Определение сложных логических отношений и выделение абстрактных связей.

Методика.

Задание состоит из 20 пар слов – логических задач, которые предлагается решить испытуемому.

Надо определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов на основе «шифра» - таблицы, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти аналог, т.е. выбрать в таблице «шифр» пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения ограничено тремя минутами.

Бланк методики.

Шифр

А. Овца – стадо

Б. Малина – ягода

В. Море – океан

Г. Свет – темнота

Д. Отравление – смерть

Е. Враг – неприятель

1. Испуг – бегство А Б В Г Д Е
2. Физика – наука А Б В Г Д Е
3. Правильно – верно А Б В Г Д Е
4. Грядка – огород А Б В Г Д Е
5. Пара – два А Б В Г Д Е
6. Слово – фраза А Б В Г Д Е
7. Бодрый – вялый А Б В Г Д Е
8. Свобода – воля А Б В Г Д Е
9. Страна – город А Б В Г Д Е
10. Похвала – брань А Б В Г Д Е
11. Месть – поджог А Б В Г Д Е
12. Десять – число А Б В Г Д Е
13. Плакать – реветь А Б В Г Д Е
14. Глава – роман А Б В Г Д Е
15. Покой – движение А Б В Г Д Е
16. Смелость – геройство А Б В Г Д Е
17. Прохлада – мороз А Б В Г Д Е
18. Обман – недоверие А Б В Г Д Е
19. Пение – искусство А Б В Г Д Е
20. Тумбочка - шкаф А Б В Г Д Е

Ключ:

А Б Е А Е А Г Е В Г Д Б Е А Г Е В Д Б В

Оценка

Оценка в баллах
Кол-во правильных ответов 12-14 10-11 8-9

Инструкция.

«На бланке перед Вами 20 пар, состоящие из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи, и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр».

Вы должны сначала определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу. Время выполнения задания – 3 минуты".

Обработка данных.

Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, то можно считать, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Условно можно выделить интервал значений уровня сформированности понимания сложных логических отношений и абстрактных связей на основе величины оценок:

высокое - (7 - 9)

достаточно высокое - (5 – 6)

среднее - (3 – 4)

ниже среднего - (1 – 2) ( ).

Определение способностей к классификации

Для учащихся 5-6 классов можно использовать методику «Исключение».

Методика «Исключение»

Испытуемым зачитывают 5 слов и объясняют, что 4 слова объединены общим родовым понятием, а одно к такому понятию не относится или относится в меньшей мере. Такое лишнее слово надо найти и подчеркнуть в соответствующей строке. На запись дается 10 секунд. Затем зачитываются следующие 5 слов.

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

4. Лист, почка, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, неудача, выигрыш, спокойствие, удача.

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький.

13. Хата, печь, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Обработка

Оценка выводится в условных баллах по табл. № 1.

Таблица 1

Оценка в баллах
Кол-во правильных ответов 12-13

Для учащихся 10-11 классов можно использовать более сложный вариант методики «Исключение».

Психолог предлагает школьникам ряд слов, в каждом из которых одно обобщающее слово и в скобках – набор из пяти слов, два из них более связаны с обобщающим. Нужно найти эти два слова в каждой строчке и подчеркнуть.

1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, вода, тина).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).

8. Чтение (глава, книга, печать, картина, слово).

9. Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, редактор).

10. Игра (карта, игроки, штрафы, наказание, правило).

11. Война (аэроплан, пушки, сражение, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).

16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

19. Любовь (роды, чувства, человек, город, природа).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Оценка полученных данных осуществляется по табл. № 2.

Таблица 2

Оценка в баллах.
Кол-во правильных ответов (из 20). 14-15 12-13 10-11

На основе таблицы № 2 можно условно выделить четыре интервала значений в баллах, косвенно отражающих уровни развития мышления:

а) высокий уровень при интервале 8-9

б) достаточно высокий уровень при интервале 6-7

в) средний уровень при интервале 4-5

г) ниже среднего уровень при интервале 1-3

Наши рекомендации