Психология познавательных процессов

Человеку необходимо постоянно находится в контакте с реальностью.

Отражение реальности происходит за счет:

· Сенсорно-перцептивных (ощущения и восприятие)

· Интеллектуальных процессов (мышления и воображения)

· Мнемических (память)

Осн источник инф-ции о внешнем мире – это ощущения.

Ощущения отражают отдельные свойства предметов.

Ощущ являются объективными( отражают реальные свойста)

Классификация ощущений по Шерингтону:

1. Экстероцептивные

§ Контактные ( тактильные,вкусовые,обонятельные)

§ Дистантные ( визуальные слуховые)

2. Интероцептивные (температурные ,болевые)

3. Проприоцептивные (промежуточные, координация положение тела)

Осн характеристики ощущения:

· Нижнего порога

· Верхнего порога

· Порог различительный

o Адаптация

o Сенсибилизация (повышение чувствительности за счет тренировки)

o Синестезия (процесс, в результате раздражение одного органа чувств, возникает раздражение и в другой обл)

Восприятие – психический процесс, в рез которого у человека возникает целостный образ предмета.

Осн св-ва восприятия:

· константность

· целостность

· предметность

· обобщенность

память – процесс сохранения во времени информации , полученной в результате взаимодействия человека с окр миром.

Классификация памяти:

Ø По длительности сохр материала:

· Мгновенная(иконическая, фотографическая)

· Кратковременная (ведущая)

· Оперативная

· Долговременная (в полном объеме

· Генетическая ( хромосомная)

Ø По способу запоминания (анализатор)

· Зрительная

· Слуховая

· Двигательная

· Эмоциональная

Ø В зависимости участия волевых процессов

· Произвольная

· Непроизвольная

Процессы памяти:

Психология познавательных процессов - student2.ru Запоминание

Психология познавательных процессов - student2.ru Сохранение

Психология познавательных процессов - student2.ru Воспроизведение

Психология познавательных процессов - student2.ru Забывание

Существующие приемы, облегчающие запоминания:

· Простые : наглядность, закрепление, повторение, правильная организация,смена деятельности

· Сложные: ассоциация, смысловая группировка, смысловые отношения

Внимание – осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действия, направленных на постоянный контроль над качеством протекания данных процессов.

Внешние (интенсивность раздражителя, структурная организация, новизна) и внутренние факторы (интересы, особенности нервной с-мы), влияющие на внимание.

Осн св-ва внимания человека:

Объем устойчивость концентрация распределение переключение

Эмоционально-волевая сфера личности

Вопросы:

1. Воля и регуляция поведения

2. Виды и роль эмоций

3. Эмоц состояние личности

4. Высшие чувства человека

Воля – сознательная регуляция и саморегуляция человека в своей деятельности, поведения и различн психический процессов, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных задач.

Признаки воли:

· Всегда есть определенное усилие

· Самоограничение

· Борьба мотивов

· План действий

· Отсутствие некоторого удовольствия

· Определенное моральное удовлетворение

Базовые св-ва воли:

Энергичность сила настойчивость выдержка

Вторичные (характерологические):

Решительность смелость самообладание уверенность в себе

Структура волевого акта:

Осознание проблемы – возникновение влечения (желания) – постановка цели – борьба мотивов – принятие решения – *длительное намерение* – выполнение.

Типичная форма безволия – лень.

Более глубокие нарушения волевых процессов – нарушены мозговые процессы – нарушения структур мозга – абулия и апраксия.

«Теория пренатальных матриц» Станислава Грофа

Несмотря на то, что мы живем в мире эмоций, часто мы не осознаем их!

Эмоция (лат. Emovere – возбуждать, волновать, переживание) – особый класс субъективных психических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру, людям, процессам и результатам практических действий.

Осн функции:

· Сигнальная (значимость событий)

· Регулятивная (побуждение к действию)

· Стимулирующая (направлена на оппонента)

· Оценочная

· Экспрессивная

· Коммуникативная

· Адаптивная

· Мотивационная

Не существует общепринятой единой классификации эмоций.

Основанием для классификации могут быть:

ü Интенсивность

ü Модальность (полож.отриц)

ü осознанность

ü длительность

ü влияние на организм

Кэрол Изард. Выделил девять базовых эмоций

1. интерес

2. удивление

3. гнев

4. презрение

5. стыд

6. радость

7. горе

8. отвращение

9. страх

Б.И.Додонов. десять типов личности:

1. гедонический (получение удовольствия от ощущений.приятный чай,одежда)

2. коммуникативный

3. эстетический

4. праксический (выполнение задач.получение удовлетворения)

5. романтический (отношения, туристические походы)

6. гностический (от получения знаний)

7. пугнический (от экстремальных ощущений)

8. акизитивный (от получения долгожданного в коллекцию)

9. глорический (получение удовольствия от славы, от популярности)

10. альтруистический ( от волонтерства)

эмоции по оказанному влиянию на нас делятся на:

o стенические (побуждают)

o астенические

осн эмоциональные состояния:

· настроения – общее эмоц состояние, окрашивающее в теч значительного времени все

в отлич от эмоций оно длительно и не так выражено.

Причины, влияющие на настроение: общая удовл жизнью, общ состояние здоровья.

· Аффекты – эмоц процессы, быстро овладевающие человеком и быстро протекающие.

Осн характеристики аффекта: быстрое возникновение, высокая интенсивность переживания, кратковременность, бурное выражение,

Снижение самоконтроля!

Сила аффекта подчиняется закону : чем сильнее желание, чем меньше результат – тем больше аффект.

Модальности аффекта : положит (восторг, энтузиазм. Безудержное веселье, отриц (ужас, гнев, ярость)

· Стресс – особая форма переживания чувств, близкое по своим психологич характеристикам к аффекту, но по длительности протекания, приближающаяся к настроению.

Т. Стресса разработал Ганс Селье (давление, напряжение)

Стресс острый.хронический, физиологический.психологический.

Стресс – это не всегда то, что нас истощает. Явл стимулятором

Фаза волнения

тревоги и мобилизации

стабилизации

переход к эффективным действиям

полная обессиленность

высшие чувства человека:

Психология познавательных процессов - student2.ru нравственные

Психология познавательных процессов - student2.ru интеллектуальные

Психология познавательных процессов - student2.ru эстетические

отличие чувств от эмоций. Чувства всегда осознаются, они относительно устойчивые, проявляются в конкретных эмоциях, носят предметный характер (чем-то обусловлены), чувства воспитываются.

Способы

Релаксации

Медитация

Физическая разрядка

Снижение значимости переживания (обесценивание)

Наши рекомендации