Умственную деятельность школьника, усваивающего понятия с их заданными определениями, можно представить как деятельность с доминированием механической и произвольной памяти, но она не может быть таковой, когда нужно усваивать процесс выделения признаков понятия и установления отношений между ними.

Целый ряд понятий, которые включены для усвоения в школьные программы, должен восприниматься с учетом того, что в одних условиях превалирующее и исключительное значение приобретают одни их признаки, а в иных - другие. Главную роль в сближении умственного развития школьника с нормативными требованиями современности приобретает оперирование признаками не каких-нибудь понятий, а тех, которые можно было бы назвать ключевыми в системе современного знания, и установления между ними заданных логических отношений.

Популярные тесты из стран Западной Европы и США построены так, что в них материал школьных программ использован лишь в небольшой степени, а более всего использованы бытовые термины и понятия, либо спортивные, и в меньшей степени - понятия и термины взятые из истории и политического порядка страны, где создан тест.

Психологическое диагностирование, несомненно, несет в себе источники ошибок. Это в одинаковой мере присуще тестированию, построенному на школьном, и на внешкольном материале. Однако в первом случае, оценивая работу испытуемого, исследователь примет во внимание то обстоятельство, что недостатки или достоинства этой работы отражают такой уровень умственного развития, который, при всех оговорках, следует считать формально и содержательно соотносимым с обязательным для всех школьников социальным нормативом, представленным в школьных программах. При оценке успеха испытуемого, работающего на внешкольном материале, такого критерия-норматива нет. Как показывает практика, очень часто результат выполнения невербальных тестов у детей, по каким либо причинам не посещающим школу, выше вербального. В частности, школьный тест умственного развития ориентирован на школьный материал, а поэтому дети одного возраста, один из которых посещает школу, а другой – нет, получают соответственно высокий, в первом случае, и низкий - во втором, результаты. Разумеется, надо учитывать это обстоятельство при построении коррекционной программы в каждом индивидуальном случае.

Нами были выбраны основные умственные действия, которые ученик должен уметь выполнять по отношению к понятиям, включенным в осведомленность, обобщение, классификацию, установление аналогий. Несмотря на определенную ограниченность такого набора, можно сказать, что все они относятся к важнейшим для подросткового возраста умственным действиям.

Предлагаемая коррекционная программа состоит из специальных заданий по развитию и отработке логических мыслительных действий и навыков. Большая часть работы проводится в виде индивидуальных занятий с каждым учащимся, нуждающимся в соответствующей коррекции, однако некоторые занятия можно проводить коллективно в группах по 5-7 человек. Совсем небольшую часть работы можно проводить с классом.

Предусмотрена отработка различных мыслительных действий в развернутом виде, поэтому только индивидуальные занятия дают требуемый эффект. Проводить занятия надо в отдельном классе или кабинете, чтобы избежать мешающих воздействий. Психолог и испытуемый сидят за столом друг против друга. Перед испытуемым должен лежать полный текст коррекционной программы и карандаш или ручка, которой он будет работать с программой. Психолог перед собой держит также текст коррекционной программы, ручку и бланк для пометок о ходе работы.

Проведение индивидуальной коррекционной работы проходит в форме диалога.

Психолог перед началом занятия обращается к испытуемому со следующими словами: "Проведенные исследования показали, что при выполнении теста у вас были обнаружены ошибки и недостаточное выполнение некоторых заданий теста. Это свидетельствует о том, что уровень развития некоторых умственных действий у вас не достаточно сформирован. Поэтому мы начинаем работу, которая поможет более быстрому формированию этих умственных действий.

Работа рассчитана на несколько занятий по 25-40 минут. Занятий может быть три, четыре или пять, в зависимости от темпов продвижения и от результатов работы.

Работать будем следующим образом: вы будете читать текст вслух и вслух выполнять работу. Мне нужно, чтобы я слышал, как вы рассуждаете. Если будут какие-то затруднения, будем такие задания выполнять вместе".

После такого вступления начинается работа с учащимися.

Далее в ходе работы экспериментатор предлагает учащемуся прочесть первую инструкцию. В этой инструкции даются определения таких слов, как "понятия", "обьем понятия", "содержание понятия", "обобщение понятия", "ограничение понятия", т. е. все виды работы, которые необходимо в будущем выполнять.

Как показывает опыт, не всегда учащиеся целиком и полностью понимают содержание первой инструкции, так как в ней дается слишком много новых для них слов. Непонимание некоторых моментов можно допустить, но все-таки надо разобрать те конкретные места в инструкции, которые были не понятны при первом прочтении. При повторном объяснении следует уделять больше внимания примерам, так как часто именно через примеры приходит понимание той части инструкции, которая была не понятна.

Коррекционная программа включает упражнения разных типов, дающие возможность приобрести разностороннюю подготовку для решения различных мыслительных задач, развить и отработать логические мыслительные действия и навыки.

Входит также отработка таких мыслительных действий, как обобщение и ограничение понятий, их определение, установление между ними разных отношений (род-вид, часть-целое, причина-следствие и др. )

Вначале школьнику предлагаются относительно легкие задания, в которых требуется выбрать среди предложенных понятий необходимые. Постепенно задания усложняются: ученик должен самостоятельно находить и формулировать требуемые понятия.

При выполнении упражнений первого вида, когда испытуемый должен выбрать из предложенных понятий необходимые и обозначать их как родовые или видовые по отношению к данным понятиям, подсказка фиксируется на отдельных листах с тем, чтобы впоследствии проанализировать затруднения у учащегося, встречающиеся при решениях.

Подсказка может носить различный характер, в зависимости от развитого или неразвитого умения выполнять эти задания. Фиксация подсказок также должна быть направлена на то, чтобы выделить недостающее развитие в этом виде умения.

Процедура проведения коррекционной работы требует учета некоторых основных ее особенностей.

1. Так как работа носит характер диалога, она требует предельной развернутости процесса мышления. От учащегося-испытуемого требуется постоянное проговаривание вслух способов решения, всех поисков правильного ответа. Только такая форма работы дает возможность вовремя допускать исправления в ответах, оказывать дозированную помощь для достижения правильного ответа, фиксировать, где происходят заминки, где имеются пробелы в знаниях и умениях.

Отсюда темп работы каждого испытуемого может быть различным в зависимости от его типологических особенностей, уровня умственного развития. Из этого складывается общее количество занятий для прохождения всей программы. Одни учащиеся укладываются в три занятия, другим нужны четыре, а третьим - пять занятий.

Не надо навязывать темп работы, но и затягивать ее также не следует, так как слишком медленный темп может привести к снижению результативности занятий.

Если учащийся плохо справляется с заданиями, следует помогать, подсказывать, провоцировать на ответы с помощью наводящих вопросов, стимулировать ответы путем "наведения" на ответ некоторым напоминанием школьного материала, припоминания соответствующей области знаний.

2. Индивидуальный подход при проведении занятий можно осуществлять через большую или меньшую развернутость процесса решения, проговаривания вслух, дозирования подсказки. При этом необходимо, по возможности, добиваться большей самостоятельности в выполнении разных заданий, чтобы увеличивалось понимание того, что учащийся выполняет. Только тогда будет идти освоение новых навыков.

3. Известно, что под упражнением умственного действия понимается повторное его выполнение с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения требуются во всех тех случаях, когда ранее сложившиеся системы связей оказываются недостаточными для выполнения новых умственных действий.

Во время повторных упражнений вырабатываются ранее недоступные учащимся дифференцировки, устанавливаются новые системы связей и перестраиваются ранее сложившиеся. При этом наиболее ответственным является начальный этап упражнения-именно на нем достигается наибольший эффект обучения. Поэтому начальные два (а у некоторых слабых учащихся и три) занятия по коррекционной программе должны следовать одно за другим через два три дня, не допуская длительных перерывов. Так как первые типы упражнений легкие, наглядные, на закрепление их нужно меньше времени, чем на следующие, более сложные, то и освоение их должно проводиться в "концентрированном" виде. С усложнением типов заданий интервалы между занятиями можно немного удлинить, до четырех-пяти дней и недели. Это необходимо для того, чтобы у учащегося было время на переработку новой, более сложной информации и время на освоение новых, более сложных видов умственных навыков.

4. Необходимо помнить, что эффективность тренировки, упражняемости в большей степени зависит от возможности осуществлять самоконтроль в самом процессе упражнений. Этот самоконтроль основан на сопоставлении правильных ответов и действий, необходимых для достижения правильного ответа. Поэтому каждое новое занятие нужно начинать с того, чтобы дать возможность учащемуся вспомнить, что выполнялось в прошлый раз, какие умения отрабатывались, какие правильные ответы ученик давал на прошлом занятии.

5. Как правило, первое занятие каждого типа приходится разбирать вместе для того, чтобы показать учащемуся способ успешного выполнения подобных заданий. Постепенно необходимо подводить учащегося к такому способу работы, чтобы он сам выполнял требуемые задания.

6. При отработке новых видов умственных действий экспериментатору в некоторых случаях приходится возвращаться к уже пройденному материалу для более полного закрепления приобретаемых умений и действий. Не исключено, что с кем-то из учащихся необходимо повторять пройденный материал несколько раз. Другие учащиеся могут понять сразу, и необходимости к постоянным возвратам уже не будет.

7. Время проведения каждого занятия не должно превышать 40 минут. Удлинение занятий нецелесообразно по той причине, что начинает сказываться усталость и эффективность работы падает.

8. При проведении занятий должен быть учет успехов учащегося при организации самоконтроля, стимуляция интереса к занятиям.

Для этого каждое последующее занятие надо начинать с воспоминания того, что делалось на предыдущем.

Сам процесс тренировки должен быть активным. Большое значение имеют при этом те частные цели, которые перед собой ставят учащиеся в процессе упражнения, и то, как они достигают себе результат, который необходимо достигнуть. Отсюда такая работа требует слаженных действий со стороны психолога и учителей, которые педагогическими усилиями могут помочь в закреплении положительного эффекта от тренировки.

9. Результат от таких тренировочных занятий может выглядеть по-разному, может так случиться, что эффект этой работы не будет виден сразу, так как сам процесс актуализации полученных знаний и умений у разных учащихся очень не одинаков. Внутреняя реорганизация деятельности у одного учащегося проходит очень медленно, другие начинают актуализировать приобретенное значительно быстрее. Это зависит от нескольких причин: и от природных особенностей высшей нервной деятельности, и от исходного уровня развития тренируемых действий и умений.

Коррекционная программа

Учащимся предлагается ряд из 20 слов. Инструкция к первому заданию: «К каждому слову подберите прилагательное, которое, по вашему мнению, походит». Задание выполняется на время. Затем проверяется правильность выполнения задания и если оно выполнено правильно, то переходят ко второму заданию. Инструкция: «А теперь подберите к каждому слову глагол, который подходит по смыслу». Дается время для выполнения, а затем проверяется задание и, при правильном его выполнении, переходят к третьему заданию. Читается инструкция: «С каждым из предложенных слов составьте предложение и напишите его». После выполнения третьего задания предлагается четвертое: «К каждому слову подберите слово, которое является синонимом данного слова». И последнее задание из этой серии заключается в том, чтобы к каждому из предложенных слов, подобрать слово-антоним. Если все задания не выполнены в течение одного занятия, то оставшиеся переносят на другое занятие. Обычно дети, которые не смогли в течение одного занятия выполнить все задания, пытаются получше узнать значения незнакомых слов и к другому занятию приходят более подготовленными.

Наборы слов подобраны по степени возрастания трудности их выполнения и выбираются в зависимости от результатов тестирования.

Набор №1

Школа Письмо
Буква Газета
Наука Телефон
Ученик Телевизор
Семья Самолет
Учитель Врач
Река Шофер
Словарь Люстра
Гора Паркет
Дом Театр

Набор №2

Демонстрация Свобода
Полководец Скульптор
Транзистор Слава
Космос Техника
Власть Порядок
Гастроли Тиран
Согласие Век
Дефект Группа
Доблесть Восток
Народ Успех

Набор №3

Эволюция Пропаганда
Сентиментальность Декларация
Аннотация Проституция
Миграция Афоризм
Такт Эпос
Конфронтация Декада
Взгляд Эквивалент
Делегация Суверенитет
Внимательность Суррогат
Абонемент Импорт

Набор №4

Государство Программа
Ситуация Достоинство
Закон Рекомендация
Граница Реальность
Фантазия Доблесть
Счастье Уважение
Убеждение Гастроли
Дефицит Эпоха
Чуткость Честь
Симпатия Воззвание

Бланк коррекционной работы

Инструкция

Даны 20 слов – имен существительных. К каждому слову подберите прилагательное, которое, по вашему мнению, походит. Начинать работу можно с любого слова. Не торопитесь, но и не тяните время. Старайтесь работать в обычном для Вас темпе или чуть-чуть быстрее.

Школа

Буква

Наука

Ученик

Семья

Учитель

Река

Словарь

Гора

Дом

Письмо

Газета

Телефон

Телевизор

Самолет

Врач

Шофер

Люстра

Паркет

Театр

Коррекция внимания

Учителя часто сетуют на невнимательность учащихся, особенно проявляющуюся в кризисные периоды, когда происходит решительная смена деятельности и социальной ситуации возрастного развития. Школьники в свою очередь не могут, даже при большом желании, овладеть своим вниманием, т.к. не вооружены способами вызывания и поддержания внимания.

Чтобы осмыслить учебный материал, нужно внимательно "вчитаться" в него; отчетливо воспринимаются или запоминаются события и факты при внимательном к ним отношении, или тогда, когда они нас удивляют своей необычностью, непроизвольно привлекая внимание.

Для формирования внимания нужна содержательная деятельность (игровая, учебная, трудовая) ее глубокое осознание. Именно этому посвящены фундaментальные труды и по вниманию, и по деятельности.

Вместе с тем в экспресс-диагностических целях, а также в целях тренировки сосредоточения можно использовать разработанные специалистами по психотренингу различные психотехнические игры и упражнения.

Упражнения

( по Цзен Н.В., Пахомову Ю.В. /с некоторыми изменениями/) [ ].

1. "Пальцы"

Участникам группы удобно расположиться в креслах или на стульях, образуя круг. Переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде "Начали!" медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде

"Стоп!" прекратить упражнение. Длительность - 5-15 минут.

Упражнение позволяет проследить работу внимания "в чистом виде", благодаря бессмысленности верчения пальцев. Для многих задание оказывается трудным из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен. Если участник быстро засыпает во время упражнения (ни в коем случае не мешайте ему и не позволяйте мешать другим! ), то в будущем этот прием можно будет использовать для успокоения. Некоторые участники будут испытывать необычные ощущения: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Вероятно, они окажутся способными к самовнушению. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Постарайтесь понять причину этих явлений. Практически она всегда находится за пределами занятий. Если участнику становится очень смешно и он не может нормально работать, позвольте ему смеяться сколько угодно: смех защищает от тревоги. При выполнении упражнения требуется одно, а происходит обычно другое. Нужно сосредоточиться на выполняемом движении, но в какой-то момент участник вдруг застает себя за посторонними мыслями. Или обнаруживает, что забыл об инструкции; перестал следить за пальцами, взгляд прилип к яркой майке соседа или колыханию листвы за окном.

2. "Муха"

Для этого упражнения потребуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3х3 и небольшая присоска или кусочек пластилина. Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("Вверх!", "Вниз!", "Вправо!" или "Влево !") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" – центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди.

Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи", не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп!" и, вернув "муху" на центральную клетку, начинает игру сначала.

"Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности: стоит кому-то из них хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-то постороннем, и он тут же потеряет нить игры и вынужден будет ее остановить.

Обычно игра проходит оживленно, возбуждает интерес и стимулирует участников к дальнейшей работе. Некоторые учащиеся склонны к переоценке своей внимательности. Психотехническое упражнение "Муха" может быть особенно полезно тренеру в том случае, когда требуется развеять эту иллюзию.

В группах, не имеющих достаточного опыта работы с вниманием, длительное наблюдение за перемещающейся "мухой" приводит обычно к напряжению и усталости. Участники все чаще начинают соскальзывать с предмета своего сосредоточения, сбиваться и прерывают игру.

Поэтому ведущий должен следить за состоянием игроков и заканчивать упражнение до того, как в группе начнет нарастать раздражение и падать интерес. Работа "на измор" оправдана лишь в тех случаях, когда участники группы ставят перед собой специальную задачу: проверить и потренировать устойчивость своего внимания, то есть способность длительной концентрации на предмете.

Важной характеристикой внимания является его объем - широта той области, на которую оно может быть одномоментно распространено. Когда, разглядывая свой парадный костюм, вы вдруг замечаете проеденную молью дырку, область внимания мгновенно суживается до размеров обнаруженного дефекта. Это происходит как бы само собой. Но мы можем и произвольно регулировать широту зоны своего внимания.

3. "Фокусировка"

Участвующие в этом упражнение удобно располагаются в креслах. Глаза открыты или закрыты. По команде ведущего "Тело!" участники сосредоточивают внимание на своем теле, по команде "Рука!" - на правой руке. Затем идет последовательное сосредоточение на кисти правой руки - по команде "Кисть!", на указательном пальце правой руки - по команде "Палец!" и, наконец, на кончике пальца - по команде "Кончик пальца!". Команды подаются с интервалом 10 - 120 секунд.

Если после окончания игры само собой не завязывается обсуждение, ведущему следует расспросить участников о том, справился ли каждый из них с заданием, как им это удалось, и с какими трудностями они столкнулись. Игра будет полезна участникам в их работе над укрощением внимания, над развитием способности оперативно регулировать его объем. Кроме того, "фокусировка" позволяет освоить навыки концентрации на различных частях тела, являющиеся базовыми при овладении техниками саморегуляции.

Читая эту строку, вы не замечаете слов, лежащих строкой ниже, хотя они находятся в поле вашего зрения. Но вот вы дошли до следующей строки, и она сразу же попала в фокус вашего внимания. А вот строку, лежащую выше той, на которой вы сейчас находитесь, вы уже не видите. В данном случае мы имеем дело с переключением внимания, необходимым нам для того, чтобы продолжать чтение. Легкость переключения у разных людей различная. Переключаемость определяется в психологии как гибкость в управлении вниманием, способность быстро менять объект концентрации.

4."Дыхание"

Удобно устроиться в креслах или на стульях, расставленных по окружности. Расслабиться и закрыть глаза. По команде "Начали" мягко следить за дыханием. Не управлять дыханием и не нарушать его естественный рисунок. Через 5-15 минут по команде "Стоп" прекратить упражнение. Перейти к обсуждению.

Соль этого упражнения в том, что сконцентрировать внимание на чем-то и не вмешиваться в это невозможно, если сохранять при этом жесткий стиль сосредоточения. А дыхание является очень чутким индикатором нашего напряжения: любые колебания психических состояний отражаются на способе дышать. Подобно тому, как желание исполнить движение на соревнованиях "как можно лучше" приводит к нарушению сложившейся техники, желание сохранить естественный рисунок дыхания посредством активной работы должно нарушить его. Выходом из соревновательного затруднения для многих учеников является полная сосредоточенность на элементах техники и отрешение от конечного результата. Это действенный способ, а не панацея: мысли о результате могут просочиться в сознание и испортить все.

Поэтому спортсмен не должен останавливаться на формуле "углубись в процесс и забудь о результате". Упражнение "Дыхание" ставит участника перед парадоксом, разрешение которого лежит за пределами привычных психических стереотипов. По своему психологическому содержанию оно является миниатюрной копией одного из аспектов соревнований. Найдя решение на простой модели, можно попытаться перенести его и на более жесткие условия.

5. "Сверхвнимание"

Участники разбиваются на две группы: "мешающие" и "внимательные". "Внимательные" расставляются ведущим по периметру зала лицом к центру и получают отличительные знаки (нарукавные повязки, косынки или шапочки). Им дается инструкция: "Ваша задача - изобразить, сыграть, словно актер, войти в роль человека, полностью сосредоточенного на какой-то внутренней работе и не замечающего окружающего. (Ведущий показывает выражение лица человека с пустым, отсутствующим взглядом.) Вы должны вжиться в эту роль и, стоя с открытыми глазами и не закрывая ушей, не замечать того, что делают другие. Чтобы вам легче было справиться с заданием, попытайтесь ярко представить себе, будто вы смотрите увлекательный кинофильм или участвуете в опасном путешествии. Будьте последовательны в своей роли: когда закончится упражнение (то есть после моей команды "Стоп") и вас будут расспрашивать, утверждайте и убеждайте других в том, что вы действительно были полностью поглощены своими мыслями и ничего не видели и не слышали. Ясно?

"Мешающие" получают задание во время упражнения. Готовы? Начали!"

Упражнение длится 5-15 минут. За это время ведущий вместе с "мешающими" организует серию провокационных действий. Они скандируют: "Петя - гений внимания!" - разыгрывают в лицах анекдоты, инсценируют окончание занятий и уход из зала, изображают животных, просят у "внимательных" милостыню и прочее. При этом ведущий следит за тем, чтобы действия "мешающих" не оказались слишком эффективными. Он запрещает касаться "внимательных" и в критические моменты помогает им удержаться в своей роли. Затем следует команда "Стоп!" и начинается обсуждение.

Парадоксальность этого упражнения состоит в том, что действие инструкции продолжается после команды "Стоп!". Вероятно, "внимательный" иногда отвлекался от выполнения задания, но правила игры запрещают ему в этом сознаться. Он вынужден убеждать своих партнеров в том, что был абсолютно внимателен и ни разу не отвлекся. Недоверие и сомнения других участников занятия вынуждают "внимательного" прибегать ко все более веским аргументам и незаметно для самого себя все тверже убеждаться в несокрушимости своей концентрации. Игра предоставляет замечательную возможность поверить в свои силы, убедить себя, убеждая других.

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЬНОГО КЛАССА

Наши рекомендации